• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

    В творческой лаборатории и политическом дискурсе Елбасы тема отечественной истории не нова и не эпизодична. Как отдельные ее этапы, так и целые эпохи в свое время исследованы им в книгах «Без правых и левых», «На пороге XXI века», «Уроки истории и современность», «В потоке истории», «Эпицентр мира», «В сердце Евразии», «Казахстанский путь», «Уроки Великой степи», статьях, интервью, речах, концептуальных и программных документах. Статья «Семь граней Великой степи» – их логическое продолжение.

Нарушив молчание веков 

Это духовно-интеллектуальное Послание Нурсултана Абишевича нашло живой и заинтересованный отклик не только в сердцах казахстанцев, но и за пределами нашей страны. За этим восстает и копившаяся веками боль о неспра­ведливо забытых по разным причинам страницах истории евразийской цивилизации, без которых картина антропокультурной истории Земли остается неполной, а где-то искаженной, запутанной.

Начало формы

Приведу только три цитаты, свидетельствующие о том, как эта неполнота ощущалась казах­скими интеллектуалами в ХХ веке. В 1919 году один из пламенных трибунов Алаша Смагул Садуакасов, выступая на страницах журнала «Трудовая Сибирь», писал в своей статье «Нужды аула. Очерки казахской жизни»: «Вот Степь – родина казаха, где создавалась его многовековая история, которую никто не ­изучал, где вложено все его богатство, которым воспользовались многие, но которое тоже никто не изучал… Вот аул, служивший и продолжающий служить «золотым дном» для пронырливых купцов и торговцев и вообще «ученых» людей, которые тоже не постарались сделать ему чего-нибудь хорошего».

В середине ХХ века Ануар Алимжанов размышлял устами героев своих повестей: «Народы, населявшие наши степи в далекой древнос­ти, были обладателями высокой культуры строительства. Они строили великолепные каналы, города, крепости, дворцы. Великие города были на нашей земле… Казахская степь тоже древняя, но еще не прочитанная книга. Почему же до сих пор никто не решился раскопать Отырар?.. Что если разбудить угасшую память о нем?!.. Отырар – это многовековая тайна родной степи».

В те же годы Сатимжан Санбаев в книге «Когда жаждут мифа» вывел образ молодого ученого, который говорит: «Моя мечта: по сохранившимся художественным памятникам попытаться увидеть, чем жили мои предки. Все только и знают, что пишут и говорят о набегах и войнах, а мне хочется знать духовную сторону жизни степняков. Государства, может быть, и создавались войнами, но высокой основой жизни, наверное, было искусство».

В те времена вопрос этот остался без ответа. Что было неудивительно в условиях тоталитаризма, повсеместно обрекавшего людей на историческое беспамятство в угоду собственным теориям «сотворения мира».

Еще один важный мотив, о котором нельзя не упомянуть. Когда говорят, что казахская степь – отцовская юрта Великого Тюркского эля, то это не просто устойчивая метафора или дежурный комплимент. В этой фразе отражены и большие надежды, возлагаемые на возрождающийся свободный Казахстан со стороны как близко- и дальнородственных, так и не обязательно родственных, но симпатизирующих и солидарных народов Востока и Запада. Нет никаких сомнений, что и новый культурно-идеологический месседж Елбасы в том числе работает и на воплощение этих надежд.

В национальной философии казахов всегда были сильны императивы активной гражданской позиции, понимания дарованного человеку таланта как поручения свыше, пожизненных творческих исканий, достижения гармонии с самим собой и с Вселенной.

Устами гениального Абая эти правила выражены в короткой назидательной формуле: «Не будь франтом, падким на изменчивую моду. Если есть в тебе искра божья – взвали на себя посильную ношу, чтобы найти пустующую нишу и лечь прекрасным изразцом в стену Мироздания».

Нурсултан Назарбаев – созидатель, выполнивший и продолжающий выполнять этот духовный завет.

Приглашение в историю

Прошлое народа – зеркальный родник, в который смотрится и из которого черпает духовные силы и мудрость веков каждое новое поколение.

Разработанная Президентом Казахстана концепция модернизации исторического сознания ценна не только своей социальной направленностью, но и тщательной социологической продуманностью.

В тексте статьи узнаваемы подходы с применением контентного, сравнительно-исторического и факторного анализа места и роли Великой степи в мировой культуре, что позволило выделить ее ключевые признаки.

