• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УЧЕСТЬ КРИТИКУ И НАПРЯЖЕННО РАБОТАТЬ

В Акорде с участием Главы государства Нурсултана Назарбаева состоялось расширенное заседание Правительства.
 


Эффективность бюджета – прежде всего

Президенту был представлен отчет об итогах социально-экономического развития республики за 9 месяцев текущего года. Кроме того, на заседании состоялось рассмотрение хода реализации поручений Президента по различным направлениям. Глава государства дал оценку деятельности Кабинета министров, указав на ряд серьезных недостатков и упущений в управлении социально-экономическими процессами и обозначив конкретные задачи на ближайший период.

Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что в условиях ухудшения экономической конъюнктуры Правительству следует скорректировать политику, в том числе путем повышения качества планирования и исполнения госбюджета. В частности, он подчеркнул, что проект главного финансового документа страны на трехлетний период не прошел долж­ным образом согласование с акимами, и это может привести к несбалансированности бюджетных программ.

Важной задачей является полное и качественное использование государственных средств. Однако, согласно предварительному прогнозу, объем неосвоения составит порядка 150 млрд. тенге. Президент подчеркнул, что эти средства не должны направляться на «залатывание дыр», а использоваться только на самые неотложные нужды. Также Глава государства поручил направить их на сокращение дефицита бюджета или в Национальный фонд.

Хронической проблемой Глава государства назвал удорожание бюджетных проектов. Так, в 2012 году объемы увеличения проектной стоимости составляли 40 млрд. тенге, а в текущем году – уже 60. Вокруг разработки и пересмотра проектно-сметной документации сформировалась целая отрасль сомнительного бизнеса.

– На стадии тендерного выбора подрядчика начинаются волокита и растраты. Вот причины роста цен в строительстве, скачков инфляции, – сказал Президент.

Кроме того, наблюдается такая ситуация, когда одинаковые объекты строятся по разной стоимости. Например, одна из школ на 1 200 мест в Акмолинской области обошлась на 219 млн. тенге дешевле школы на 900 мест. В Актобе разница стоимости строительства одинаковых школ в одном и том же году составляет 130 млн., а в Атырауской области затраты на строительство одинаковых поликлиник разнятся на сумму более 400 млн. тенге.

– Как такое допускают контролирующие органы? Я уже несколько раз давал поручение строить только типовые школы и больницы, – подчеркнул Глава государства и указал также на ненадлежащий контроль за стоимостью приобретаемых объектов недвижимости.

Слабая работа проводится по удешевлению капитальных расходов и повышению качества за счет внедрения новых технологий в сфере строительства. В результате вновь построенные автомобильные дороги требуют ремонта уже через год после начала эксплуатации. Как было отмечено, несмотря на то что дорожному строительству в стране уделяется большое внимание, в мировом рейтинге по качеству дорог Казахстан занимает 117-е место из 144 стран.

Некачественное исполнение бюджетов, по словам Главы государства, во многом связано с чрезмерным количеством разрешительных процедур и согласований, что также тормозит развитие экономики. Правительству поручено держать эти вопросы под строгим контролем.

Еще одной ключевой причиной неисполнения бюджетных программ и их неэффективности является система государственных закупок. Зачастую госорганы устанавливают такие условия тендеров, которые не позволяют принимать участие в них «сторонним» поставщикам. Первые руководители гос­органов самоустраняются от принятия решений по закупкам, снимая с себя ответственность, и в связи с этим Глава государства поручил, чтобы акимы и руководители центральных госорганов сами возглавляли тендерные комиссии и несли полную ответственность за их работу, связанную с расходованием больших объемов государственных средств.

В связи с этим дано задание ускорить внесение в Парламент законопроекта, направленного на совершенствование системы государственных закупок, а также централизовать все конкурсы и аукционы по однотипным и капитальным затратам. Единому организатору должны быть переданы штаты специалистов по госзакупкам в государственных органах. Аналогичные структуры организации закупок для местных бюджетов будут созданы и на уровне регионов.

Поддержка, а не препоны

Усиление государственной защиты и поддержка предпринимательства – второй блок вопросов, поднятых Главой государства в ходе расширенного заседания Правительства. Как отметил Нурсултан Назарбаев, «Дорожная карта бизнеса-2020» стала эффективным инструментом поддержки, но в то же время увеличивается количество жалоб на ее реализацию.

