Аскар Токмагамбетов принадлежит к той плеяде ярких и самобытных писателей и поэтов, которые заложили основы современной казахстанской литературы. Творчество его отличалось многранностью и широтой жанров.
В мир поэзии он ворвался стремительно и ярко, став одним из самых читаемых и востребованных авторов. За почти полвека своей творческой деятельности он оставил богатое наследие, отличающееся широтой тематики, выпустил более тридцати книг. «Творчество Аскара Токмагамбетова, можно сказать, было насыщено духом времени: он был своевременен, был активным певцом трудовой жизни народа», – писал о поэте ученый и литературовед, профессор Муслим Базарбаев.
А.Токмагамбетов родился в 1905 году в Теренозекском районе Кызылординской области. Сын бедняка, с раннего детства познал нужду и рано узнал, что значит тяжелый труд, тяготы и лишения жизни. И все же, несмотря на все превратности судьбы, в мальчике не угасала жажда знаний, стремление к учебе. Азы грамоты постиг у славившегося в округе Кара Молды, известного своей образованностью ученого-богослова. Способность к стихосложению обнаружилась в мальчике рано, он серьезно увлекался поэзией, сочинял стихи, особый интерес проявлял к произведениям устного народного творчества, наизусть заучивал старинные песни, остроумные шутки, эпические поэмы. Много позже, вспоминая детство, поэт писал: «Отец мой увлекался стихами, иногда сам сочинял их. Он был большим любителем эпических поэм, усердно собирал их и бережно хранил в переплетных папках. Позже, когда я научился грамоте, он подолгу заставлял меня читать эти поэмы вслух и сам слушал их с глубоким вниманием. В те годы в Кзыл-Ординской области было много поэтов: Омар Шораяков, Канлы Жусуп, Кете Жусуп, Данмурын и другие. В основном они увлекались айтысами. Я списывал их произведения и зачитывался ими. Много бродил я и по аулам вместе с поэтами-импровизаторами и певцами-исполнителями».
Когда в степи установилась Советская власть, вместе со сверстниками Аскар продолжил обучение в открывшейся в ауле школе. В 1924 году поступил в Ташкентский политехникум, но вскоре начал активно заниматься журналистской деятельностью. В 1926-1930 годах работал в редакциях газет «Лениншіл жас» («Жас алаш») и «Социалистік Қазақстан» («Егемен Қазақстан»). По решению Компартии Казахстана был направлен на учебу в Москву, где поступил на редакционно-издательское отделение института журналистики. Годы учебы в Москве оказали особое влияние на становление таланта молодого поэта. Он знакомится здесь с шедеврами мировой литературы, изучает произведения классиков русской литературы и советских писателей. Все это способствовало расширению кругозора писателя, формированию его творческого стиля и почерка. В 1932 году, успешно закончив учебу, он работал заведующим отделом в газете «Социалистік Қазақстан», редактором газеты «Қазақ әдебиеті», вел огромную работу по пропаганде родного языка и много писал.
Большое воздействие на поэта оказала поэзия великого Абая и продолжателей его традиций в казахской литературе Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Ильяса Жансугурова. Вместе с тем, осваивая традиции основоположников казахской современной литературы, он учился у классиков русской литературы. Многие произведения поэта были написаны под влиянием казахского фольклора.
Лейтмотивом раннего творчества поэта стали темы свободы и равноправия народа, которые принесли в степь революционные преобразования. Лирический герой поэта активно участвует в строительстве социализма. Первые стихи тех лет вошли в сборники «Песня труда» и «Сатирические стихи», изданные в Кзыл-Орде в 1928 году. В стихотворении «В день Наурыза» поэт призывал бедняков объединиться для совместной обработки земли. С Наурызом, праздником нового года, казахи испокон веков связывали начало весенних полевых работ, отгон скота на летние пастбища. Поэт описывает особенность нынешнего Наурыза, когда сельчане объединились в артели и кооперативы для совместного ведения хозяйства. Стихотворение направлено против баев и волостных правителей, которые, все еще надеясь сохранить свои привилегии, всячески препятствовали новой жизни – закапывали в землю зерно, прятали скот, выступали против активистов – выходцев из бедняцко-батрацкой среды.
Культурные преобразования в аулах и городах, рост политической сознательности народа – вот основной круг тем его стихотворений. В стихотворениях «Умелец», «Учащийся», «Учитель» поэт призывает народ учиться, ратует за просвещение.
С приходом Советской власти в степи начали использовать технику. Появившиеся тракторы, комбайны, молотилки и другие новшества казались степнякам чудом. А.Токмагамбетов писал о значении науки в строительстве новой жизни в Казахстане.
