Владельцы эксклюзивных дорогостоящих авто должны платить больше налогов в государственную казну, чем представители формирующегося в стране среднего класса, покупающие не роскошь, а средство передвижения.
В пятницу глава Министерства экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев защищал перед лицом депутатов от правящей партии законопроект, предусматривающий поправки в Налоговый кодекс. В соответствие с ними, для автомобилей с двигателями в промежутке от 3 тыс. до 4 тыс. куб. см., шкала становится прогрессивной. Примечательно, что дополнительные налоги, которые сможет получить казна за счет предлагаемого МЭБП повышения, уже учтены в бюджете на 2014-2016 годы.
Депутатов такое предложение не устроило. «Вы часто выступаете в СМИ и говорите о новых налогах как о чем-то уже свершившемся. Почему бы вам не сказать правду — закон будет принят, если Мажилис вам позволит», - обрушился на Ерболата Досаева один из парламентариев. «Нуртановцы» задали министру немало конкретных вопросов, сводящихся к одному — почему дополнительная нагрузка ложится на представителей среднего класса, владеющего автомобилями между 3 и 4 тысячами кубов. Разве справедливо, чтобы люди, покупающие дорогие спортивные машины за миллионы евро, платили такой же налог, как владельцы распространенных в народе «Тойот»? Кто-то в рядах мажилисменов заподозрил Ерболата Досаева в «лоббировании олигархических интересов» и попытке «решить проблемы бюджета за счет среднего класса». Министр пытался оправдаться. Но получил в ответ замечание от спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина: «Вы бы лучше готовились к докладу, чем тут у трибуны проводить какие-то расчеты в уме», - заметил он.
В общем, фракция власти показал правительству — протащить через парламент законопроект, перекладывающий налоговую нагрузку с плеч богачей на плечи среднего класса, являющегося основой стабильного общества, не получится. «Наша позиция предельно ясна: платить больше налогов должны, прежде всего, те, кто имеет роскошные автомобили», - заявил главе МЭБП Нурлан Нигматулин. Он же передал министру депутатские предложения, настоятельно рекомендовав имплементировать их во вносимый документ. Суть поправок от «Нур Отана» - продолжить прогрессивное повышение — до 130 МРП для машин с двигателями от 4 до 5 тыс. куб. см, и до 200 МРП — свыше 5 тыс. куб. см. Такая версия закона, отмечает спикер Мажилиса, будет более справедливой. «Чтобы не ущемить права простых граждан страны, ездящих на простых автомобилях, предлагается все ставки налога применять к автомобилям, которые будут приобретены с 1 января 2014 года. То есть на ранее приобретенные автомобили налог будет оставаться тем же», - добавил Нурлан Нигматулин.