Так, не проводят работу по субсидированию процентной ставки по кредитам в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» 43 района и города областного значения. Слабо ведется эта деятельность в Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Карагандинской областях. Не выдано ни одного гранта предпринимателям в Акмолинской, Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. В 10 районах и городах областного значения не выдано ни одного микрокредита для начинающих предпринимателей. Глава государства поручил каждому из акимов указанных областей отчитаться по этому вопросу и результаты опубликовать в СМИ.

Вместе с этим было отмечено, что ряд регионов сталкивается с дефицитом средств, выделяемых по «Дорожной карте бизнеса-2020». По уже одобренным региональными комиссиями 155 проектам дефицит составляет 1,5 млрд. тенге. Президент распорядился провести распределение этих средств.

Глава государства обратил внимание на низкую эффективность такого инструмента, как государственно-частное партнерство. Так, Кызылординская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области с 2008 года не представили на экспертизу ни одного концессионного предложения. Не принимают активного участия в этом процессе институты развития, банки, пенсионные фонды, страховые компании. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что важным стимулом для развития бизнеса и источником пополнения бюджета должна стать новая волна приватизации. В настоящее время количество организаций с государственной долей составляет более 6 тыс. единиц (и это число продолжает расти), их штатная численность приближается к миллиону человек. В то же время внесены предложения о приватизации лишь 4% организаций с государственным участием.

– Необходимо комиссионно определить объекты приватизации по каждому ведомству, и компаниям «Самрук-Казына» и «КазАгро» прозрачно провести эту работу. Мы сможем создать тысячи новых субъектов малого и среднего бизнеса, – подчеркнул Президент.

Глава государства отметил, что статистика показывает рост малого и среднего бизнеса в стране: за два года количество индивидуальных предпринимателей вырос­ло на 21%, однако налоговые поступления от них увеличились лишь на 11%.

По-прежнему сохраняются факты нарушений при проведении проверок. Как отмечалось, на Президентский сайт защиты бизнеса за 9 месяцев предыдущего года поступило 870 обращений, а в нынешнем году – уже 940. Только за 7 месяцев этого года органами прокуратуры выявлено свыше 2 тыс. необоснованных проверок. Нурсултан Назарбаев поручил Генеральной прокуратуре выработать предложения по сокращению проверочных мероприятий, а также наказать инициаторов незаконных проверок.

Также было обращено внимание на проб­лемы, связанные с теневой экономикой. В частности, на необходимость внесения в Парламент законопроекта, направленного на усиление контроля за оборотом алкоголя, перенесено на 2015 год. Нурсултан Назарбаев поручил Премьер-Министру решить этот вопрос и регулярно докладывать о ходе работы по снижению объемов теневой экономики.

Развиваться с умом

Президент также поднял ряд вопросов, связанных с эффективностью индустриальной политики в контексте задач регионального развития.

Первая «пятилетка» индустриализации дала положительный эффект: в эксплуатацию введено 563 объекта стоимостью 2,1 трлн. тенге, на которых произведена продукция на 2,2 трлн. тенге, создано около 70 тыс. рабочих мест.

– Мы первыми приняли такую программу в самый разгар кризиса, – напомнил Президент и отметил необходимость ее качественной разработки на вторую «пятилетку». Нельзя снижать инвестиции в этом направлении.

Важно также совершенствовать механизмы поддержки реального сектора, в том числе институциональные. Так, было отмечено, что из-за нечеткого разграничения полномочий и средств не в полной мере свои функции выполняет созданное в текущем году Министерство регионального развития, возник­ла неясность с функциями Министерства экономики и бюджетного планирования.

– У нас больше функций контроля над предпринимателями, чем в сфере оказания им поддержки, – заявил Глава государства и отметил, что, например, в службах сан­эпидстанции работают 12 тысяч работников, а в Министерстве индустрии и новых технологий – 200 госслужащих.

Президент также обратил внимание на недоработки при анализе проектов, подлежащих господдержке, из-за чего у ряда новых предприятий имеются проблемы со сбытом продукции, поставками сырья, обеспеченностью кадрами. К примеру, в Караганде завод по производству самолетов «Фермер» выпустил всего один аэроплан, а из-за отсутствия поставок хлопкового сырья простаивают текстильные фабрики в Южно-Казахстанской области, в то время как отечественный хлопок экспортируется.

