Дом-музей великого поэта казахского народа, великого мыслителя Абая Кунанбаева находится в 180-ти километрах от Семея в ауле Жидебай Абайского района на берегу реки Карауыл.
В Жидебае находится зимовка и жилой дом великого поэта. Туристы и гости, посетившие это место, воочию видят ценные реликвии эпохи поэта и узнают много исторических сведений. Благодатная земля Жидебая перешла от Кунанбая его сыну Оспану. Затем после смерти Оспана земля перешла во владение Абая.
Как известно, что в Жидебае зимовали мать Кунанбая – Зере, а также его две жены – Улжан и Айгыз. Абай вырос в заботливых руках этих матерей. По словам краеведов, Абай реконструировал дом в Жидебае, сделал капитальный ремонт.
К 100-летнему юбилею поэта (1945) зимовка была восстановлена в качестве дома-музея. К 125-летнему юбилею Абая был проведен капитальный ремонт, создана мемориальная экспозиция. А в преддверии 150-летнего юбилея музей пополнили литературной экспозицией. Комплекс дома-музея занимает большую площадь. В самой середине находится зимовка. Зимовка состоит из 5-и комнат и 2-х коридоров. Прямо у входа в музей посетителей встречает бронзовая скульптура Абая. На стене передней комнаты висит шежире предков Абая и фотодокументы, характеризующие эпоху поэта. Также установлен ознакомительный стенд об истории кыстау.
В последующих экспозиционных залах выставлены документы, рассказывающие о детях поэта, Акылбае, Магауия, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию и о творчестве его духовных учеников, Шакарима, Кокбая, Арипа, Асета, Уайса, донесших его наследие до потомков.
Следующий зал посвящен взаимоотношениям Абая и его русских друзей, сосланных в Семей. После знакомства с ними Абай начал систематизировано и глубоко изучать русскую и западноевропейскую художественную, историческую литературу. Об их приезде в аул Абая в своих воспоминаниях рассказывает племянник Абая – Какитай Ыскакулы.
В разные годы гостями Абая были: Е.П. Михаэлис (28.12.1871 – 26.04.1972 гг.), С. Гросс (04.06.1884 – 01.07.1884 гг.), Н.И. Долгополов (15.07.1885 – 10.08.1885 гг.). Совместно со ссыльной интеллигенцией Абай занимался краеведением и просветительством.
Абай внес огромный вклад в поиск, сбор и систематизацию этнографических экспонатов для краеведческого музея, помогал в исследовании жизни и быта, истории, традиций казахов.
Отдельный зал полностью посвящен науке «Абаеведение», здесь собраны высказывания о творчестве поэта, большая часть экспозиции этого раздела отведена фундаментальным трудам, исследованиям Мухтара Ауэзова.
Из первого коридора посетитель попадает в столовую комнату. Она просторна, окна выходят на восток. С левой стороны от входа размещена печь, имеющая куполообразный верх. В ней установлены два казана. Куполообразный верх печи предохранял комнату от пара. Среди домашней утвари — деревянная посуда: астау — блюдо для разведения курта, кумысный набор. В комнате имеется мебель: шкафы для посуды, кебеже — ларь для хранения пищи, асадал — шкаф на высоких ножках для хранения пищи и продуктов. Вся мебель изготовлена местными мастерами из дерева. С правой стороны от окна находится деревянная кровать, лицевая сторона которой инкрустирована костью. Над кроватью — старинный ковер из черного бархата с красными аппликациями. Он принадлежал жене Абая — Дильде.
Из второго коридора посетитель попадает в гостиную комнату. Она не велика по размерам, но очень уютна. Пол здесь устлан коврами — сырмак. А на стене — ворсовый ковер. Среди экспонатов можно увидеть старинный музыкальный инструмент — кобыз.
Рабочий кабинет – здесь поэт работал, читал, писал стихи. Вся обстановка комнаты сохранила ту творческую атмосферу. В центре комнаты — низкий круглый стол, покрытый вышитой скатертью. На столе - карманные часы, которые отсчитывали время, табакерка, чернильный прибор, гусиное перо. Кажется, что еще не высохли чернила на рукописи Абая «Несколько слов о происхождении казахов». Здесь же, рядом с рукописью — национальная игра —тогуз кумалак. Традиционное казахское убранство в этой комнате сочетается и с европейской мебелью: шкаф, письменный стол, кресло, зеркало, настенные часы, в шкафу — любимые книги. Произведения восточных поэтов соседствуют с произведениями русских классиков, энциклопедиями. На письменном столе — настольная лампа, шашки, шахматы и книги — спутники всей его творческой жизни.
В передней комнате слева на стене находится такия — головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии, во время паломничества в Мекку. Она передана в музей правнуком Абая — Багфуром Акылбаевым. Здесь же находится казахская деревянная кровать с убранством. Посредине — круглый стол на низких ножках, покрытый скатертью. На столе — кумысный набор, отделанный серебром. Возле печи большой медный таз, кумган, полотенце с вышитыми краями. В углу - трехствольное ружье. Комната Еркежан— жены Оспана, младшего брата Абая. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай был вынужден жениться на Еркежан. На воспитании Еркежан еще при жизни Оспана, находились внуки Абая, дети Акылбая: Аубакир и Пакизат. Поскольку всю свою жизнь Еркежан провела в Жидебае, большинство сохранившихся предметов принадлежат ей. Женские украшения представлены на отдельной витрине. В правом углу - деревянная кровать с убранством.
Источник и фото: http://e-history.kz/ru/news/show/5801/
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |