Игорь ТИТЕНОК

С Абдижамитом Жансакаловым, директором ТОО «СК Данекер», в этот раз свела неожиданная для обоих тема: как профессия главы семьи притягивает в свою орбиту других домочадцев. С одной стороны, когда каким-то делом заняты члены одной семьи, мы чаще всего спешим навесить ярлык: семейственность или клановость. Или бросаемся в другую крайность – объявляем это трудовой династией и подымаем на щит.
Ну, а если не шарахаться в определениях, то это, наверное, вполне естественный процесс, когда работа отца становится привлекательной для его детей, братьев, сестер, племянников. Более того, малый и средний бизнес, который на восемьдесят процентов и есть мировая экономика, строится, как правило, на семейном подряде.
— Прекрасно все это понимаю, — говорит Абдижамит, — но воспитанный по-советски и зная, что не все воспримут это однозначно, предпочитаю лишний раз не подчеркивать, что мой заместитель Хамит Жансакалов – родной брат, а заместитель главного бухгалтера – дочь Индира, директор нашего кирпичного завода – сын Тулеутай. Возникает такая неловкость или недосказанность потому, что окружающие часто склонны к трафаретным выводам. Мол, Жансакалов – директор и создатель этого предприятия, его решение в рамках этой компании никто не оспорит, вот он взял и назначил себе замом брата. А то, что я без Хамита как без рук, что он для меня опора в нашем деле уже четверть века – уже никому не интересно.
Абдижамит делал карьеру в строительстве традиционно, не пропуская ни одной ступеньки. С красным дипломом закончил Кызылординский политехникум. Начал мастером РСУ (ремонтно-строительный участок) автоуправления, потом работал старшим инженером в проектно-изыскательной экспедиции Главриссовхозстроя. Без отрыва от производства, как тогда говорили, шесть лет отучился в Кызылординском филиале ДГМСИ. Получил диплом инженера-строителя, хотя по факту уже давно им был. Поработал четыре года руководителем группы технадзора при Сырдарьинском райсельхозуправлении. Потом в 1989 году его пригласили в СПМК-1 Агропромтехники начальником ПТО.
— Вот тогда я по «блату» и устроил своего брата в нашу мехколонну. Правда, не замом начальника СПМК, а бригадиром каменщиков. Такие как он в то время были нарасхват на всех стройках области. Да что там области – Казахстана, всего Союза. Так что «блат», по которому брат попал в нашу СПМК, заключается в том, что он помог мне, а не я его пристроил. Хамит стройку знает досконально, от кирпича и мастерки до самых сложных монтажных и специальных работ. Он в нашем деле профессор, и мне с двумя строительными дипломами и сорокалетним стажем не стыдно спрашивать у него порой советы.
Индира, получив высшее образование, пройдя серьезный конкурс, получила работу в престижной компании СП «КазГермунай». И там никто с ней расставаться не хотел. Ее отцу был нужен хороший специалист в бухгалтерию, и он стал дочку уговаривать пойти к нему работать. Она не сразу согласилась.
Тулеутай Абдижамитулы после школы по стопам отца идти не собирался. Закончил университет по специальности экономист-финансист. Работал в финансовой полиции, но живое дело отца его все-таки больше привлекало. Абдижамит предложил ему работать у него, но сын – весь в отца – просто пристраиваться не хотел. Он пошел учиться на строителя. Получил университетский диплом инженера-строителя и только тогда включился в семейный бизнес. Стал директором кирпичного завода ТОО «Данекер». Строго по графику он обеспечивает кирпичом объекты, которые строят отец и дядя. Сейчас Тулеутай в Астане, там он менеджер на стройке, которую ведет отец со своими компаньонами.
— Когда создавал, ставил на ноги нашу строительную компанию, — говорит Абдижамит Алмагамбетович, — мысли такой не было – собрать под своим крылом как можно больше родни, а вот нужда в хороших специалистах была, есть и будет. По характеру, так сказать, в быту я, скорее, человек мягкий и добродушный, а вот в работе знаю, что жесткий и требовательный. Это всей моей родне хорошо известно, и если кто рекомендует мне своих сыновей, внуков, племянников, то знает, что требования к ним будут строже, чем к другим специалистам. Так что отбор кандидатов в нашу трудовую династию начинается далеко от порога нашего предприятия.
Сегодня строительная компания «Данекер» имеет в своем резюме длинный список объектов, построенных за последние пятнадцать лет по всей области. Примечательно, что именно с «Данекера» начиналась в Кызылорде президентская жилищная программа, объявленная Президентом Н. Назарбаевым в 2004 году. Первый дом по этой программе в микрорайоне «Саулет» построили Абдижамит Жансакалов и его команда. С новосельем жителей этого дома и, конечно, строителей тогда поздравил сам Глава государства.
— Это был поворотный момент в судьбе нашей компании и всех строителей страны, — рассказывает мой собеседник, — жилищная программа, как обещал наш Президент, стала локомотивом строительной отрасли, да и всей экономики республики, и, разумеется, нашей области тоже. Потом пошли объекты, как грибы после дождя. Построили противотуберкулезный диспансер в Жосалы, школу на 1200 учеников в Теренозеке, поликлинику в Шиели, детские сады в Жанакоргане и в ауле Суттикудык, школу в ауле Жайылма в этом же районе, были генподрядчиками у нефтяных компаний, много занимались реконструкцией и строительством различных коммуникаций по всей области. Нынешний ЦОН в Кызылорде, а тогда по проекту Дворец бракосочетания, тоже выпала честь строить нам. Это был сложный объект и по архитектурному замыслу, и по условиям строительства
(на месте бывшего русла реки). Ничего, справились.
Сегодня у компании объект, наверное, еще сложнее, чем дворец-ЦОН – это областная многопрофильная детская больница. Это не просто здание, а комплекс, даже сказал бы городок. Об этой новостройке мы обязательно расскажем подробнее, а пока только одна цифра, чтобы было представление об этой стройке – ее стоимость 6 миллиардов 834 миллиона тенге.
— В самое трудное время, в девяностых годах, когда все стояло, верил, что придет звездный час для нас, строителей – будут у нас серьезные подряды, и вот этот час, а вернее, эпоха наступила, — Абдижамит взмахом руки приглашает еще раз полюбоваться фасадом детской больницы, у которой мы беседуем.
Девяностые годы действительно были трудные для строителей – подряды кончались, плановая поставка материалов прекратилась, а рынок стройматериалов еще не возник. Мало было людей, кто был уверен, что это все временно и подъем обязательно будет. Абдижамит был в числе оптимистов. Он сохранил технику, цеха, контору предприятия, хотя для этого какое-то время пришлось заняться торговлей и бартером. Теперь ТОО «СК Данекер» не просто авторитетный подрядчик, но и производитель строительных материалов. О кирпичном производстве уже упомянул, а еще на предприятии производят стеновые и фундаментные блоки, утеплитель, окна, двери, необходимую оснастку. И делают это не только для себя, но и другим подрядчикам поставляют. Такая многопрофильность требует новых хороших специалистов. Абдижамит их находит, не списывая со счетов и своих многочисленных родственников.
У фасада сдаточного объекта областной детской больницы фотографирую Абдижамита в окружении коллег-родственников. Он при этом шутит, что если еще позовет родственников со стороны супруги, то все в кадре не поместятся. Вот такая трудовая династия Жансакаловых строит дома, больницы, школы, детсады и другие объекты по всей нашей области.