Не соблюдаются требования рационального размещения производственных мощностей. Например, несмотря на открытие завода по производству электровозов в Астане и завода по выпуску грузовых вагонов и полувагонов в Павлодаре, планируется строительство еще одного аналогичного предприятия в Караганде.

В каждом регионе создаются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые не приносят надлежащих результатов: в Атырауской области на базе СЭЗ реализовано всего 3 проекта, в Алматинской и Павлодарской областях – ни одного. В связи с этим Глава государства поручил Премьер-Министру провести анализ их деятельности и ликвидировать неработающие.

Недостаточно эффективно, как подчеркнул Нурсултан Назарбаев, ведется работа по внед­рению инноваций. За все время реализации программы ФИИР только по одному проекту был предоставлен инновационный грант на сумму 100 млн. тенге, выданный АО «ЗИКСТО» для производства крытого вагона-хоппера для перевозки зерна.

Требует активизации и деятельность в сфере недропользования. В стране не обеспечивается достаточный прирост разведанных запасов, не сдвинулась с места ситуация по неработающим месторождениям. За текущий год не было проведено ни одного конкурса на предоставление прав недропользования, не заключено ни одного контракта на привлечение международных инвестиций. В частности, до сих пор не принято решение по предложению такого крупного инвестора, как компания «Рио-Тинто».

В сфере энергетики Глава государства особое внимание обратил на необходимость снижения энергодефицита на юге страны, в связи чем поручил Правительству взять под контроль строительство Балхашской ТЭС и ее инфраструктуры.

Также был поднят вопрос повышения стои­мости еще не приобретенного котлоагрегата для Экибастузской ГРЭС-2 с 760 млн. до 1,2 млрд. долларов. Изучить эти материалы поручено Генеральной прокуратуре.

Президент подчеркнул, что прежде чем говорить о «зеленой» экономике, необходимо решить базовые вопросы энергосбережения. В Казахстане потери в теплосетях составляют 22,1%, в то время как в Евросоюзе – в среднем 10%. В казахстанских электросетях потери достигают 14%, а в Китае, Корее, Японии – только 5%.

Со стороны государственных органов уделяется недостаточное внимание вопросам энергосбережения и учета энергии. Так, в Карагандинской области обеспечение общедомовыми тепловыми счетчиками составляет всего 25,8%, в Западно-Казах­станской – 16%. Среди населения не ведется действенная пропаганда экономии электроэнергии, тепла и газа.

Поднимать село и сельское хозяйство

Ряд проблем Глава государства обозначил и в такой важной стратегической сфере, как аграрный сектор.

Президент напомнил, что поставлена задача к 2016 году довести экспорт мяса до 60 тыс. тонн, на реализацию соответствующей программы выделено 120 млрд. тенге, но за 7 месяцев текущего года экспорт мяса за пределы Таможенного союза равнялся нулю. Вместо этого Казахстан импортирует мясо, в том числе из Беларуси.

На нулевом уровне в 2013 году находится и экспорт колбасной продукции, при этом загрузка предприятий составила всего 28%. Аналогичная ситуация наблюдается по молоку, сахару и маслу.

Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что даже в условиях нехватки средств было продолжено финансирование стабилизационных фондов продовольствия. Однако при этом почти 5 млрд. тенге, или 40% выделенных средств, лежат на депозитах и не используются. Кроме того, несмотря на деятельность стабилизационных фондов, цены на ряд социально значимых продуктов существенно выросли.

Многие проекты в агропромышленном комплексе, которые получают поддержку государства, не приносят должного эффекта. В прошлом году «КазАгроФинанс» реализовал 66 проектов, а в текущем году – только 16, хотя объем финансирования увеличился.

– Мне доложили, что «КазАгро» привлек 1 миллиард долларов на международных рынках под хорошую ставку. А есть ли конкретные проекты под эти деньги, есть ли заемщики с хорошей кредитной историей и залогами? – поставил вопрос Нурсултан Назарбаев.

Глава государства отметил инертную работу по ревизии неиспользуемых земель и разработке механизмов их вовлечения в оборот. Также он поставил под сомнение целесообразность разработки новой Прог­раммы развития сельских территорий, учитывая, что аналогичный документ уже реализовывался в 2004–2010 годах.