Не любитель упрощать сложные и многомерные понятия, все же возьму на себя смелость пока что в предварительном, условном и рабочем порядке рассмотреть «Семь граней Великой степи» в несколько иных аспектах и терминах.

Итак, чем нам дорого наследие наших предков? В чем мы можем и должны подражать им в их отношении к себе и к миру?

Это – экономизм (всадническая культура), этатизм (Золотой человек), технологизм (металлургия Великой степи), эстетизм (звериный стиль), ойкуменизм (колыбель Тюркского мира), эргономизм (Великий шелковый путь), экологизм (Казахстан – родина яблок и тюльпанов) мышления степняков.

Наверное, меня не будут судить слишком строго, если допущу еще одну мысль о месте и роли Великой степи в глобально-исторической системе координат. Человеческая история учит нас тому, что истина не выбирает географии и остается таковой в любой точке планеты. В этом плане историческое мышление наших предков коррелировалось с мировоззрением других развитых цивилизаций прошлого.

Вспомним восприятие мироздания в античной литературе, где боги – это те же самые люди, только абсолютизированные, тот же самый привычный мир, но взятый как некий абсолютный космос. Примерно в том же ключе мыслили наши предки, которые в своей мифологии обобщали соответствующие области природы, как разумной, так и неразумной. Посредством такого принципа мировоззрения народы Великой степи воспринимали себя неотъемлемой частью природы, живя в полной гармонии с мирозданием.

Примерно так же дело обстоит и с воззрениями мыслителей средневекового Востока, которые стали не просто «прямыми наследниками» античной традиции. Опережая время, их учения в последующих веках перекликались со взглядами выдающихся мыслителей Нового времени. К примеру, мы находим удивительную содержательную перемычку между философскими представлениями Абу Насыра аль-Фараби и положениями немецкой классической философии.

Такая цивилизационная сцепка со всей очевидностью говорит о том, что грани Великой степи возникали, формировались и оттачивались отнюдь не на периферии глобальных исторических процессов. Они созидались в гуще мировых трендов своего времени.

Реализм статьи Президента подтверждается и тем, что, не витая в «академических» эмпиреях, он строит свои размышления на научно доказанных, а значит вполне проверяемых фактах, событиях, закономерностях. Этот предметный и земной, вечный и «вещный» мир можно не только изучать по книгам и фильмам, но и вживую увидеть, услышать, потрогать и даже ощутить на запах и вкус.

…Люди моего поколения родились и выросли в середине прошлого века. Вспоминаю, как мы, мальчишки, оседлав коней, отправлялись вдоль дорог, по которым когда-то ходили вьючные караваны, а теперь курсировали автомобили и поезда. Как сейчас вижу силуэты женщин, что, собравшись в урочный час, выводили на кошмах и тканях народные орнаменты, разъясняя дочерям их значения и смыслы. Детская охота за свинцом, который плавили и заливали в асычные биты с соблюдением всех тонкостей. Короткая пора любования цветением диких тюльпанов, ради чего ребята целой ватагой ездили на велосипедах за многие километ­ры от дома. Путь был нелегким, но гораздо труднее было удержаться от желания нарушить пугающие запреты аксакалов («не рви зелень – усохнешь как лист») и все же собрать несколько букетиков, чтобы преподнести дорогим сердцу людям.

Этот небольшой экскурс в страну своего детства я предпринял с единственной целью: показать, что культурная инициатива Елбасы, что называется, затронула глубинные струны и сразу вызвала гамму позитивных ассоциаций и аналогий. За этим я усматриваю мощный консолидирующий заряд, созывающий к совместному творческому поиску всех людей, независимо от их этнической, языковой, культурной, религиозной, расовой принадлежности.

К конструктивному взаимодействию располагает и выбранная Президентом морально-этическая тональность. В статье нет ни малейшего намека на собственное возвеличение за счет принижения других народов, как об этом пишет сам Нурсултан Абишевич. Напротив, он призывает смотреть на Великую степь с универсальных гуманистических позиций, соглас­но которым истинность знания не зависит от того, где и кем оно получено, знание является общей собственностью и не подлежит отчуждению в пользу отдельного лица или группы, стремление к истине должно преобладать над всеми другими мотивами, все научные достижения должны подвергаться публичной критичес­кой ­оценке, наука должна носить созидательный характер.

