• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КОРКЫТ АТА — СИМВОЛ ТЮРКСКОГО МИРА «РУХАНИ ҚАЗЫНА»

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
  На родине великого Коркыта – философа и мыслителя, композитора и кюйши, создателя кобыза, почитаемого всем тюркским миром – 28-29 сентября состоялся международный фестиваль фольклорного музыкального искусства «Қорқыт және Ұлы дала сазы» – «Коркыт и мелодии Великой степи», организованный акиматом Кызылординской области, областным управлением культуры, архивов и документации и международной организацией тюркской культуры «ТЮРКСОЙ».  
На фестиваль съехались музыканты и ученые-искусствоведы из стран ближнего и дальнего зару-бежья. Кроме участников из тюркоязычных стран, в фестивале принимали участие ученые из США, Англии, России, Китая, Беларуси.  
Праздник искусства тюркоязычных народов начался в областном музыкально-драматическом театре имени Н.Бекежанова спектаклем по пьесе Ирана-Гайыпа «Қорқыт-тың көрі» – «Могила Коркыта».
Мероприятия продолжились  международной научно-теоретической конференцией «Қорқыт ата мұрасы: эпикалық мәдениет, халық аңыз әңгімелері және әуендері» – «Наследие Коркыта ата: эпическая культура, народные сказания и напевы».
Участников и гостей конференции приветствовал аким области Крымбек Кушербаев.
Как было отмечено, в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» важную роль играет концепция Коркыта ата – великого философа и мыслителя, прародителя  тюркоязычных народов. Древняя земля Сыра – это благодатный край, хранящий в себе предания далекой старины, неизгладимую память наследия предков.
На земле Приаралья в разные эпохи существовали столица саков Чирик-Рабат, огузов – Жанкент, кипчакской империи, положившей начало Казахскому ханству, – Сыганак. Эти города – священные ценности национальной летописи. А Кызылорда – столица Казахской республики с 1925-го по 1929 год – и  сегодня является нашей гордостью. Богатый историей край славится и тем, что здесь на территории Кармакшинского района расположена космическая гавань – знаменитый на весь мир космодром «Байконур».
При поддержке Президента страны Нурсултана Назарбаева акимат области и организация тюркоязычных государств «ТЮРКСОЙ» в четвертый раз проводят международный фольклорный музыкальный фестиваль «Коркыт и мелодии Великой степи», который является своеобразным духовным мостом, соединяющим наши страны. Особое значение для Казахстана имеет активное сотрудничество с тюркоязычными странами Турцией, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном. Основой тесных взаимоотношений с этими государствами является языковое и конфессиональное родство, схожесть исторического и культурного наследия.
В рамках международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в список туристических объектов были включены мемориальный комплекс «Коркыт ата» в Кармакшинском районе и космодром «Байконур». В течение трех месяцев эти объекты посетило более 13 тысяч туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья, что служит еще одним подтверждением интереса к истории нашего края и страны в целом.
Благодаря интеграционным инициативам Президента страны Нурсултана Назарбаева растут и крепнут дружеские связи между нашими государствами, отметил руководитель региона и выразил благодарность участникам конференции за их вклад в развитие тюркской культуры и проявленное уважение к памяти великого мыслителя Коркыта.
В рамках фестиваля участники и гости ознакомились с этноархеологической выставкой мастеров прикладного искусства земли Сыра «Тұран таңбалары» – «Следы Турана», где были представлены старинные казахские национальные музыкальные инструменты: домбра, кобыз, тайтуяк, сылдырмак, жетиген и другие, а также предметы быта (керамическая посуда, украшения и другое), найденные во время раскопок на древних городищах Жанкент и Сыганак.
Конференция стала площадкой широкого обмена мнениями по  вопросам развития тюркской культуры для видных ученых-фольклористов и искусствоведов из стран ближнего и дальнего зарубежья и Казахстана.
Первая часть конференции   традиционно была посвящена наследию Коркыта ата и его значению для культуры тюркоязычных стран. Выступления зарубежных и казахстанских ученых демонстрировали конкретные достижения представителей тюркских стран в традиционном исполнительстве, имеющем большое значение для практического применения опыта и расширения возможностей тюркской музыки в современной жизни.
Согласно исследованиям историков, Казахстан является прародиной всех тюрок, которых в настоящее время по всему миру насчитывается свыше двухсот миллионов человек. Лидер нации Н. Назарбаев на торжественном собрании, посвященном 550-летию Казахского ханства, отметил, что в XXI веке тюркские народы должны сотрудничать друг с другом. «Народы независимых тюркских государств – Турции, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Кыргызстана и еще более 200 млн. представителей тюркских народов, разбросанных по всему миру, – все они происходят от одного великого предка – тюрка-воина», – сказал Глава государства.
