• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ ПО-НОВОМУ

Нургуль САЙЛАУБАЙКЫЗЫ
Вчера в Доме культуры имени А.Токмагамбетова состоялась  августовская  конференция  работников образования  области на тему «Қазақстанның  үшінші жаңғыруы - білімнің  үлесі».
В ее работе принял участие аким области Крымбек  Кушербаев, который выступил  с докладом   о реализации  задач в свете  программы  «Рухани жаңғыру».
На конференции также выступили  директор департамента  дошкольного  и среднего образования Министерства  образования и науки РК Шолпан Каринова, вице-президент Национальной академии  образования имени  И.Алтынсарина  Мариямкуль  Мукатаева, директор Центра  образовательных программ   АОО  «Назарбаев Интеллектуальные  школы»  Жанар  Абдильдина, руководитель  областного управления образования  Бахытжан Сайлыбаев.
Участники  подвели итоги прошлого учебного года и  обозначили планы на этот год, уделив особое внимание вопросам  модернизации  системы образования.
Группе  отличившихся педагогов были вручены нагрудные знаки   имени Алтынсарина, «Почетный работник образования РК», почетные  грамоты  Министерства  образования и науки  РК, благодарность акима области.
Школа-гимназия №3 имени С.Толыбаева признана  победителем  областного конкурса «Орта білім беретін үздік ұйым». Директору школы Меруерт Абдыхалыковой вручен сертификат на 17 миллионов тенге.

