• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
+8 °C
Ветер: 2 м/с
Влажность: 75 %
Давление: 747 мм

МУСТАФА ШОКАЙ И НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО

МУСТАФА ШОКАЙ И НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВОЯрким представителем казахской интеллигенции начала ХХ века,  сыгравшим важную роль в становлении и развитии юридической мысли, был Мустафа Шокай, который являлся одним из основателей Туркестанской автономии. Он родился 25 декабря 1890 года в ауле Сулу тобе Кызылординской области.
Изучение наследия и процесс становления государственно-правовых идей и взглядов Мустафы Шокая можно разделить на три этапа.
Первый – это становление политико-правовых представлений М.Шокая, он начинается с рождения общественного деятеля и длится до 1916 года. Второй этап — 1917-1920 годы – его активная государственно-правовая деятельность. В этот период М.Шокай является представителем Временного правительства в Туркестане, премьер-министром Туркестанской автономии. На всех этапах деятельности он продвигал идею о создании единой государственности тюркских народов. Третий этап охватывает период с 1920 по 1940 годы – период эмиграции. В эти годы он выступает ярким критиком тоталитарного режима в Советском Союзе.
М.Шокай родился в знатной семье, его предки были степными аристократами, дед был правителем Сырдарьинской области Хивинского ханства, а отец — судьёй. В их семье была хорошая библиотека старинных рукописей, которые мальчик изучал самостоятельно. По воле старшего брата Алиша Мустафа пошёл учиться в русскую школу Перовска, так как знание русского языка было жизненно необходимым. В те годы в казахские степи стали прибывать безземельные крестьяне из России и селиться на землях коренного населения, что нередко становилось причиной конфликтов.
В 1902 году М. Шокай получает образование в Ташкентской гимназии, именно здесь он впервые услышал имя Александра Керенского. С интервалом в десять лет А. Керенский и М.Шокай окончили первую Ташкентскую мужскую гимназию, а позже оба с отличием закончили юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1899-1904 и 1910-1914 соответственно). В годы учебы М. Шокай продолжал защищать интересы не только земляков, но и всего народа Түркестанского края.
Когда в 1912 году умер отец Шокая, по просьбе земляков Мустафа на время вернулся домой и работал вместо отца судьей. Тогда в связи со столыпинской аграрной реформой в Казахстан стали массово переселять  крестьян из России, землю для них отбирали у местных казахов, начались земельные споры. Требовался грамотный судья, который защищал бы интересы коренных жителей.
Становление государственно-правовых взглядов М.Шокая начинается с Февральской революции 1917 года. После отречения Николая II от престола началась борьба за власть по всей территории Российской империи. Шокай с соратниками уезжает из Петрограда домой в Туркестан. Охваченный свободолюбивыми идеями, весной 1917 г. начал издавать в Ташкенте газету «Бiрлiк туы — Знамя единства», где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов. Он также начал издавать газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи. В тот период М.Шокай принимает участие в Туркестанском съезде, где его избирают председателем созданного Постоянного исполкома Туркестанского национального совета. В июле 1917 года М.Шокай был делегатом первого  Всекиргизского съезда в Оренбурге, где рассматривались такие вопросы, как форма государственного управления, автономия и земельный вопрос. На этом съезде впервые была создана казахская политическая партия «Алаш». В этом же году по рекомендации Туркестанского национального совета и предложению Керенского, ставшего председателем Временного правительства, Мустафа Шокай назначается членом Туркестанского комитета Временного правительства, в который входили бывшие депутаты первой и второй Государственной думы Алихан Букейханов и Мухамеджан Тынышпаев. Затем создается Туркестанская автономия во главе с Туркестанским временным советом, которым руководит М.Тынышпаев, а М.Шокай возглавляет Министерство иностранных дел. Однако вскоре с уходом М.Тынышпаева председателем становится М.Шокай. После разгрома Туркестанской автономии М.Шокай продолжал отстаивать свои идеи в Актюбинске, Челябинске, Закавказье, Баку и Тифлисе.