Содействовать тому, чтобы граждане были достойны своей истории, хорошо знали ее и умели грамотно донести до других ее ключевые вехи, продолжали славные традиции предков и на каждом новом витке развития подражали их лучшим дос­тижениям – не в этом ли круг первостепенных забот каждого родителя, каждого учителя и каждого главы государства?

На понятном людям языке

Всякая теория состоятельна, если она подкреплена методикой и имеет практическое применение.

Если в преамбуле и первой части «Пространство и время национальной истории» Елбасы, сформулировав актуальную проблематику и определив предметное поле своей программы, ответил на вопрос «Что делать?», то во второй части своей статьи «Модернизация исторического сознания» он отвечает на вопрос «Как это сделать?».

Выше я уже отмечал значительную социологическую ориентированность данного труда Елбасы. Думаю, не ошибусь, если скажу, что проекты «Архив-2025», «Великие имена Великой степи», «Генезис тюркского мира», «Музей древнего искусства и технологий Великой степи», «Тысяча лет степного фольклора и музыки», «История в кино и на телевидении» – это заявка на создание авангардного культурно-гуманитарного, а значит, и медиакластера, основанная на результатах скрупулезного научного изучения в разных социологических областях и направлениях: социологии знания, науки и образования, искусства, культуры, досуга, возрастных групп, массовой коммуникации, общественного мнения и т. д.

Еще каких-нибудь 30 лет назад ученика или студента, отвечавшего урок истории не по учебнику, а по художественным фильмам вроде «Миллионы лет до нашей эры» или «Триста спартанцев», подняли бы на смех.

Сейчас ситуация кардинально изменилась, и не считаться с этим нельзя. Академическая и университетская наука, некогда свысока смотревшая на массовую культуру, меняет свое отношение к ней, стремясь превратить ее из сомнительного попутчика в надежного союзника. Сама масскультура стремительно захватывает все новые территории и врывается в самые закрытые и консервативные сферы.

Давно сбылись тогда еще смутные предвкушения гуманитариев ХХ века о грядущем синтезе наук, искусств и технологий: это будущее уже наступило.

Не плестись на поводу у этих общемировых тенденций, а оседлать их и двигаться с пользой для себя – именно такой сигнал видится в инициативе Елбасы об актуализации многовекового наследия наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации.

Мысли об обновленном, свежем и не отягощенном прежними стереотипами языке, расширении жанрово-стилевого и даже родо-видового диапазона гуманитарного дискурса Великой степи – еще одна яркая сторона новаторской отваги
Нурсултана Назарбаева.
Сегодня мы наблюдаем только начало этого процесса, но если это произойдет, то нет сомнений, что в результате казахстанская нация создаст множество новых ниш в глобальном культурном развитии и поднимется на качественно новую цивилизационную ступень.

В каждом большом и обще­значимом деле есть своя заглавная движущая сила. Полагаю, что в реализации этого начинания Елбасы роль «коренного коня в упряжке», «мозгового центра» и «банка информации» по праву должна быть отведена тюркологии – комплексу гуманитарных дисциплин, изучающих языки, историю, литературу, фольк­лор, культуру народов, говорящих на тюркских языках.

В разговорах о состоянии этой области научного знания часто приходится слышать сетования на то, что в последние десятилетия тюркология переживает кризис, выразившийся в дефиците высококвалифицированных кадров, разрозненнос­ти усилий тюркологов разных стран, отсутствии у них крупной и авторитетной площадки и т. д.

Ответ на эти и другие вопросы представлен в проекте «Тюркская цивилизация: от истоков к современности». Поэтому тюркологов можно только поздравить с этим многообещающим шансом на профессиональный подъем, объединение и возрождение былого авторитета тюркологической науки.

Много веков назад тюркский мир и в целом номадная цивилизация обеспечили человечеству мощный модернизационный прорыв. И сегодня пришло время заявить всему миру об этом богатом культурно-цивилизационном наследии нашего народа и достойно принять эстафету исторического созидания от предыдущих поколений. Именно в этом и заключается главный идейный посыл статьи Елбасы «Семь граней Великой степи», и он обращен к каждому из нас.

Конец формы

АВТОР:

Махмуд Касымбеков, начальник Канцелярии Президента Республики Казахстан

Казахстанская правда, 26 Декабря 2018

 

Новости / Новости и События 02 апрель 2019 г. 924 0