Чтобы язык, история, традиции и культура народа передавались из поколения в поколение, необходимо прививать их с раннего возраста. Такого жизненного кредо придерживается мастерица из Шиелийского района Айсулу Аскарбекова.
Творческий путь Айсулу начался со школьной скамьи, еще тогда она удивляла учителей и одноклассников своим талантом рисовать. Профессиональную деятельность художника она связала с искусством в широком смысле этого слова. Сейчас ее талант к созданию прекрасного проявляется в нанесении казахских национальных орнаментов на войлочные изделия собственного изготовления.
Но обо всем по порядку. Айсулу окончила колледж искусства и дизайна в Шымкенте, а затем Казахский национальный педагогический университет имени Абая в Алматы. После обучения вернулась домой. Молодой специалист без труда устроилась на работу учителем изобразительного искусства в среднюю школу № 41 имени М. Шокая, где работает по сей день и прививает подрастающему поколению любовь к родному краю и традициям народа.
– Мне тепло на душе от того, что чувствую, что нужна детям не только как педагог, но и как друг, с которым можно поговорить и попросить совета, – поделилась мастерица.
Стоит отметить, что наша собеседница освоила все техники валяния. Созданием изделий в технике сухого валяния она обычно занимается с детьми, которые посещают кружки прикладного искусства. Ее суть в том, что с помощью специальной иглы одни волокна шерсти проталкиваются между другими. Обычно в этой технике создаются изделия небольшого размера. Мокрое валяние предполагает изготовление большого полотна с применением мыльного раствора. Применяет она аппликации – нашивание узора. Использует и узорное простегивание – это наиболее сложный и трудоемкий способ, но при этом и сам войлок, и нанесенный орнамент получаются качественными и долговечными. Создает различные изделия в национальном стиле: текеметы (войлочный ковер), жилеты, украшения, сумки, шарфы и шапки. Работает и с техникой нуно-войлок, или, как ее еще называют, нуно-фелтинг. Она предполагает комбинацию шерсти с ткаными материалами. Чаще всего в качестве основного полотна применяют шелк, шифон и тонкий лен. В результате получаются уникальные изделия с необычной структурой.
Мастерица считает, что все изделия ручной работы имеют сильную энергетику. Ведь войлок делается только руками, а они передают энергию. Когда надеваешь такую вещь, и настроение улучшается, и болезни отступают. Ведь не зря казахи издавна говорили: болит голова – надень войлочную шапку, недомогание – полежи на войлочном ковре. Да и сейчас народные целители советуют почаще носить на босые ноги тапочки из войлока или время от времени ставить ноги на войлочный коврик, потому что шерсть успокаивает нервы и расширяет сосуды, улучшает кровообращение. В старину многие народы выхаживали недоношенных младенцев в войлочных «кювезах».
Одной из первых работ у нее был небольшой ковер, который мастерица вспоминает с улыбкой. Как она сама признается, это были робкие шаги в мир народного искусства. Сейчас же ее работы выполнены мастерски, и когда она ловит восторженные взгляды на изделиях и слышит слова благодарности, к ней приходят вдохновение и новые силы.
– Для меня творчество – это способ самовыражения и возможность реализовать свои идеи и задумки, – подчеркивает в ходе беседы мастерица. – Орнаменты для меня имеют особое значение. Перед тем как нанести тот или иной узор, тщательно изучаю его значение. Так, на головных уборах или жилетках использую растительные или космогонические орнаменты, символизирующие единство, вечное движение и развитие. На текеметах и накидках на стулья располагаю зооморфные орнаменты, которые обозначают степной образ жизни казахского народа.
В своих работах большое значение она уделяет цветовой гамме. Пользуется красителями, безопасными для здоровья. Для нее важно, чтобы работа была не просто красивой, но и экологичной.
– Изделия могут быть любого цвета, приближенные к натуральным, в то же время не делаю аляпистых вещей, – отметила мастерица. – Другие цвета получаю путем окрашивания натуральными красителями: луковой шелухой, отваром ореховой скорлупы и так далее. Стараюсь, чтобы краски гармонировали друг с другом и получались оригинальные узоры в национальном стиле.
Женщина уверена, что прикладное искусство предков необходимо тесно связывать с воспитанием и обучением подрастающего поколения, так как это является неотъемлемой частью сохранения национального кода. Традиции и ремесла должны обрести новое дыхание. Нужно активнее работать над тем, чтобы сохранить и пропагандировать богатое наследие предков среди молодежи. Поэтому на своих уроках А. Аскарбекова не только учит шить, рисовать, валять из войлока, но и рассказывает об обрядах казахов, связанных с войлоком. У Айсулу есть талантливые ученицы, изделия которых выставляются на областных и республиканских выставках. Одна из них Зарина Есболкызы.
– Возрождать ремесло, которым занимались наши предки – это здорово, – говорит Зарина. – С каждой новой работой открываешь войлок по-новому, потому что он в каждой вещи проявляет себя по-разному. Из войлока можно свалять все, что пожелаете: платье, камзол, обувь, сумку... Считаю, что любая девушка должна уметь делать что-нибудь своими руками – шить, рисовать, изготавливать интересные предметы...
Мастерица считает, что только сохраняя и оберегая национальную культуру и традиции можно сохранить мудрость народа. То, что декоративно-прикладное искусство продолжает жить в быстро развивающемся веке цифровых технологий, доказывают ее ученики.
– Что же такого особенного в этом виде рукоделия? Что заставляет современников полюбить процесс валя-ния? – интересуюсь у нее.
– Каждое изделие, сотворенное вами, сохранит тепло ваших рук, частичку души. Можно купить любой сувенир, картину, но это неживое, штампованное искусство, а оно не доставит радости ни вам, ни тем, кому вы их дарите. Рукотворные вещи эксклюзивны, уникальны, даже вы сами не в силах повторить это творение. В этом, я считаю, их преимущество и ценность, – заключает беседу Айсулу Аскарбекова.
Наталья ЧЕРНЕЙ
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |