• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ

Антимонопольный контроль за экономической концентрацией является одним из важных направлений конкурентного законодательства. Целью такого контроля является предупреждение создания на рынке доминирующих субъектов и злоупотреблений ими полученной в результате экономической концентрации значительной рыночной властью.
В процессе своего развития любой субъект рынка для усиления своей позиции на рынке нуждается в повышении своей эффективности. Одним из основных способов достижения этой цели является экономическая концентрация субъектов рынка.
Термин «экономическая концентрация» традиционно используется для обозначения изменения состояния конкурентных сил на рынке в результате совершения сделок по приобретению контроля над другими субъектами рынка.
Рассмотрение ходатайств о согласии на экономическую концентрацию согласно постановления Правительства Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 45 является государственной услугой, оказываемая антимонопольным органом и данная услуга оказывается на бесплатной основе.
В целях предотвращения возникновения монопольного положения и (или) ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 201 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), либо его уведомлении о сделках, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 1 статьи 201 Кодекса.
Субъекты рынка, намеревающиеся совершить экономическую концентрацию, обращаются в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия на экономическую концентрацию или уведомляют антимонопольный орган о совершенной экономической концентрации.
В случае, если экономическая концентрация проводится с применением конкурсных процедур (аукционы, тендеры, конкурсы), ходатайство может представляться как до начала конкурсной процедуры, так и после, но не позднее тридцати календарных дней с даты объявления победителя, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
Экономическая концентрация, совершенная без согласия антимонопольного органа, которая привела к установлению монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции, может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа.
Государственная регистрация, перерегистрация субъекта рынка, прав на недвижимое имущество, осуществленные в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны в судебном порядке незаконными и отменяются по иску антимонопольного органа.
Экономической концентрацией признается:
1) реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения;
2) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей участия в уставном капитале, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия в уставном капитале, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось пятьюдесятью или менее процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) указанного субъекта рынка.
Данное требование не распространяется на учредителей юридического лица при его создании;
3) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество;
4) приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;
5) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности.
Экономическая концентрация согласно Кодексу запрещается, если она  приводит к ограничению конкуренции.

Ж. Кенжалиева,
заведующая отделом департамента Комитета по регулированию
естественных монополий и защите
конкуренции Министерства национальной
экономики Республики Казахстан
по Кызылординской области
Новости / Новости и События 30 октябрь 2017 г. 572 0