С 1920 года М.Шокай находится в эмиграции, где печатает публицистические материалы в различных изданиях. Очень скоро его имя становится популярным. С 1929 года в Берлине начинает издаваться журнал «Яш (молодой) Туркестан», главным редактором которого стал М. Шокай. Журнал просуществовал до начала Второй мировой войны в 1939 году, было выпущено 117 номеров. Он знал около десяти языков, нередко выступал с докладами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве.
М.Шокай последние двадцать лет своей жизни прожил в эмиграции, но все его мысли и дела были направлены на создание независимого и единого Туркестана. Он верил, что родная страна обязательно будет свободной и независимой, внес большой вклад в разработку идейных основ национально-освободительной борьбы тюркских народов против советской империи.
Мустафа Шокай всесторонне анализировал все происходящие процессы и изменения, подвергал беспощадной критике национальную политику Советской власти. В своих работах он писал, что целью его деятельности является создание неделимого единого Туркестана. То есть он представлял Туркестан как цельное, единое национальное государство, признаками которого являлись бы этнический фактор, территориально-географическая среда, фактор историко-духовной и культурной  общности, единое языковое пространство.
В 1933 году в сотрудничестве с представителями эмигрантских нацио¬нальных движений тюркского мира, Кавказа и Украины, М. Шокай создает «Комитет дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины». Главной задачей членов Комитета становится требование отделения своих стран от СССР и создания независимых государств. Его авторитет в эмиграции был очень высок. Профессор А. Шульгин, бывший соратником М. Шокая по эмиграции, в своей речи, произнесенной 8 февраля 1942 года в Париже на торжественном собрании, посвященном памяти Шокая, сказал: «…Он был воплощением деятельности… Чокай обладал каким-то исключительным обаянием, он один находил в себе силу и настоящую страсть в отстаивании своих взглядов, в особенности, когда дело касалось его Туркестана…».
Таким образом, изучая правовые взгляды М.Шокая можно утверждать, что современное понятие государственности с его признаками были определены еще в те годы. Нынешнее определение независимости предполагает независимость государства как внутри страны, так и в международных отношениях. То есть каждое государство имеет право само решать свои внутренние вопросы и не допускать вмешательства извне. Признаками государства являются территориальная целостность, единство всего народа и самого государства. Нужно отметить, что еще тогда М.Шокай выдвигал идею развития полиязычия, которое является актуальным и сегодня.
В настоящее время имя Мустафы Шокая называют в числе первых, кто  стал символом борьбы за независимость Казахстана. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев в своих выступлениях не раз отмечал, что  без восстановления исторической памяти немыслимо понять себя как народ, выяснить, кто мы и откуда, начертить план будущего. После обретения независимости Глава государства дал поручение собрать сведения о ключевых исторических личностях казахского народа. Так было возвращено на родину остававшееся за рубежом наследие М.Шокая. Были опубликованы воспоминания его супруги и политических соратников. Имя Мустафы Шокая было внесено в учебники истории, о нем сняли ряд фильмов. Его именем были названы улицы и школы в Кызылорде и Астане.
В настоящее время много внимания уделяется воспитанию молодежи в духе казахстанского патриотизма. Это правильно. Хотелось бы добавить, что в этой связи в учебных программах высших и средних учебных заведений  необходимо предусмотреть отдельные курсы по изучению идей тех личностей, которые были первыми борцами за независимость Казахстана. В этом направлении во многих вузах предусмотрено изучение отдельных дисциплин. Например, в Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата преподается дисциплина «Шокайтану», создан центр «Шокаеведение».
Сегодня еще немало неизученных архивных документов, касающихся жизни и деятельности М.Шокая.
Исследователям вместе с профессио¬нальными переводчиками предстоит перевести на казахский и русский языки многочисленные документы и статьи Шокая, опубликованные в газетах Закавказья, Турции и Западной Европы на турецком, французском, английском, немецком языках. Все это имеет важное значение для независимого Казахстана.
Мадина ЖУСУПБЕКОВА,
старший преподаватель кафедры
«Правоведение» КГУ имени Коркыта ата.
24-12-2016 24 декабрь 2016 г. 3 369 0