– Сначала доведите до конца задуманное в прошлой программе и отчитайтесь по конкретным результатам, – распорядился Нурсултан Назарбаев.

В ходе совещания было дано поручение продолжить оптимизацию дублирующих структур госорганов и работу по разграничению функций. Сегодняшняя система оценки работы акимов усложнена множеством формальных показателей и форм отчетности: из 96 показателей только 46 берется из действующей статистики, 50 отчетов – новые.

Также необходимо изменить подходы к оценке развития регионов. А определяющими в рейтинге эффективности работы акимов должны стать такие индикаторы, как привлечение инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса, создание качественных рабочих мест, качество государственных услуг, безопасность и правопорядок, вопросы ЖКХ, трудоустройство молодежи.

Люди – главный капитал страны

Повышенного внимания Правительства требует усиление процесса социальной модернизации.

За последние три года государство увеличило финансирование образования более чем в 1,7 раза, в 2013 году его объем составил почти полтора триллиона тенге, однако даже несмотря на это есть ряд проблем, требующих решения. Остается острым дефицит мест в детских садах – в очереди состоят почти полмиллиона детей. Отдельные области допускают отставание по строительству объектов образования.

Как отмечалось в ходе совещания, по объектам, финансируемым из республиканского бюджета, в Северо-Казахстанской и Актюбинской областях освоение не превышает 62%, аналогичная ситуация наблюдается и по местным бюджетам. Ввод межрегионального профессионального центра в Экибастузе неоднократно срывается с 2011 года.

Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что в сфере профессионально-технического обучения готовится лишь треть всех требуемых в экономике специальностей. При этом остается неудовлетворительным состояние материально-технической базы, не хватает общежитий, имеется дефицит преподавателей из числа квалифицированных специалистов с производственным опытом. Похожие проблемы существуют и в системе высшего образования.

Еще один важный социальный приоритет – здоровье нации. Как отметил Глава государства, проводимая реформа здравоохранения должна обеспечить для нашей медицины мировое качество. На эти цели выделяется значительный объем средств, в 2012 году общий объем финансирования составил 8 млрд. долларов, или 4% ВВП, что находится на уровне развитых стран. Запланировано строительство 45 поликлиник и центров первой медицинской санитарной помощи, более 300 врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе 26 – вместо аварийных.
 
УЧЕСТЬ КРИТИКУ И НАПРЯЖЕННО РАБОТАТЬ
 
 
 
 


В то же время качество услуг еще не достигло ожидаемых результатов. Президент подчеркнул, что построенные в регионах медицинские объекты должны быть укомп­лектованы квалифицированными специалистами.

Другая проблема – Казахстан занимает первое место по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, второе место – от дорожно-транспортных происшествий (в прошлом году на дорогах погибли 2 145 человек, в нынешнем году – уже 2 273 человека). В связи с этим поручено усилить ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения.

Относительно сферы труда и занятости говорилось о том, что социальную помощь следует предоставлять трудоспособным лицам на принципах взаимных обязательств. Безработный должен получать помощь с учетом того, что потом вернет ее.

Другой вопрос – сохраняющаяся задолженность по заработной плате, которая, несмотря на все принимаемые меры, составляет на 1 октября текущего года более 1 млрд. тенге.

Важнейшей социальной проблемой остается обеспечение жилищных условий. Серьезные нарекания вызывает реализация программы «Доступное жилье-2020». Многие семьи не могут позволить себе участие в ней из-за низкой платежеспособности. В то же время Президент обратил внимание на вопиющие факты приобретения в рамках программы квартир по льготным ценам руководителями Жилстройсбербанка и их родственниками.

– Пусть вернут и отдадут тем, кто нуждается, – поручил Глава государства.

Дорогу осилит идущий

Затрагивались в ходе совещания и вопросы по банковской сфере. Президент отметил, что Правительству и новому руководству Национального банка следует поработать над повышением эффективности денежно-кредитной политики. В качестве приоритетной задачи обозначены повышение вклада банковского сектора в развитие реальной экономики.

Так, например, в промышленность сегодня направляется только 12% кредитов всего банковского сектора. Вызывает беспокойство тенденция снижения кредитования банками малого бизнеса. В 2013 году объем кредитов снизился на 13%, при этом за год на 50% вырос объем потребительских кредитов, достигнув отметки 2 трлн. тенге. Нурсултан Назарбаев также обратил внимание на то, что Фонд проблемных кредитов, созданный в начале 2012 года, пока договорился о выкупе займов лишь на сумму 500 млн. тенге.

