• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

АВТОНОМИЯ ВУЗОВ В КАЗАХСТАНЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

В государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы поставлена задача внедрения автономии в казахстанских вузах.
Как основополагающий документ в сфере образования, государственная программа формирует новую образовательную модель.
Важной ее составляющей является обновление институцио¬нальной среды, в том числе за счет привлечения ведущих зарубежных преподавателей, исследователей и администраторов. Примером этому служит Назарбаев Университет — первый оте¬чественный университет мирового уровня. Принципиально меняется организация процесса обучения за счет освоения, внедрения и разработки технологий, отвечающих современному уровню технического и социогуманитарного развития общества.
Формирование национальной модели  конкурентоспособного многоуровневого образования, интегрированного в мировое образовательное пространство и удовлетворяющего потребностям личности и общества в целом невозможно без гибкости и содержательной открытости  вуза, что обеспечивается его автономией.
Важным шагом на пути повышения уровня автономии стало решение Министерства образования и науки Республики Казахстан о создании в государственных вузах республики Наблюдательных советов. Как известно, Наблюдательные и Попечительские советы – неотъ¬емлемое звено управленческой структуры высокорейтинговых зарубежных университетов. Система корпоративного управления, реализуемая через Наблюдательные советы, решает задачи обеспечения академической свободы и прозрачности всех направлений деятельности вуза.
Так,  приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 7 июля 2016 года был утвержден состав Наблюдательного совета Кызыл¬ординского государственного университета имени Коркыта ата, куда вошли представители Министерства образования и науки РК и руководства Кызылординской области.
На основании типовых правил деятельности Попечительского совета и порядка его избрания, утвержденных приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2012 года №573, в мае 2013 года в КГУ имени Коркыта ата был создан Попечительский совет под председательством  акима Кызылординской области К.Е.Кушербева.
За период с мая 2013 по август 2016 года было проведено 5 заседаний Попечительского совета, где рассматривались и успешно решались следующие задачи:
- содействие университету в осуществлении  его уставных функций;
- создание необходимых условий для обучающихся и профес¬сорско-препо¬давательского состава университета с целью успешной реализации образовательных учебных программ;
- обеспечение финансовой поддержки, укрепление материально-технической базы университета;
- содействие дальнейшему развитию университета.
В Казахстане автономия вуза выступает как один из принципов демократизации образования, предполагающий создание условий высшим учебным заведениям для самостоятельного формирования стратегии развития, принятия решений о внутреннем администрировании, финансовом управлении.
Следует отметить, что КГУ имени Коркыта ата в рамках Болонского процесса работает в  следующих направлениях:
- приведение образовательных программ и учебных планов  в соответствие с европейскими стандартами на всех ступенях;
- обеспечение академической мобильности обучающихся, преподавателей и персонала (программа академической мобильности реализуется на основании договоров о сотрудничестве с более чем 50 отечественными и 70 зарубежными высшими учебными заведениями);
- повышение привлекательности вузов, возможность быть открытыми для всех регионов мира (по оценке независимого Казахстанского агентства  по обеспечению качества в образовании — 10 место среди многопрофильных вузов Казахстана);
- активизация роли студенчества в осуществлении болонских преобразований;
- расширение границ академической свободы образовательных программ. Так, компонент по выбору  в бакалавриате  составляет до 70%, в магистратуре — до 80%, в докторантуре — до 90% в соответствии с требованиями рынка труда.
В настоящее время  казахстанские вузы  конкурируют  в условиях инновационной экономики, индустриализации, стремительно меняющегося рынка технологий, услуг, труда. Без осознания образовательным сообществом ответственности за успешность или не успешность функционирования, мобильности научных и педагогических кадров невозможно формирование автономии, ее развитие и, в конечном итоге, продвижение страны в мировое образовательное пространство, востребованность выпускников на высокотехнологичных производствах, в международных корпорациях, управленческих структурах.
Г. РЫСМАХАНОВА,
к.э.н., доцент кафедры
экономической теории и
государственного управления КГУ
 имени Коркыта ата
29-12-2016 29 декабрь 2016 г. 2 115 0