В 30-х годах в казахской степи произошли большие перемены. В сельской местности был установлен колхозный строй, претворен в жизнь план индустриализации страны. В Казахстане были введены в строй действующих промышленные предприятия. Полным ходом шла добыча угля в Караганде, плавилась медь на Карсакпайском медеплавильном заводе. Большим событием стало введение в строй Туркестано-Сибирской железной дороги. Она соединила бескрайние степи Казахстана с Москвой. Горячо откликнулись на это событие казахстанские писатели. В стихотворении «На стыках Турксиба» (1930 г.) поэт показывает, в каких трудных условиях шло строительство дороги, как народная сила изменила облик родной земли. Создавая героические образы строителей, он показывает главное качество строителей – их героизм и самоотверженность. Стихотворение проникнуто пафосом созидательного труда и построено в форме вопросов и ответов:
«Преодолев высоты, перейдя перевалы,
Построил дорогу какой герой?
– Мужественный рабочий,
Сильный и отважный».
Воспевая важные события той эпохи, А.Токмагамбетов выбирает присущий народной поэзии жанр толгау – своеобразную исповедь-размышление. Жанр был присущ поэзии выдающихся казахских акынов Жамбыла Жабаева, Кенена Азербаева. В поэме «На страже» (1934 г.) поэт показал внутренний мир героя-труженика. Главный герой поэмы – сторож Ыскак, который выступает против врагов колхозного строя, пытающихся угнать скот. Наряду с Ыскаком, поэт создал ряд других образов, в том числе отрицательных героев – воров и вредителей. Через образ Ыскака поэт показал честных тружеников, которые своим упорным и кропотливым трудом добиваются успехов в работе. Молодой пастух Ыскак трудолюбив, скромен, обладает большой силой воли. На слете животноводов ему предложили место в президиуме. Гордый от оказанного ему доверия, он вспоминает прошлую жизнь:
«Даже на пирах ничего не удостаивавшийся,
Ты сидел у порога, позади всех, на самом краю.
А сегодня, прославленный табунщик, страж,
Сидишь важно на почетном месте».
Поэт показывает, как внимание и почет, оказываемые человеку труда, вдохновляют его на новые подвиги. Охраняя совхозный скот, главный герой вступает в поединок с вором, пытающимся угнать под покровом ночи колхозный скот. От смерти его спасли подоспевшие вовремя односельчане. К середине 30-х годов герои А.Токмагамбетова активно участвуют в строительстве новой жизни. Некогда забитые, отсталые неграмотные бедняки становятся ударниками труда, стахановцами. Во многих лирических произведениях поэт, сопоставляя старую и новую жизнь, создал контрастные картины родной земли. В стихотворении «Мырзашөл» («Голодная степь») он показывает картины казахской степи в прошлом, бессилие людей перед силами природы. Разнообразные картины природы поэт рисует во многих своих произведениях. И везде они перекликались с жизнью и делами тружеников.
Одна из главных тем поэзии А.Токмагамбетова – равноправие женщин. Поэт с гордостью писал о том, что прежде бесправные женщины степи получили свободу и право самим решать свою судьбу. Этой теме посвящена поэма «Қарақыз». Единственная дочь старой Мариям Каракыз была умна и красива. Она решительно отвергла ухаживания байского сына Есима. Выбрав момент, Есим похитил девушку и избил ее плетью. Далеко за аулом девушка погибла от побоев. Не выдержав горя, ушла из жизни и ее мать. Так закончилась жизнь беззащитной семьи в дореволюционном казахском ауле. В поэме показано бесправие женщин-казашек, повсеместно распространенные в степи социальное неравенство и угнетение. Смерть Каракыз – протест против произвола, рабства и унижения человеческого достоинства.
В стихотворении «Приветствую» поэт воспевал свободу женщины. Некогда угнетенная и униженная, с приходом Советской власти она становится равноправным членом общества.
В 1935 году передовая общественность отметила 10-летие литературной деятельности поэта. В газетах и журналах появляются статьи, в которых отмечались боевой темперамент поэта, верность избранному пути. Он задумывается над созданием цикла произведений о строителях коммунизма. Осуществил он этот замысел в суровые годы войны.
С началом Великой Отечественной творчество поэта обрело идейную остроту и насыщенность.
А. Токмагамбетов вместе с другими отправился на фронт. Но продолжал писать. Появившиеся в сложные и трудные для страны годы произведения «Кот, подражающий льву», «В аду» разоблачали зверства фашистских захватчиков. И в то же время в них показана слабость врага перед исторической правотой и единством народов огромной страны, вставших на защиту своего Отечества. Поэт создал целый ряд положительных образов: солдат, сражающийся на фронте с врагом, рабочий, кующий победу в тылу, матери и жены, ждущие своих сыновей и мужей. Все они жили одним: скорее разгромить врага. В стихотворении «Габдулхай» (1942 г.) поэт рисует образ отважного воина. Стараясь добыть «языка», он совершил геройский поступок:
«Доставить из тыла «языка» –
Это только часть дела.