Также на заседании были рассмотрены вопросы международной интеграции, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что объем внутреннего рынка является ограниченным, и для дальнейшего роста экономики требуется расширять рыночное пространство.

– Для нас интеграция – это требование жизни. Поэтому мы сейчас говорим о создании Евразийского экономического сою­за и о вступлении во Всемирную торговую организацию, – сказал Глава государства.

При этом необходимо выработать общую интеграционную картину, проработать все возможные альтернативные варианты действий, провести анализ возможных выгод и потерь для Казахстана.

Нурсултан Назарбаев отметил необходимость координации между переговорными группами и отраслевыми государственными органами, а также повышения уровня отечественных переговорщиков. Для этого следует разработать четкий механизм качественного отбора кадров, которые будут представлять Казахстан, и усилить в этом вопросе роль Агентства по делам госслужбы.

Президент подчеркнул, что по всем указанным вопросам необходимо вести разъяс­нительную работу и поднять роль средств массовой информации. Требуется обратить внимание на освещение в государственных СМИ животрепещущих проблем. Их задача заключается в том, чтобы нести населению знания по современной экономике, политике, ситуации внутри страны и за ее пределами.

Глава государства отметил, что в соответствии с его поручением ведется работа по созданию канонического учебника по истории страны.

– Считаю, что история, как Конституция, должна писаться и утверждаться профессионалами, – выразил мнение Нурсултан Назарбаев. – Именно таких специалистов мы должны привлекать для этого серьезного дела. Мы и в дальнейшем будем подходить к данному вопросу предельно объективно и достоверно.

В завершение Президент Казахстана подчеркнул, что реализуемая Стратегия-2050 является важной задачей, рассчитанной на 2–3 следующих поколения казахстанцев.

– Путь в число тридцати самых развитых стран мира будет непростым, и это должен понимать каждый, – заключил Глава государства.

К устойчивому росту – системно и комплексно

Итоги социально-экономического развития страны за 9 месяцев текущего года представил в своем выступлении Премьер-Министр Серик Ахметов. Он отметил, что для эффективной реализации задач, поставленных Главой государства, Правительство сосредоточилось на пяти основных направлениях.

Первое – это обеспечение устойчивого, долгосрочного экономического роста путем диверсификации экономики. Так, в рамках Карты индустриализации в первом полугодии введено 34 проекта с общим объемом инвестиций около 72 млрд. тенге, создано 2,3 тыс. постоянных рабочих мест.

В рамках программы «Агробизнес-2020» общий объем государственной поддержки АПК увеличен в 4,5 раза, что позволит привлечь в отрасль до 2020 года более 10 трлн. тенге частных инвестиций. Выполнено поручение Президента по созданию Единого зернового холдинга. В текущем году прогнозируется сбор не менее 20 млн. тонн зерна.

Наряду с этим, в рамках политики поддержки предпринимательства продолжается реализация программы «Дорожная карта бизнеса-2020». С начала года одобрено 752 проекта, создано свыше 40 тыс. рабочих мест.

Продолжается реализация крупных инф­раструктурных проектов. В текущем году будет дополнительно открыто движение на 806 км пути автокоридора Западная Европа – Западный Китай.

Второе важное направление – это социальная модернизация и продуктивная занятость. В этом контексте принята комплексная программа повышения эффективности казахстанского рынка труда «Дорожная карта занятости-2020». Только в текущем году ею охвачены 75 тыс. человек.

По программе «Балапан» в 2013 году сеть дошкольных организаций увеличена на 1 138 единиц, охват детей от 3 до 5 лет составил 71,5%.

До конца текущего года будут введены в эксплуатацию 152 новые школы, а к 2015 году построят еще 522.

Кроме того, до конца года планируется ввести в эксплуатацию 186 объектов здравоохранения.

Третий важный аспект деятельности связан с эффективным региональным развитием. Для решения этой задачи разработан проект программы развития малых городов, охватывающий 41 город с общим населением более 1 млн. человек. Утверждена «дорожная карта» по возрождению села. По программе «Доступное жилье-2020» до конца текущего года планируется ввод 6,8 млн. кв. м жилья, а к 2020 году – 10 млн. кв. м. В рамках программы «Ак булак» в текущем году планируется реа­лизовать 303 проекта водоснабжения и водоотведения.

