• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

В один из январских дней 1997 года от жителя Аральска поступила информация об обнаружении им на городской окраине двух вертолетов МИ-2 без опознавательных знаков, один их которых находился в аварийном состоянии. К месту происшествия сразу же была направлена оперативно-следственная группа областного управления КНБ.
Предварительный осмотр воздушных судов и прилегающей местности не внес ясности в обстоятельства дела. Кроме ксерокопии обычной карты СССР, найденной в пилотской кабине одного из вертолетов, обнаружить какие-либо другие документы и предметы, прояснявшие ситуацию, не удалось. Сами пилоты и пассажиры, если они были, бесследно исчезли. По одним данным, за ними прилетел военный вертолет из Байконура и увез их в неизвестном направлении, по другим, они, якобы, сели на поезд и уехали в Россию.    
Были приняты оперативно-розыскные меры. Как правило – это стандартные действия: перекрыть аэропорт, железнодорожный вокзал и автотрасссы. Тем не менее, они сработали. В тот же день установили, что двое неизвестных лиц на станции «Аральское море» приобрели железнодорожные билеты на поезд «Алматы — Москва». Вскоре они были задержаны и доставлены в районное отделение УКНБ. Ими оказались граждане РФ Воробьев и Кочикаев. В ходе допроса они признались, что являются пилотами вертолетов, совершивших вынужденную посадку близ Аральска. Кроме того, выяснилось, что накануне тремя вертолетами МИ-2У они вылетели с территории Оренбургской области в Аральский район для охоты на волков и других диких животных. В пути следования один из вертолетов, управляемый Фоминым, из-за погодных условий потерпел аварию в 6 километрах от станции Тогыз Шалкарского района Актюбинской области, а два других благополучно совершили посадку в районе Аральской судоверфи.
Дальнейщая проверка подтвердила, что летчик Воробьев, он же директор самарского частного предприятия «Старатель», и его напарники совершили вылет из Оренбургской области без установленного разрешения на выполнение полетов, не имея при себе свидетельства эксплуатанта воздушных судов, бортовой и полетной документации, а также согласия соответствующих ведомств Республики Казахстан. Они по существу самовольно выбрали маршрут, воздушный коридор, высоту полета и места посадки, тем самым создав реальную угрозу безопасности полетов других летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Казахстан.        
По данному факту УКНБ было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 70 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (речь идет о старом Уголовном Кодексе РК), то есть — за нарушение правил международных полетов. Надо признаться, что автор этих строк предлагал привлечь их еще по другим статьям Уголовного Кодекса РК. В частности, за нарушение государственной границы и воздушного пространства РК. Это был период эйфории от недавно полученной независимости республики. Однако мудрые руководители не пошли на этот шаг. Они ограничились «нарушением правил международных полетов». Говорили, что привлечь нарушителей по этой статье – это же успех. Действительно, в то время статья 70 УК сама по себе была неработающей.    
В процессе предварительного следствия и оператиивно-розыскных мероприятий в основном отрабатывались две версии: пилоты Воробьев и Кочикаев совершили незаконный залет в воздушное пространство РК либо с целью вывоза контрабандного груза с территории республики, либо действительно для охоты на волков. Что греха таить, были подозрения в отношении военнослужащих с космодрома «Байконур», которые могли контрабандным путем вывозить похищенное со складов военное имущество. На то были серьезные основания. При задержании подозреваемые при себе не имели ни ружей, ни охотничьего снаряжения. На допросах продолжали упорно настаивать на том, что в Аральске их должны были встретить местные жители, которые до этого обязались организовать им охоту на волков.    
Вскоре было установлено, что незаконный залет в РК ими производился не впервые. В январе 1996 года Воробьев в течение месяца на своем вертолете принимал участие в охоте на волков, кабанов и других диких животных в Западно-Казахстанской области. При этом за десятки убитых животных заработал около 20-25 тыс. долларов США. По этому факту транспортной прокуратурой г.Уральска в свое время возбуждалось уголовное дело по статье 70 Уголовного Кодекса РК. Однако в последующем было прекращено за отсутствием состава преступления (!). Архивное уголовное дело было запрошено и приобщено к материалам расследуемого дела.
В ходе следствия были налажены взаимоотношения с Управлением ФСБ РФ по Самарской области. Они также откликнулсь на просьбу и направили в УКНБ материалы в отношении Воробьева и возглавляемого им МЧП «Старатель», имевшие существенное значение для дальнейщего расследования. В частности, выяснилось, что Воробьев ранее неоднократно совершал несанкционированные полеты в воздушном пространстве России на вертолетах МИ-2У, один из которых закончился падением воздушного судна в реку Самару. Сотрудниками управления ФСБ и прокуратуры РФ он не раз был предупрежден о недопустимости незаконных полетов. Эти и другие материалы легли в основу обвинительного заключения  
как отягчающие его ответственность обстоятельства. В процессе предварительного следствия и оперативно-розыскных мероприятий были собраны достаточные фактические данные для предьявления обвинения Воробьеву и Кочикаеву.
Здесь необходимо отметить, что некоторое затруднение вызвало у следственных работников отсуствие методики и опыта расследования данной категории уголовных дел. Поэтому к расследованию были привлечены различные высококвалифицированные спецалисты из военного сектора Кызылординского аэропорта, предприятия «Каз¬аэронавигация» и АО «Сыр сункары», которые помогли разобраться в отдельных нюансах международных полетов.
При рассмотрении уголовного дела областной суд признал собранные доказательства достаточными для вынесения гражданам РФ Воробьеву и Кочкаеву обвинительного приговора по статье 70 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Приговором областного суда от 7 июня 1997 года они были осуждены на два года лишения свободы с конфискацией вертолетов.    
Амирхан БАКИРУЛЫ,
полковник в отставке, председатель Совета ветеранов ДКНБ    
по Кызылординской области и г.Байконуру
12-11-2016 12 ноябрь 2016 г. 0 0