• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
-4 °C
Ветер: 0.5 м/с
Влажность: 85 %
Давление: 760 мм

Улицы звездного городка

В нынешнем году исполнилось 65 лет первому и самому крупному в мире космодрому «Байконыр». В архивах городского музея истории этого космодрома есть немало интересных фактов о том, как начинали строить космодром и город Байконыр (в то время он назывался Ленинск).

…В СССР межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, разработанная для доставки водородной бомбы и использовавшаяся в дальнейшем как прототип ракет-носителей для осуществления пилотируемых космических полётов, потребовала создания нового полигона для её испытаний. Отметим, что ранее испытания советских ракет проводились на полигоне Капустин Яр, который расположен на границе Астраханской области России и Западно-Казахстанской области Казахстана. Работавшая в 1954 году государственная комиссия по выбору места для строительства полигона руководствовалась следующими критериями: обширный малонаселённый район, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве, наличие железнодорожной магистрали, пресной воды, расстояние между стартом ракеты и местом падения её отработанных ступеней. Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации полигона: Марийская АССР, Дагестан (западное побережье Каспийского моря), Астраханская область (вблизи города Харабали) и Кызылординская область Казахской ССР. Имелся ещё один важный фактор: первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Для её функционирования необходимо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150-250 км., третий — отстоящий от старта по трассе полёта на 300-500 км. Это условие, в конечном счёте, и стало решающим. Была выбрана Кызылординская область, поскольку в марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, в дагестанском — в труднодоступной горной местности, в астраханском — один из пунктов пришлось бы размещать в акватории Каспийского моря. Таким образом, для полигона была выбрана пустыня в Казахстане, к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии – Сырдарьи и железной дороги Москва-Ташкент. Также преимуществами послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору.

 Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустынной местности приблизительно между двумя райцентрами Кызылординской области – Казалинском и Жосалы, около разъезда Торетам Среднеазиатской железной дороги. С декабря 1954 по май 1955 года в этой местности работала рекогносцировочная экспедиция. В ее состав входили ракетчики с полигона Капустин Яр, строители-проектировщики военных объектов из ЦПИ-31, учёные-специалисты из ракетного НИИ-4 Министерства обороны СССР, военные медики-
эпидемиологи, специалисты по распространению радиоволн, топографы, геологи. Экспедиция разместилась в пассажирских железнодорожных вагонах, для которых на станции Жосалы был построен специальный тупик, обнесённый двухрядным заграждением из колючей проволоки. На этой территории располагался также прикомандированный из Туркестанского военного округа автобатальон для выполнения транспортных функций. Аэродром Жосалы был модернизирован и расширен, туда была перебазирована транспортная эскадрилья в составе трёх самолётов Ли-2 и шести лёгких – Ан-2. Данному району было присвоено кодовое имя «Район Леоновки», этот шифр значился в командировочных предписаниях.

12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР, предназначенного для испытаний ракетной техники. Район его формирования в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Руководителем строительства был назначен генерал-майор Г. М. Шубников. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Торетам 12 января 1955 года. А через два года население города составляло около четырех тысяч жителей. Встала необходимость строительства капитального жилья для семей. Ведь к тому времени под жилье были построены лишь несколько двухэтажных зданий казарменного типа по улице Садовой напротив современного госпиталя. В каждой комнате ютилось по несколько семей. Генеральный проект города был разработан главным инженером Центрального проектного института № 31 А.Н. Ниточкиным. Он предполагал строительство будущего города на берегу Сырдарьи. Осуществление проекта началось лишь в 1958 году и уже в видоизмененном виде в сторону поселка Торетам. Строительство велось кварталами. Дома возводились в 3-4 этажа, не выше. Внутри каждого квартала был двор. Здесь селили офицеров одной части, чтобы не было путаницы и неразберихи при сборах в случае тревоги. Кварталами был застроен район существовавших уже тогда улиц Речной и Центральной и еще недостроенных улиц Коммунальной (с 1968 года – улица М. Горького) и Советской Армии. Строительство шло в 1957-1960 годах. Первые дома № 3 и № 5 появились на улице, получившей позднее имя В. И. Ленина. Некоторые улицы получали названия строительных частей: кроме улиц Гвардейской и Саперной, построенных в 1956-1957 годы, была улица Симферопольская в честь седьмой инженерно-саперной Симферопольской Краснознаменной бригады, строившей первый старт.

После трагической гибели испытателей Е. И. Осташева и А. И. Носова их именами были названы улицы города: имя Осташева было дано безымянной улице, на которой в настоящее время расположено здание налоговой инспекции. Улица Симферопольская получила официальное название – улица А. И. Носова. В 1965 году после смерти Г. М. Шубникова улица Московская была названа в его честь.

В этот же период появились улицы 8 Марта, Советская, а также улицы, названные в честь космонавтов. В 1967 году улица Центральная была переименована в улицу космонавта В. М. Комарова. В 1968 году улице, которая неофициально называлась Садовой, было присвоено имя первого в мире космонавта Ю.Гагарина. После того, как в 1970 году на центральной площади был установлен памятник В. И. Ленину, она автоматически была переименована в площадь имени Ленина, а одноименная улица была переименована в улицу Космонавтов. Дело в том, что все первые космонавты после полета возвращались на космодром, встречались с жителями города на центральной площади и проезжали именно по этой улице.

В городе есть три проспекта. Они имеют очень интересную историю. Самый первый – имени Сергея Королева первоначально носил название Театральный. В 1968 году был переименован в Карла Маркса, а в 1992 году – в проспект академика С. Королева. Старейшую часть этого проспекта горожане начали именовать Арбатом. Это пешеходная часть, протяженностью в один километр, начинается от центральной площади и заканчивается у площади Королева. В 1989 году она была оформлена под Московский Арбат по инициативе генерала Ю. А. Жукова. Второй проспект – проспект Гагарина, появился путем переименования улицы Гагарина в 1978 году.

В Байконыре уже в период независимости Казахстана появились улицы в честь народных казахских героев и просветителей – батыра Жанкожи Нурмухамедулы и Сакена Сейфуллина. Сейчас в городе самая длинная улица длиною в 4 километра 120 метров – это проспект Абая. Ушли в историю такие названия улиц, как Ленина, Космонавтов, Коммунальная, Комсомольская, Советская, Центральная и другие.

Р.S Материал подготовлен по данным городского музея истории космодрома «Байконыр», архива и центральной библиотеки г. Байконыра.

 Мира ЖАКИБАЕВА
Кызылординские вести / Четвертая полоса 24 сентябрь 2020 г. 294 0