• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КОМПЛЕКС «БАЙКОНУР»: КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РК

На недавнем брифинге в Службе центральных коммуникаций в г. Астане с участием членов Конституционного совета Республики Казахстан прошла информация, что Договор аренды комплекса «Байконур» и Соглашение о взаимодействии правоохранительных органов по обеспечению правопорядка комплекса «Байконур» признаны неконституционными.
В частности, член Конституционного совета РК Виктор Малиновский отметил, что это противоречит нормам Конституции о суверенитете РК, при этом указав, что основанием для этого явилось обращение Кызылординского областного суда по поводу того, что граждане Республики Казахстан (исходя из этого договора) привлекались к ответственности по законодательству РФ.
Ситуацию комментирует заместитель акима Кызылординской области, специальный представитель Президента РК на комплексе «Байконур» Серик Кожаниязов:
Необходимо отметить, что этот вопрос рассматривался еще в 2001 году.
Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 7 мая 2001 года №6/2 были  признаны не соответствующими Конституции Республики Казахстан следующие нормы:
1) часть вторая пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса «Байконур»;
2) статьи 5, 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур», в части юрисдикции правоохранительных органов и судов Российской Федерации в отношении граждан Казахстана на территории Республики Казахстан.
С учетом этого казахстанской стороной неоднократно инициировалось рассмотрение данного вопроса на заседаниях межправительственной комиссии по комплексу «Байконур».
После неоднократно возникавших разногласий Сторон по данному вопросу заместитель Председателя Правительства РФ, сопредседатель МПК по комплексу «Байконур» Д. Рогозин 29 июля 2016 года в письме на имя первого заместителя Премьер-Министра РК (исх.№5566п-П7) предложил «в целях исключения предпосылок к возникновению социальной напряженности среди городского населения» снять вопрос с рассмотрения МПК.
Основываясь на заключении Конституционного Совета РК от 7 мая 2001 года № 6/2,  казахстанская  сторона на 5-м заседании МПК добилась принятия решения, что казахстанская сторона представит российской стороне до конца 2017 года по дипломатическим каналам предложения по вопросам юрисдикции и взаимодействия правоохранительных органов на комплексе «Байконур».
В связи с этим казахстанской стороной были выработаны предложения и      7 ноября 2017 г. через МИД РК по дипломатическим каналам направлены на рассмотрение российской стороне (исх. № 1-2-4-97/4118-И от 26.10.2017 г.).
После внесения соответствующих изменений вопрос будет решен окончательно.


Справочно: Согласно п.6.12 ст.6 Договора аренды комплекса «Байконур» и ст.ст. 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса «Байконур», рассматриваются правоохранительными органами РФ.
Постановлением Конституционного Совета РК за №6/2 от 7 мая 2001 года данные нормы признаны не соответствующим Конституции РК, а значит, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению.
После подписания Меморандума между РК и РФ о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса «Байконур» Президентами РК и РФ от 9 января 2004 года, поручено Правительствам двух государств внести в течение  2004 года согласованные изменения и дополнения в указанные документы.
В связи с этим была создана двусторонняя рабочая группа, которая несколько раз проводила свои заседания, и по результатам обсуждений  выработала единую позицию о внесении изменений и дополнений в вышеназванные международные акты.
Изменение удалось внести 03.10.2006 г. после подписания Правительствами двух государств Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимодействии правоохранительных органов на комплексе «Байконур».
В соответствии с внесенными изменениями в статью 5 Соглашения граждане Республики Казахстан, а также граждане третьих государств и лица без гражданства, зарегистрированные на территории Республики Казахстан (за исключением территории комплекса «Байконур»), в случае совершения преступления на территории комплекса «Байконур» привлекаются к ответственности правоохранительными органами Республики Казахстан по законодательству Республики Казахстан.
Таким образом, по всем принятым и разрешенным уголовным делам и материалам проверок вопросов и разногласий между сторонами не возникало.
Вместе с тем, вопросы рассмотрения в отношении граждан РК материалов, составленным по административным правонарушениям на территории комплекса «Байконур», а также исполнение наказаний за совершение административных правонарушений на территории комплекса «Байконур», оставлены без изменения.
При этом, согласно ст.4 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» лицо, совершившее административное правонарушение на территории РК, подлежит ответственности по настоящему Кодексу.
Административным  правонарушением, совершенным на территории РК, признается деяние, которое начато или продолжилось, либо окончено на территории РК. Действие настоящего Кодекса распространяется также на административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РК.
Поскольку территория комплекса «Байконур» является неотъемлемой частью территории РК, а г. Байконур - административно-территориальной единицей РК, лицо, совершившее на этой территории административное правонарушение, предусмотренное КоАП РК, подлежит привлечению к административной ответственности по вышеназванному Кодексу РК.
Однако, правоохранительные и контролирующие органы РФ, расположенные на территории комплекса и г.Байконур и военный суд №26 РФ, ссылаясь на п.6.13 ст.6 Договора об аренде и ст.ст. 4 и 5 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов, в отношении граждан РК при совершении административных правонарушений на территории комплекса «Байконур» и г.Байконур   возбуждают административное дело и привлекают их к административной ответственности в соответствии законодательством РФ.
А в п.6.13 ст.6 вышеназванного Договора и в ст.ст. 4 и 5 Соглашения вопросы действия административного законодательства в пространстве не конкретизированы.
В указанных договорах речь идет только о том, что правопорядок, безопасность, особый режим и охрану комплекса «Байконур» устанавливает и обеспечивает Арендатор, что правоохранительные органы РФ рассматривают дела и материалы о правонарушениях, указанных в п.1 ст.5 Соглашения в соответствии с законодательством РФ (данное положение Соглашения, как известно, признано Конституционным Советом РК не соответствующим Конституции РК).  
На запрос прокуратуры г. Байконур о количестве рассмотренных административных материалов в отношении граждан РК, 26 гарнизонный военный суд дал пояснения об отсутствия статистических данных в отношении лиц по гражданству.
Из-за несовершенства и несоответствия законодательству РК международных договоров и соглашений по комплексу «Байконур» до настоящего времени граждане РК, проживая на ее территории, за совершение правонарушений на комплексе «Байконур» подвергаются административному наказанию российскими правоохранительными и судебными органами по законам РФ.
В связи с тем, что статья 5 Соглашения признана Конституционным Советом РК не соответствующей Конституции РК, полагаем необходимым внести конкретные изменения и дополнения в Соглашение, предусматривающие административную ответственность граждан РК, совершивших административные правонарушения на территории комплекса и г. Байконур, по Кодексу об административных правонарушениях РК.
Кроме того, в вопросах функционирования отдела судебных исполнителей Админстратора судов Кызылординской области по г. Байконыр существуют проблемы по исполнительному производству, где ответчиками являются работники российских предприятий и организаций.
Новости / Новости и События 13 февраль 2018 г. 858 0