Четвертое направление касается государственного управления. Завершен первый этап оптимизации субъектов квазигосударственного сектора и определен перечень организаций с государственным участием, подлежащих передаче частному сектору.

И, наконец, пятый, не менее важный вектор работы – региональная интеграция и внешнеэкономическое сотрудничество. Правительством отстаиваются максимально выгодные условия для развития национальной экономики с учетом обязательств Казахстана в рамках Таможенного союза. Так, в целях поддержки отечественных авиаперевозчиков до 2019 года продлена льгота беспошлинного ввоза пассажирских самолетов. Кроме того, без уплаты импортной пошлины сельское хозяйство будет иметь квоту на 300 комбайнов в год с возможностью ее увеличения.

На завершающей стадии находится переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО.

– Принятые меры позволили сохранить положительные тенденции в социально-экономическом развитии страны, – подчеркнул глава Правительства. – По предварительной оценке, ВВП страны за январь – сентябрь вырос на 5,7%, по итогам года ожидается рост на уровне 6%. Инфляция снизилась до 5,4% в годовом выражении. Объем инвестиций в основной капитал вырос на 7,9%, международные резервы страны составили более 90 млрд. долларов. Безработица находится на уровне 5,2%, номинальные среднедушевые денежные доходы населения за 8 месяцев выросли на 9,2%, реальные доходы увеличились на 2,7%.

ФИИР – дело всех и каждого

Докладывая о ходе реализации индустриальной программы, заместитель Премьер-Министра – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев остановился на наметившихся положительных трендах. Во-первых, количество занятых в промышленности за четыре года выросло на 85 тыс. человек и превысило 1 млн. человек. Для сравнения: за этот же период в промышленном секторе России выбыло 850 тыс. человек (5,5%), в Беларуси 60 тыс. человек (5%). Во-вторых, растет производительность труда в обрабатывающей промышленности. По итогам 2012 года по сравнению с 2008 годом она увеличилась в 1,7 раза при плане в 1,5 раза к 2015 году. В-третьих, рост в обрабатывающей промышленности в нашей стране продолжается уже четвертый год. В то же время в России, Украине и Беларуси наблюдается снижение этого показателя. И, в-четвертых, доля проектов Карты индустриализации в общем объеме обрабатывающей промышленности достигла 9,5%.

Причем наибольший рост получен в отраслях, которым оказана господдерж­ка, – в машиностроении (около 15%), производстве строительных материалов и металлических изделий (почти на 10%), а также в химической промышленности и фармацевтике.

Вместе с тем в ряде отраслей происходит снижение объемов производства. В первую очередь это коснулось металлургии, где снижение на 95% ожидается в основном за счет уменьшения объемов производства АрселорМиттал Темиртау. Этому способствуют как объективные причины (кризис отрасли в мире, усиление эмбарго на Иран), так и субъективные (увеличение аварийности на комбинате, сокращение количества инвестиционных программ). Как заверил А. Исекешев, деятельность АрселорМиттал Темиртау, как и других системообразующих предприятий, находится на постоянном контроле Правительства. Работает совместная группа, которая изыскивает возможности для экспорта и увеличения поставок на внутренний рынок. За счет принятых мер АрселорМиттал Темиртау в нынешнем году произведет порядка 290 тыс. тонн арматуры.

Вице-премьер – глава МИНТа озвучил ряд системных вопросов, затрудняющих дальнейшую реализацию индустриальной программы. В их числе – дефицит новых качественных проектов и квалифицированных кадров. Тормозит реализацию индустриальной стратегии также финансовое обеспечение.

Как информировал выступающий, до завершения реализации первой пятилетки индустриальной программы осталось чуть более года. В планах – до конца ноября 2013 года совместно с НЭПК «Союз «Атамекен», ФНБ «Самрук-Казына» и холдингом «Байтерек» завершить разработку проекта Концепции второй пятилетки индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы.

Выслушав выступление вице-премьера, Президент заметил:

– Мы попали в точку с индустриализацией. Многие страны, даже такие крупные, как США, Япония, Турция, после нас стали разрабатывать такие индустриальные программы. Это безальтернативно.

