Природа Приаралья стала источником вдохновения для многих мастеров кисти. В низовьях Сырдарьи за сравнительно небольшой период возникла своеобразная художественная школа, соединившая опыт народного декоративно-прикладного искусства и национальную цветовую гамму с практикой европейских школ живописи.
Ярко и самобытно творчество Салихитдина Айтбаева. Его имя носит художественная галерея Кызылорды. Живописные и графические произведения мастера хранятся в Казахском государственном музее искусств имени А.Кастеева, выставлялись в Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее.
Он родился в 1938 году в Кызылорде, позже переехал в Алма-Ату, где в 1961 году окончил художественное училище имени Н.В.Гоголя. Картины «Портрет отца» и «Счастье» сразу были отмечены на Всесоюзной молодежной выставке, а «Молодые казахи» стала, можно сказать, программным произведением национального изобразительного искусства.
В мир искусства он пришел в период так называемой оттепели, когда художники получили свободу творчества, которая придала им мощный импульс. Это было время, когда в стране появилась целая плеяда людей искусства, которые вопреки сложившемуся стереотипу по зову души и сердца обратились к истокам национальной культуры, истории и традициям народа и начали создавать реалистичные произведения искусства, в которых отразились правдивые картины повседневной жизни народа. Уникальный почерк и отличительные черты этого поколения художников, графиков и скульпторов, заложивших основы казахского художественного стиля, формировались на протяжении нескольких десятилетий.
В 30-50-е годы ХХ века в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, бурное развитие в искусстве получил социалистический реализм. Но в конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников, отказавшись от академических канонов, посвятила себя поиску своего стиля и выступила с собственной программой национальной школы живописи. Шестидесятые годы стали расцветом художественной мысли в Казахстане – «дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от академических канонов и даже конфликтовали с художниками предыдущего поколения, ориентированного на реалистичность в искусстве. Условно их назвали художниками-шестидесятниками.
Лидером поколения художников-шестидесятников стал Салихитдин Айтбаев. Его мастерская стала центром притяжения молодых талантов, здесь шли споры об искусстве, обсуждались новые имена. В этой мастерской состоялась презентация романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Попав в мастерскую к Айтбаеву, знаменитый итальянский художник XX века Ренато Гуттузо настолько проникся ее атмосферой, что написал картину «В мастерской Салихитдина Айтбаева». Художник пристально изучал наследие европейского модернизма, чтобы как можно тоньше передавать эмоциональные переживания. Не случайно творчество Салихитдина Айтбаева соединило в себе богатый духовный опыт Востока и Запада, прошлого и настоящего. Его работы стали той самой «времен связующей нитью».
Своей главной целью в творчестве С.Айтбаев считал создание уникального национального стиля. Первой работой, обозначившей новую веху в развитии казахской живописи, стала картина «Счастье». «Важно подчеркнуть, что картина, открывшая художника широкому зрителю, явилась итогом не только его собственного раннего творчества. В ней сказались искания многих. В «Счастье» Айтбаева есть своего рода предел той типизации и монументальности, которые были свойственны нашему изобразительному искусству в 60-е годы. Художник нашел, разумеется, не всеобщую, но довольно точную и конкретную формулу направления, которому коренным образом были чужды инсценировочная сюжетность и мелочная натуралистическая детализация», писал российский художественный критик и искусствовед Вильям Мейланд.
Картина художника убеждает нас в том, что счастье – это жить на родной земле и утверждать себя в единстве с ней. На переднем плане – фигуры юноши и девушки с волевыми лицами. Их образы гармонично вписываются в мягкие, плавные линии пологих холмов, заснеженных гор, уходящих в синие дали.
Изящные движения красновато-рыжих коней вливаются в этот мерный ритм, рождая ощущение вечности, красоты и величия жизни земли. Повсюду как бы звучит музыка самой природы. Двое молодых – хозяева этого прекрасного мира. Цвет их загорелых лиц, одежд повторяют краски земли, воды, неба, золотистых пастбищ. В декоративной щедрости цвета чувствуются традиции народных мастеров.
«Счастье» стало хрестоматийным полотном в казахстанском изобразительном искусстве. В 2018 году Национальный банк РК выпустил коллекционные монеты с изображением картины С. Айтбаева «Бақыт» («Счастье»), которые стали продолжением серии монет, призванных популяризировать богатство национальной культуры и раскрыть полный спектр направлений в изобразительном искусстве Казахстана.
«Земля и люди», «Табунщики», «Вечерние мелодии», «Гость приехал», «Ферма на джайляу», «Сыновья», «Собрание бригады»... Его картины – это мир счастья и душевного тепла, гармонии человека и природы. Он создал свою философию степи, отражающую его сложный личностный мир, нежно и трогательно запечатлевал образы стариков, юношей и детей. Обладая мощной притягательной энергетикой, заставляя зрителя ощутить силу, красоту и самобытность родной земли, они сразу становятся близкими и понятными. Им присущи лирический романтизм, простота и ясность композиционного решения.
Салихитдин Айтбаев работал в разных жанрах. Особенности философского миропонимания кочевой культуры художник отразил в пейзажах и зарисовках сцен сельской жизни «Мальчик с верблюжонком», «Встреча пастуха», «Целина», «За обедом», «Мать». Работал мастер и в портретном жанре. Особенным реализмом и правдивостью отличались «Портрет сестры Курлан», «Женщина в красном», портрет писателя Ануара Алимжанова. Особую привязанность художник испытывал к графике и создал иллюстрации к сборникам стихов Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», «Солнечные ночи», «Год Обезьяны», трехтомнику «Казахские народные сказки».
Одна из любимых тем художника – сцены из жизни простых людей. Незамысловатые картины родной степи, знакомые образы стариков, детей, лошади и верблюды на джайляу точно отображают национальный колорит. Творчество художника-философа вобрало основные тенденции времени и отличалось лаконизмом, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения. Художественная стилистика народного традиционного искусства, особое восприятие природы, цвет, ландшафтные формы – все это, преломляясь через сложный личностный мир самого художника, заставляет зрителя прислушаться к себе и ощутить биение пульса родной земли. С. Айтбаев обладал не только широтой взглядов, но и смелостью поисков новых вариантов живописи. Он был одним из тех творцов, кто музыкой своей души предвещал и возвещал становление профессионального национального изобразительного искусства.
С.Айтбаев рано ушел из жизни, но оставил яркий след в искусстве. Выдающийся мастер живописи, он был полон энергии, был настоящим философом, мыслящим, ищущим и созидательным. Созданная им школа живописи занимает особое место в национальном изобразительном
искусстве.
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |