Казыбек БОТАЕВ
В начале «нулевых» годов из Краснодарского края Российской Федерации кызылординские аграрии начали завозить некоторые сорта риса. Многие объясняли это тем, что известный местный сорт «Маржан» со временем начал терять свои качества, стал подвержен различным заболеваниям, а выведение новых сортов приостановилось. Однако с таким мнением готовы поспорить ученые ТОО «Казахский научно-исследовательский институт рисоводства имени И. Жахаева», которые в беседе с корреспондентом «КВ» привели ряд веских аргументов.
Справедливости ради отметим, что «Лидер», «Янтарь» и другие российские сорта риса успешно акклиматизировались в наших условиях и дают неплохой урожай. Однако, как показывает практика, и они подвержены заболеваниям, что отражается на урожайности и вкусовых качествах крупы.
В настоящее время, по словам доктора сельскохозяйственных наук, заведующего отделом селекции и семеноводства института Курманбека Бакирова (кстати, автора известного в регионе и за его пределами сорта «Маржан), в Казахстане районировано 30 сортов риса, которые включены в перечень сортов, допущенных к использованию. Причем, 16 из них – казахстанские сорта, девять – российские и еще пять – узбекские
сорта.
В настоящее время учеными НИИ выведено и районировано семь сортов риса, причем, большинство – на территории нашей области. Основным сортом, который на протяжении трех десятилетий возделывают в нашей области, является «Маржан». Он в течение короткого времени завоевал почти 80 процентов посевов риса области. И на протяжении трех десятков лет наравне с сортом «Кубань-3» оставался основным сортом, который возделывали в регионе.
Ученые отмечают, что до конца девяностых – начала двухтысячных годов в области не отмечены факты грибковых заболеваний посевов риса. И вот они стали появляться у нас. Причины того, что эти заболевания стали распространяться в нашей области, ученые объясняют рядом факторов. Первый –
значительно снизилась культура земледелия, больше стало бросовых земель, что способствовало росту числа очагов заболеваний. Эти же годы отмечены заметным изменением климата – в середине лета, когда должна была стоять сильная жара, у нас шли дожди.
Другую причину появления заболеваний ученые видят в том, что в те годы в регион стали завозиться различные сорта риса, причем, стихийно. Как говорит заместитель директора НИИ, доктор сельскохозяйственных наук Асет Токтамысов, завозимый рис должен проходить проверку на протяжении как минимум трех лет. Дело в том, что злаки могут нести различные карантинные заболевания, заражены сорняками. Но проверок, к сожалению, у нас нет.
Руководители отдельных хозяйств, которые в начале «нулевых» завозили российский рис, объясняли это безвыходной
ситуацией – к посевной хозяйства могли остаться без семян. И потому порой приходилось везти такое зерно, которое у соседей использовалось как фураж. Почти треть такого риса оказалась краснозернистой а это, как говорят селекционеры, верный признак того, что рис, мягко говоря, не совсем
здоров.
В первое время много говорилось о том, что российские сорта риса не подвержены заболеваниям. Однако в нынешнем году, отметили ученые, заболели такие сорта, как «Лидер» и «Янтарь», которые чаще всего сеют хозяйства области. Вдобавок к этому появились такие вредители, как тля и трипс.
Сорт, по словам К. Бакирова, может деградировать. Но это бывает только в том случае, если на должном уровне не ведется семеноводческая работа. К примеру, как уверяет ученый, сорт «Кубань-3» - это не та «Кубань», которую наши хозяйства когда-то завезли из России. За десятилетия в наших природно-климатических условиях сорт претерпел большие изменения и стал, по сути, уже новым сортом. То же самое можно сказать и о сорте «Маржан».
Для сохранения сортов риса есть семеноводческие хозяйства – четко налаженная система, которая работает на протяжении многих лет. К примеру, КазНИИ рисового хозяйства и хозяйство «Тогускен» Жанакорганского района занимаются первичным семеноводством. Затем идут элитные семеноводческие хозяйства. В нашем регионе это хозяйства «Абзал и К», «Сыр маржаны» и «Тан ЛТД». Далее – специализированные хозяйства, которые выращивают семена первой и второй репродукций и передают его товаропроизводителям.
Многие считают, что у нас перестали выводить новые сорта. С таким мнением в корне не согласны ученые КазНИИ рисового хозяйства. По их словам, процесс выведения новых сортов никогда не останавливался и не прерывается.
Сорта риса, выведенные учеными института в последние годы, ничем не уступают завозимым. Проблема – в размножении семян новых сортов. Есть, правда, отдельные хозяйства, которые размножили и успешно сеют рис сорта «Каз-Ер-5», «Каз-Ер-6», распространяется сорт «Айсауле». Как говорит К. Бакиров, потенциал новых
сортов значительно выше, чем у сорта «Маржан». Таким образом, проблема, с одной стороны, в размножении, а с другой – в консерватизме ряда рисоводов, которые не хотят расставаться со ставшими привычными
сортами.
Завоз новых сортов из-за рубежа продолжается и сегодня. Есть соглашение о сотрудничестве наших рисоводов и коллег из Краснодарского края. С другой стороны, думается, что такой шаг должен стимулировать кызылординских ученых и аграриев на то, чтобы ускорить проведение селекционной работы и выведение новых сортов. А главное, теснее нужно работать с сельхозформированиями по районированию и размножению новых сортов. Если у нас появится новый сорт риса, который ничем не уступает привозным, а быть может, превосходит их, то и наши земледельцы будут отдавать предпочтение ему. Так, как это было с сортом «Маржан», который и сегодня пользуется большим спросом у населения.
А что касается сотрудничества с российскими коллегами, оно будет продолжаться, так как польза тут очевидна для обеих сторон.