Древние тюрки создали свое-образный очаг цивилизации, в котором появились качественно новые формы бытия, новые коммуникативные средства – оседлость и урбанизация части населения. Строительство городов,  религиозные искания привели к приобщению к мировым религиям, таким, как буддизм, христианство, а позже ислам. Все это отразилось на социальной и политической организации общества.
Нет сомнения  в том, что высшей духовной ценностью любого народа является его национальное искусство, которое уходит корнями в глубокую древность. Будущее народа в большой степени зависит от развития культуры. И потому для сохранения культурного наследия во имя будущих поколений нужно вплотную заняться вопросами пропаганды и популяризации фольклорного искусства. Через восприятие искусства родственных народов, знакомство с их традициями, культурным наследием и духовным богатством можно способствовать развитию национальной культуры.
Ученый-этномузыковед, профессор Казахского национального университета искусств Саида Елеманова рассказала о том, какая работа проводится в стране, в частности, в Приаралье по сохранению нематериального культурного наследия.
– Осознание ценности культурного явления приходит обычно только тогда, когда традиция практически утрачена. Но иногда, благодаря отдельным выдающимся личностям, общество начинает осознавать, какими духовными, культурными ценностями обладает и чем можно гордиться, какой вклад вносит народ в сокровищницу человечества. В этой связи закономерно, что именно в Кызылординской области была инициирована мультинациональная заявка «Наследие Коркыта ата». Именно здесь находится могила Коркыта, кюи и легенды которого были записаны в последней четверти прошлого века в исполнении Сокыр Нышана.  Невероятно, но именно в застойные 80-е годы здесь был установлен памятник Коркыту ата (архитектор Бек Ибраев). Кызылординская область, в частности, район Жосалы в советское время стал духовным сакральным центром казахской традиционной культуры. Коркыт – всемирный величайший дух, воплотившийся в казахской культуре как первый музыкант, как вообще создатель музыки и первого музыкального инструмента,  отметила С. Елеманова.
Акцент на историческую роль личности Коркыта для всего тюркоязычного мира сделали в своих выступлениях профессор университета Хаджеттепе Озкул Чобаноглы из Турции, а также доктор филологических наук, профессор, директор научно-ис-следовательского института «Коркытоведение и история края» Багдат Карбозулы, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой «Казахский язык и литература и журналистика» Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата Габит Туякбаев.  
– В истории есть великие личности, неподвластные ходу времени и не вмещающиеся в пространственные границы. Одна из таких личностей – Коркыт ата, оставивший после себя бессмертное наследие. Сын Великой степи является фигурой с тысячелетней историей, ставший символом всего тюркского мира, его священным кодом и нравственной опорой, призывающей к единству и согласию, взаимопониманию и созидательному труду. Тихое пение черного кобыза, доносящееся до нас из глубины веков, а также знаменитая «Книга деде Коркыт» проливают свет в сознание новых поколений, призывая к единству сердца и разума, к гармонии между человеком и природой, – сказал профессор Озкул Чобаноглы.
Интересным было выступление ученого из США, доцента кафедры «Мировая наука» университета Костал Каролина Анны Олдфилд. Она провела  исследование общих исторических корней казахского и азербайджанского искусства на примере традиционнного искусства жырау и азербайджанских ашугов. Член-корреспондент На-циональной академии наук, доктор искусствоведения, профессор Сара Кузембай посвятила свой доклад проблемам коркытоведения. Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что великий кюйши древности  нашёл бессмертие в служении человечеству созданным им искусством, отметила ученый.
Доклад Алмаса Алматова, известного ученого-фольклориста, профессора Казахского национального университета искусств, был посвящен этнопедагогике, подготовке кадров по обучению традиционных народных исполнителей жыра в учебных заведениях Казахстана.
Как отмечалось, поэзия жырау занимает особое место в процессе передачи нынешнему поколению знаний и понятий о коренных проблемах специфики этнического бытия, путях становления личности в русле бессмертных этнических ценностей, о формировании таких понятий, как честь, совесть, истина. В процессе формирования личности через творчество акынов и жырау огромное значение имеет выявление познавательных и эстетических характеристик сказительства, выработанных в ходе многовековой истории народа. Эти категории имеют непреходящее значение как с познавательной, так и с воспитательной точки зрения и служат путеводной нитью в достижении высот духовного совершенства.
Знание истории эпической традиции, бережно передававшейся из поколения в поколение, также имеет большое историческое значение, так как в ней заключены мудрость и идеалы народа, сформировавшиеся в результате его духовного опыта в рамках как родоплеменного, так и общеэтнического сообщества в различные исторические эпохи.