ИЗ  ВЫСТУПЛЕНИЯ  АКИМА  ОБЛАСТИ  КРЫМБЕКА  КУШЕРБАЕВА
Уважаемые педагоги, родители, гости августовского педсовета!
Позвольте от всей души поздравить вас с наступающим Днем знаний!  Это  светлый и волнующий праздник не только для школьников, но и для родителей и учителей.
Стало традиционным для нас обсуждение в канун нового учебного года актуальных вопросов образования и воспитания подрастающего поколения в свободном формате. И этот августовский педсовет  позволяет нам оценить  прошлое, строить планы на будущее.
В 2016-2017 учебном году при активном вашем участии нам удалось выполнить немалую  результативную  работу в сфере образования. Об этом в своем докладе подробнее расскажет руководитель областного управления образования.
Сегодня я выступаю  перед вами не только как аким области, но и как член Национальной комиссии по реализации программы «Рухани жаңғыру» и гражданин, который всем сердцем поддерживает и болеет за каждый ее пункт и раздел.
Нельзя не отметить, что через модернизацию общественного сознания Казахстан вступит на новую ступень развития государственности, коренным образом отличающуюся от прежней и по содержанию, и по качеству. Помимо всего, это особенный социально-инжиниринговый проект, не имеющий аналогов в близлежащих странах.
Есть все основания считать, что  духовное обновление имеет  особое значение для школ и учителей. Это – особенная программа, которая позволит стране дать новое качество посредством внутреннего обновления государства и общества, изменения сознания граждан. Эта программа, имея ярко выраженный общенациональный характер, в то же время призвана дойти до каждого казахстанца.  То есть изменение общественного сознания будет происходить на основе изменения  сознания  каждого казахстанца. Каждый шаг программы будет идти параллельно с работой по воспитанию молодежи, личностей, подготовкой специалистов. Поэтому основная опора духовной модернизации – это педагоги, а площадки для ее реализации – наши учебные заведения. Отсюда и тема сегодняшней конференции.
Третья модернизация, ставшая основой нынешнего Послания Главы государства народу Казахстана, не ограничивается экономическими направлениями развития, отдавая приоритет модернизации общественного сознания. Потому что  для совершенствования политической системы и поднятия экономики на новые высоты нам необходимы качественно новое общественное сознание, новое мировоззрение, новый личностный взгляд.  Разностороннему разъяснению этой цели и путей ее достижения и посвящена статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», на основе которой разработана программа «Рухани жаңғыру».
Духовная модернизация  – концептуальная основа обновления национального самосознания, воспитания по-новому подрастающего поколения. В ее основу заложена широкомасштабная реформаторская идея, направленная на выведение общественного сознания на мировой уровень  с учетом быстрорастущих   темпов глобального технологического развития.
Педагогическое сообщество – главная  движущая сила модернизации общественного сознания в стране. А для этого прежде всего нужно, чтобы каждый учитель проникся главенствующей идеей программы, твердо встал на путь личностного обновления.
Ставшая фундаментом программы статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» состоит из двух больших разделов. В первом, который называется «О национальном самосознании в ХХI веке», Глава государства указал шесть направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца. Это конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания.
Как можно заметить, каждая из этих ценностей близка к задачам и содержанию образования. Ведь  конкурентоспособность – это обладание каждым казахстанцем набором качеств, которых требует  XXI век. И главными здесь выступают  такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.
Что касается прагматизма, то он означает  изменение ряда  привычек и стереотипов, точное  определение своих нацио¬нальных и личных ресурсов, их оптимальное  расходование, умение планировать будущее. Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех, использование всех возможностей на этом пути – это и есть признаки необходимого нам прагматизма.
Если говорить о сохранении национального единства, само понятие «национальная модернизация» подразумевает овершенствование национального самосознания. Мы знаем о двух его сторонах.
Во-первых, это расширение горизонта национального самосознания.
Во-вторых, это изменение некоторых его характеристик и приспособление к нынешнему времени, сохраняя при этом национальное естество. Модернизация не значит расставание со своим лицом, своими неповторимыми чертами и особенностями. Наоборот, только благодаря этим особенностям мы станем притягательными, интересными для окружающих и способными конкурировать с другими. Поэтому каждая страна, каждое государство формирует образец своего собственного развития.
То есть, с нами навеки должны остаться национальные обычаи и традиции, язык и музыка, литература, одним словом, наш национальный дух. В деле сохранения своего «я», укрепления основ национального единства особое место занимает земля древнего Сыра – святыня казахской культуры.
Следующий приоритет – торжество или культ образования. Природе нашего народа присущи такие качества, как особое отношение к образованию, признание его особой ценностью. Теперь эти качества должны превратиться в норму, неотъемлемую часть национального характера. Потому как это – требование нынешней технологической революции. Есть прогнозы, что в ближайшее десятилетие может исчезнуть половина нынешних ремесел. Профессиональный характер экономики никогда не претерпевал столь быстрых изменений. В таких условиях успеха могут добиться лишь люди, способные быстро освоить новые навыки, изменить свою профессию. Понимание этого и способствовало тому, что Казахстан по уровню средств, выделяемых на развитие образования, вышел в мировые лидеры. И вы хорошо знаете, что по этому показателю Кызылординская область находится в числе первых в республике.
Если говорить словами Елбасы, каждый должен глубоко понять и осознать, что образование – главный фактор успеха.
Среди ценностей, которым отдает предпочтение наша молодежь, образование всегда должно находиться на первом месте. Потому как успеха добьется только та нация, которая образование ставит выше всего остального.
Казахстан выбрал не революционное, а эволюционное развитие. Если бросить взгляд в прошлое, ХХ век, полный революционных потрясений, для нашего народа явился периодом, полным горя, тягот и лишений. Нам насильно были навязаны чуждые нам образцы общественного строя. Казахскому народу был нанесен тяжелейший демографический удар. Мы чуть было не потеряли навсегда родной язык и культуру. Многие регионы страны, в их числе и низовья Сырдарьи, превратились в зону экологической катастрофы. Можно найти тысячу причин для оправдания этих процессов. Однако наша недавняя история убедила нас в том, что только эволюционное развитие дает возможность расцвета для нации. Поэтому теория эволюционного развития должна стать единственным правилом, которого придерживается не только страна, а каждая личность.
Сегодня революции изменили свой цвет, прикрываясь национальными, религиозными, культурными, сепаратистскими идеями. Однако ясно, что в конечном итоге все они заканчиваются кровопролитием, экономическим крахом и трагедией тысяч людей.
И потому осознание всей глубины теории, предложенной Елбасы, – часть важных познавательных, методологических и духовных обязанностей всего общества, в том числе системы образования.
Открытость сознания, которая относится к новым ценностям, также формируется через систему образования. Несмотря на процесс динамичного развития мира, массовое сознание пока еще остается на уровне семейно-бытового. И оно должно измениться. Главным инструментом, который откроет дорогу к этим изменениям, будет английский язык.  
Глава государства выделяет три особенности открытости сознания. Во-первых, понимание того, что происходит в мире и вокруг тебя. Во-вторых, готовность к изменениям. И в-третьих, готовность к заимствованию опыта  и усвоению достижений других народов.
Это основные правила для принятия к руководству программы «Духовная модернизация». В качестве механизма ее реализации Глава государства предлагает шесть специальных проектов.
Для педагогов очень важно освоить их цели и содержание. Потому как в ближайшие годы стержнем общественно-политической, образовательной и воспитательной работы страны станет именно эта программа. Учитывая это, Министерство образования и науки РК приняло решение подготовить специальный фильм о программе духовной модернизации для учащихся, студентов и преподавателей. Фильм подготовили «Назарбаев Интеллектуальная школа» и группа «Білім Медиа групп».  В создании структуры и сценария фильма приняли участие и мы. 45-минутная версия фильма будет показана в первый день нового учебного года во всех школах и других учебных заведениях. Есть предложение с вами посмотреть укороченную версию фильма прямо сейчас. Внимание на экран!
Уважаемые коллеги, педагоги!
Для кызылординцев духовная модернизация – дорога, которая началась не сегодня. Испокон веков у нас сложилось так, что в процессе воспитания мы особое внимание уделяем истории своей страны, ее культуре, традициям, обычаям, обогащая их сегодняшним содержанием. Елбасы придал этой доброй традиции новое направление, новый толчок и превратил ее во всенародное движение. Это цель, достижения которой мы долго ждали. И потому я призываю вас проявить в этом деле политическую грамотность, гражданскую активность, а, главное, искреннюю любовь к родной земле, своей стране и Родине.
На пути к духовной модернизации педагоги земли Сыра должны стать примером для наших соотечественников, быть в  первых рядах. Потому что в ваших руках, уважаемые учителя, ключ к росту духовного начала у молодого поколения, укреплению его позиций и повышению конкурентоспособности.  
И потому в нынешнее время, когда обновилось содержание образования, необходимо добиться его органического сочетания с новыми методами воспитания. Пусть в этом благородном деле будет высоким ваш авторитет, дорогие педагоги!
Пусть каждый из вас будет подходить к воспитанию детей со всей ответственностью, ибо это будущее страны
Пусть будет плодотворным новый учебный год!        

Кызылординские вести / Первая полоса 29 август 2017 г. 925 0