Подчеркнув, что индустриализация является краеугольным камнем нашей экономической деятельности в будущем, Глава государства отметил важность разработки программы следующей пятилетки. При этом говорилось о необходимости строительства не просто предприятий, а – высокоэффективных, инновационных объектов.

Глава государства также акцентировал внимание на том, что индустриализация – это дело всего Правительства, каждого акима, включая аульных.

– Кто этим не занимается, – тот не выполняет стратегические программы страны, и спрос за их реализацию будет особый, – заключил Президент.

Сохранить позитивную динамику

В докладе министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева была представлена общая картина мировой экономической активности. В частности, в связи с последними тенденциями, МВФ в октябре снизил прогноз по росту мировой экономики с 3,3% до 2,9%.

Отмечался и спад роста у основных торговых партнеров Казахстана, что негативно сказалось на внешнеторговом обороте страны.

С начала года, к примеру, сократились поставки проката плоского холоднокатаного на 38,6%, цинка необработанного – на 7,9%.

– В целом, несмотря на нестабильность в мировой экономике, тенденция роста экономики Казахстана сохраняется, – сообщил глава Минэкономики.

В условиях ухудшения внешних факторов росту экономики способствовали, прежде всего, внутренние источники. К примеру, за 9 месяцев текущего года инвестиции в основной капитал выросли на 7,9%, характеризуя самый высокий рост после кризиса 2009 года. Возросло и потребление со стороны домашних хозяйств, опережающий рост показывает сфера услуг. Отмечается пусть и небольшой, но стабильный рост в реальном секторе.

Касаясь работы по совершенствованию системы госуправления и государственного планирования, глава МЭБП проинформировал, что между органами государственного управления перераспределены 73 функции. К примеру, с центрального уровня на местный передано 5 420 штатных единиц, из них 4 369 – на сельский. Разработан реестр, который содержит 647 госуслуг в различных областях жизнедеятельности.

Тема межотраслевых вопросов, а также ревизии государственных и отраслевых программ в части их эффективности, стала объектом пристального внимания Главы государства. Вопросы касались как рационального размещения производительных сил, так и межрегиональной интеграции, внутреннего рынка. В частности, почему одни и те же предприятия строятся в одном месте?

Нурсултан Назарбаев говорил о производительности труда как одном из важнейших параметров успешной реализации госпрограмм.

– Где у нас производительность труда? Что делается, чтобы финансово обеспечить индустрию? Мы создали колоссальное количество программ, а денег не хватает. Нельзя так работать. Правительство должно посчитать, какое направление основное, а какое может подождать.

В ответ глава Минэкономики сообщил о том, что совместно с Министерством регионального развития завершается разработка генеральной карты развития территорий, которая как раз и предусматривает решение проблем дублирования регионами производств. Кроме того, по заверению министра, в ближайшее время будут подготовлены конкретные предложения по оптимизации количества программ и отказа от неэффективных бюджетных расходов.

– Мы завершаем ревизию госпрограмм и внесем четкое предложение, какие программы можно соединить, урежем необходимые средства и перенаправим на развитие инфраструктуры для реализации программы индустриального развития.

Одним из пунктов доклада стала социальная модернизация, в рамках которой разработаны проект Концепции социального развития страны до 2030 года, а также проект Закона «О минимальных социальных стандартах». Приоритетом было названо дальнейшее повышение эффективности бюджетной политики и планирования.

В интересах простого человека

О ситуации на местах в ходе совещания доложили акимы городов и областей. Так, по словам акима Алматы Ахметжана Есимова, в экономике города отмечается устойчивый рост. Стабильными темпами развиваются промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля, сфера услуг. Активно реализуется программа ФИИР: в Карту индустриализации вошло 30 проектов на сумму 555 млрд. тенге. Из них на сегодня осуществлено 19 проектов на сумму 300 млрд. тенге. В целом благодаря госпрограммам с начала года создано более 16 тысяч рабочих мест. А. Есимов подробно рассказал о реализации ключевых проектов: работе СЭЗ «Парк инновационных технологий», строительстве индустриальной зоны в Алатауском районе, развитии горнолыжного туризма «Кокжайлау».