Главное в том, что, убивая врага,
Надо уметь любить Родину».
Произведения А.Токмагамбетова военных лет проникнуты пламенным гражданским пафосом. Они были полны патриотизма и носили ярко выраженный агитационный характер. В первые же дни войны в Гурьевской областной газете было опубликовано стихотворение «Победа за нами». В нем выражена уверенность в том, что советский народ победит в этой священной войне:
«Если спросят: «Кто победит
В борьбе справедливости и зла?»
Ответим: «Мы победим,
Наше дело правое».
Стихи «За Москву», «Девушка-снайпер», «Великаны, одолевшие смерть» появлялись на газетных полосах вместе с сообщениями о военных действиях. В 1941 году в боях под Псковом погиб семнадцатилетний старший сын Аскара Токмагамбетова Торебек, на которого поэт возлагал большие надежды. Талантливый юноша, он так же, как и его отец, писал стихи.
Поэт живо откликался на все важные события военных лет. Посетив в 1943 году нефтяников Эмбы, он пишет стихотворение «Мұнайшылар, мұнай бер!». Он призывал работников этой отрасли давать стране больше нефти, удовлетворяя нужды фронта и тем самым приближая час Победы.
В стихотворении «Любимому другу» (1943 г.) поэт создает образ лирического героя, который глубоко осознает свой высокий долг защитника Родины, готового пожертвовать жизнью ради Победы. Образ лирического героя, судьба которого слита воедино с судьбой Родины, поэт создал в стихотворении «Любимой». Герой стихотворения – человек с высокими благородными идеалами, который ясно осознает свой долг перед Родиной. Стихотворение было положено на мелодию русской песни «Застольная» и стало популярным в годы войны. Она стала лирической исповедью бойца, который сражался на полях битв и всем сердцем стремился к своей любимой.
Многие стихи поэта – «Наша Сауле», «Прощание», «Письмо Фатимы», «Жди меня» – были положены на музыку и часто звучали в концертных программах тех лет.
В творчестве писателя особое место принадлежит сатире. К этому жанру литературы он обратился еще в начале своего творческого пути. Разнообразные и актуальные по теме фельетоны и сатирические стихи А.Токмагамбетова «Мулла», «Подозрительное шептание» публиковались на страницах областных и республиканских газет и стали классикой сатирического жанра. Особое развитие сатира в творчестве писателя получила в годы войны. Его стихотворные фельетоны, выражающие гнев народа против чудовищных преступлений гитлеровских захватчиков, имели большой успех.
Славу острослова и беспощадного критика завоевал писатель благодаря сатирическим стихам и фельетонам на темы современности. Многие темы, поднимаемые в них, актуальны и в наше время. Сатира стала острым оружием поэта в разоблачении человеческих пороков. Создавая портреты болтунов и бездельников, лодырей и тунеядцев, выскочек и демагогов, поэт высмеивал уродливые стороны жизни. «Қазақтың қырғи тілді ақыны» назвал его Мухтар Ауэзов. Таких честных и бесстрашных сатириков сегодня остались единицы, считают те, кто был знаком с писателем.
А.Токмагамбетов стал учителем и наставником для начинающих литераторов. Многие известные писатели Казахстана считали его своим учителем. Как вспоминал известный казахский поэт и драматург, народный писатель Казахстана Абдильда Тажибаев, А. Токмагамбетов сыграл решающую роль в его судьбе, взяв под свою опеку. Именно он помог ему опубликовать в газете «Жұмысшы» первое стихотворение «Молот рабочего», которое стало для восемнадцатилетнего юноши путевкой в мир поэзии.
В числе учеников Аскара Токмагамбетова – заслуженный деятель культуры Казахстана, акын-импровизатор Надежда Лушникова, почти 30 лет обучавшая подрастающее поколение казахскому языку. Он стал ее учителем в поэзии и вывел на сцену айтыса.
Аскар Токмагамбетов – автор более восьмидесяти книг. Он активно работал в кино и драматургии. По его киносценарию «Если бы каждый из нас» Султанахмет Ходжиков снял фильм. На сценах театров республики по его пьесам поставлены спектакли «Арман азабы» («Муки мечты»), «Тоқсан толғау» («Девяносто изречений») и другие.
Он прошел большой творческий путь. В его произведениях, актуальных и поныне, нашла отражение целая эпоха. И поныне свежо и актуально звучат строки его произведений, в которых ярко отражены образность и выразительность народной поэзии и звучит высокий пафос гражданственности.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |