• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Нереализованный потенциал

    Одно из центральных ведомств, оказавшихся в эпицентре недавней критики Главы государства за недостатки, допущенные в работе, – Министерство индустрии и новых технологий, координирующее общие действия по реализации программы ФИИР. В связи с этим на специальном брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК заместитель Премьер-Министра – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев проинформировал журналистов о том, какие меры принимаются для выправления ситуации в сфере реализации индустриальных проектов. 
    За время, прошедшее с момента известного заседания, многие ведомства и их руководители, судя по всему, успели сделать соответствующие анализы и выводы относительно слабых сторон своей деятельности, оценить ситуацию и мобилизовать силы для улучшения состояния дел в сферах их компетенций. Подобное переосмысление действий и результатов деятельности состоялось и в Министерстве индустрии и новых технологий. Как отметил в связи с этим глава ведомства, в результате анализов по всем возникшим вопросам, в том числе проблемным проектам индустриальной Карты, были выработаны алгоритмы поиска и принятия конкретных решений.
    Согласно мнению А. Исекешева, в число «проблемных» проектов ГП ФИИР, как правило, относят объекты, вошедшие в Карту индустриализации в качестве «первых ласточек». Это заявленные ранее проекты по производству планшетников в Актау, самолетов – в Караганде и некоторые другие. Также было отмечено, что осуществление первого этапа программы индустриализации, стартовавшего в 2010 году, усложнялось не только посткризисным замедлением инвестиций и общим спадом деловой активности в мире, но и тем, что, наряду с подбором и осуществлением проектов Правительству и ведомству приходилось формировать правовую и институциональную основу реа­лизации. В частности, в этот период были разработаны и приняты многие отраслевые программы развития, внесены поправки в более чем 50 правовых актов страны, приняты 3 новых закона, а также выстроена система мер господдержки бизнеса, инвестиций, экспорта и других приоритетов экономики.
    В 2011 году в связи с поручением Главы государства состоялась «перезагрузка» программы с переносом акцентов реализации ФИИР непосредственно в регионы. В рамках данной работы были изменены критерии отбора проектов, в которых предпочтение отдавалось инновационной стороне дела, высокой добавленной стоимости, уровням переделов и наукоемкости в целом. Большинство этих проектов сегодня работают.
    Общее число «проблемных» объектов до недавнего времени составляло 35. Из них 21 предприятие все же удалось вовлечь в общий производственный ритм экономики, поскольку трудности этих проектов были связаны с перенастройкой оборудования, отсутствием финансирования для текущей деятельности и другими проблемами организационного характера. По 13 другим простаиваю­щим проектам ведомство также предполагает провести работу с региональными органами, чтобы совместными усилиями обеспечить запуск каждого индустриального производства.
    В целом с 2010 года в эксплуатацию было введено порядка 563 проектов. Причем реализация более 90% из них осуществлялась за счет частных инвестиций. Новые предприятия произвели продукцию на сумму более 2,1 трлн. тенге. В сущности, это столько же, сколько было потрачено средств на их реализацию.
    Вклад проектов Карты индустриа­лизации в приросте ВВП в первом полугодии 2013 года оценивается в пределах 0,51% от совокупного объема роста экономики – 5,1%. Между тем в 2010 году этот показатель составлял 0,5% от 7,3% роста ВВП, в 2011 году – 1,7% от 7,5% роста, в 2012 году – 1,3% от 5% роста экономики страны.
    На сегодня из 563 введенных в экс­плуатацию проектов 446, или 79%, постепенно встраиваются в общее русло производственного процесса.
    В числе 13 «зависших» проектов оказались два объекта Актюбинской области – мини-завод по производству сварочных электродов ТОО «Электрод и К-Актобе», а также производство химических реагентов ТОО «СКРП-Аманат». Другой проект относится к Алматинской области – строительство фармацевтического завода «ЭЛЕАС» ТОО «ПФК «ЭЛЕАС», к ВКО – три проекта – комбинат по производству кожевенно-меховой продукции ТОО «СКМК», завод по производству тормозных колодок для передвижного ж/д состава ТОО (КХ) «Игеру», завод по утилизации и переработке изношенных транспортных шин в резиновую крошку. В Жамбылской области трудности связаны с вводом в строй цементного завода АО ACIG, в ЗКО – с Аксайским индустриальным парком ТОО «Аксайский».
    В Карагандинской области проб­лемными являются два проекта – комплекс ферросплавного производства ТОО «Хром-Т» и производственный комплекс по переработке органических отходов в биогаз ТОО «Караман-К», в Кызылординской – цех по производству томатной продукции КХ «Тату Агро», в Мангистауской – производство планшетных компьютеров, телевизоров и мониторов ТОО «Каспий электроникс», в ЮКО – прядильно-крутильная фабрика ТОО «Охy-Textile», завод по производству керамогранита ТОО «Азия Керамик», в Алматы – производство средств радиосвязи тактического звена ТОО СП «Талес Казахстан Инжиниринг».
    Согласно мнению министра, с учетом того, что данные проекты реализованы без средств госбюджета, то 3% издержки для рыночной экономики – это нормальная прак­тика. В мире ежедневно тысячи предприятий становятся банкротами. Тем не менее было отмечено, что по всем этим проектам сегодня ведется работа по поиску нового инвестора – эффективного собственника. Далее отмечалось, что в большинстве случаев неудачи в реализации проектов связаны с ошибками и просчетами самих предпринимателей. К примеру, в результате несогласованных действий и разногласий между учредителями проекта по строительству Аксайского индустриального парка объект не был введен в установленные сроки. В настоящее время все проблемные вопросы решены, подписан акт рабочей комиссии, а государственный акт находится на стадии подписания.
    Следует также отметить, что многие проблемы индустриальной специфики носят временный характер. К примеру, по проекту строительства газобетонного завода в Актау была проблема с финансированием и таможенными органами. На данный момент все вопросы решены. Вмес­те с тем акиматам дано поручение принять все меры для достижения плановой мощности вводимых производств, запуска проблемных проектов до конца года.
Досжан НУРГАЛИЕВ. 

ИСПОЛНЯЯ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА / Новости 08 ноябрь 2013 г. 0 0