В своем выступлении аким Алматы высказал пожелание, чтобы вопросы, затрагивающие интересы широких слоев населения, глубоко прорабатывались и обсуждались заинтересованными сторонами, и уже после этого принимались решения. Это, к примеру, касается ЕНТ в сфере образования. По словам выступающего, несмотря на то, что система тестирования была стрессом для школьников и их родителей, особенно на начальном периоде, люди уже начали привыкать к ней. И заявление одного из руководителей минобразования о предстоящей отмене ЕНТ вызвало бурное обсуждение среди жителей.

Впрочем, как уточнил на заседании глава МОН, госпрограмма предусматривает разделение ЕНТ на две части. Сейчас по данному вопросу создана экспертная группа, анализирующая существующее положение дел. Но вопрос об отмене ЕНТ не ставится.

В связи с этим Глава государства заметил, что надо разъяснять населению подобные вопросы, а не будоражить людей.

Второй проблемный вопрос, озвученный А. Есимовым, – трудоустройство выпускников вузов. По его словам, в Алматы сегодня учатся более 250 тысяч студентов. Из всех выпускников только порядка 68%, а по некоторым вузам еще меньше, находят работу. В результате часть из них остается невостребованными.

Аким предложил Минобразованию изучить потребность в специальностях в каждой отрасли и в каждом регионе и в зависимости от этого планировать набор абитуриентов по востребованным профессиям.

Как прокомментировал ситуацию министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, вопрос трудоустройства выпускников вузов и ПТЛ – один из приоритетных для МЭБП и МОН. Он сообщил о том, что в рамках госзаказа планируется четко определить наиболее востребованные профессии и потребности регионов и соответственно изменить структуру госзаказа для вузов.

Президент с возмущением рассказал о фактах, когда молодые люди заканчивают вузы Алматы и Астаны и затем идут в проф­техучилища нефтяников и металлургов, чтобы за один год получить инженерную специальность. Глава государства поручил решить вопрос таким образом, чтобы заранее знать, сколько и каких специалистов выпускается, какова потребность в них, и стараться помочь в этом плане молодежи.

В выступлении акима Павлодарской области Ерлана Арына звучала тема административной реформы и развития местного самоуправления. Сформирован новый состав корпуса А, увеличен штат акиматов сельского уровня на 195 единиц, и все 148 акимов приступили к работе. На сегодня им передано 86 государственных функций, укреплена материально-техническая база.

Отвечая на вопрос Главы государства, какими финансами владеют акимы, Е. Арын сообщил, что 14 из 86 функций составляют финансово-экономические, а основными финансовыми источниками сельского бюджета являются местные налоги в виде штрафов. По этому поводу Е. Досаев пообещал рассмотреть вопрос о передаче части налога на транспорт и на имущество в местные акиматы. Кроме того, по заверению главы Минэкономики, будут открыты со следующего года казначейские счета и 14 программ, которые сегодня финансируются из района, увеличат до 20.

Говоря о важности децентрализации власти, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что село является одним из потенциально эффективных способов решения проблем безработицы.

Затем выступил аким Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов. Он сообщил о результатах развития области за 9 месяцев текущего года. В частности, индекс физического объема промышленности составил 108%. Валовой региональный продукт на душу населения достиг 6 млн. тенге, и по этому показателю область стабильно лидирует среди регионов.

Разговор коснулся работы области в рамках Карты индустриализации – реализуются 34 инвестиционных проекта на общую сумму 1,4 трлн. тенге, а также программы «Доступное жилье».

Глава нефтяного региона поделился волнующей его экологической проблемой, связанной с затопленными в Каспийском море бесхозными нефтяными скважинами. Всего насчитывается порядка 1 400 скважин, в том числе 128 находятся под водой. В 2004–2009 годы велись определенные работы по ликвидации утечек нефти, в результате чего было отремонтировано 47 скважин. Однако начиная с 2009 года они были приостановлены. Между тем скважины, заброшенные почти полвека назад, несут большую угрозу для экологии. Президент поручил тщательно изучить данный вопрос.

…В завершение расширенного заседания Премьер-Министр Серик Ахметов заверил, что поставленные Главой государства задачи будут положены в основу работы Правительства на предстоящий период и выполнены в срок.

Рысты АЛИБЕКОВА, 
Юлия МАГЕР,
Гуляим ТУЛЕШЕВА.
"Казахстанская правда" от 12.10.2013 г.
Новости / Новости и События 12 октябрь 2013 г. 0 0