Жырау – воспитатель народа. Творчество жырау, социальный статус отдельных сказителей на исторической арене, миссия жырау как носителя и глашатая актуальных общественно-политических концепций и чаяний народа – все это свидетельствует о весомом вкладе жырау в государственную политику прошлых времен, – сказал А.Алматов.
На протяжении веков тюркские народы взаимодействуют друг с другом, опираясь на давние традиции дружбы и добрососедства, общности культур. Духовное наследие тюркского мира, его многовековая и многогранная субкультура являются составной частью всей мировой цивилизации. И вполне очевидно, что эта самобытность, сохраненная вопреки всем историческим перипетиям, и сегодня будет определять духовную сущность и место тюркоязычных народов в объединенном потоке мирового культурного развития.
В рамках культурно-гума-нитарного взаимодействия между тюркоязычными народами особое место принадлежит «ТЮРКСОЙ» как организации, ведущей активную деятельность по сохранению и пропаганде культурного наследия тюркского мира. С этой точки зрения можно сказать, что, безусловно, есть нечто глубоко символичное в том факте, что имя Коркыта ата, наследие которого заслуженно считают сокровищем тюркской культуры и творческой связью между прошлым и настоящим, Западом и Востоком, стало сегодня темой для международного мероприятия, отметил кандидат филологических наук, представитель Казахстана в международной организации «ТЮРКСОЙ» Дархан Кыдырали, подводя итоги научно-теоретической конференции.
Тема научно-практической кон-ференции, состоявшейся во вто-рой половине дня 28 сентября – «Түркі тілді әлемнің музыкалық аспаптары мен аспапты музыкасын зерттеудің өзекті мәселеле-рі» – «Актуальные проблемы исследования инструментальной музыки и музыкальных инструментов тюркских народов». Она была посвящена 90-летию ученого-фольклориста Болата  Сарыбаева.
Жизнь и многогранная деятельность выдающегося ученого-инструментоведа Болата Сарыбаева (1927-1984) составили целую эпоху в музыкальной культуре Казахстана прошлого столетия. Именно с ним связан период своеобразного возрождения традиционной казахской музыки, древних музыкальных инструментов. Он не только занимался поисками, исследованием и реконструкцией исчезнувших музыкальных инструментов, проводя колоссальную работу в архивах, музеях и библиотеках, но и возвращал эти инструменты в живую музыкальную практику, современную действительность, знакомил соотечественников с замечательным прошлым национальной культуры.
На конференции по вопросам этноинструментализма  выступил ряд  зарубежных ученых: Маргарет Берли – хранитель музыкальных инструментов музея и садов Хорниман из Англии, Сурая Агаева – ученый-искусствовед, доктор философских наук из Азербайджана, Сагыналы Субаналиев – профессор, заслуженный деятель искусств Кыргызстана, Геннадий Макаров – кандидат искусствоведения, доцент (Россия), Ишмурат Ильбаков – народный артист Башкортостана, исполнитель на инструментах курай и орган Башкирской государственной филармонии имени Х.Ахметова (Россия) и другие.
Казахстанские ученые, последователи и ученики Б.Сарыбаева Шакарим Жаркын (академик Международной академии информации, Астана), Базархан Косбасаров (профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Сейтказы Оразгали (профессор государственного университета имени Шакарима, Семей) отметили вклад Б.Сарыбаева в развитие казахского инструментализма, в частности, кобыза.  При его непосредственном содействии в 1968 году в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в Алматы был открыт класс кыл кобыза.  
Отмечая выдающийся вклад в развитие этноинструментализма Б.Сарыбаева, преподаватель Государственной консерватории Узбекистана К. Курбанов отметил, что в свое время статья Булата Сарыбаева «Страницы из прошлого (новые материалы о кобызе)» вдохновила его на написание статьи о каракалпакском кобызе. Кобызовая музыка составляет одну из важных ветвей каракалпакской традиционной музыки. Зарождение и развитие ее неразрывно связаны с богатой эпической традицией народа.
Казахские музыкальные инструменты, будучи драгоценным наследием культуры, дошли до нас из древности. Их передавали от поколения к поколению безвестные народные музыканты.
Пока народ говорит на своем языке, будут жить его песни, легенды, сказки, эпосы, а, значит, он сохранит свою самобытность. Если народ силен как этнос он будет влиять на развитие и преобразование других народов посредством своего языка, культуры, в том числе музыки, литературы, художественного искусства. Народ, обладающий высоким уровнем национального самосознания, ответственностью за свое будущее и будущее своих детей, имеет огромный потенциал и большую перспективу развития.
Именно этим смыслом наполнены известные слова Главы государства Н.Назарбаева: «Наш праотец Коркыт – знаменитый поэт, признанный общим мыслителем всех родственных тюркских народов, непревзойденный музыкант-кюйши, герой легенд с глубоким философским смыслом – является золотым фундаментом нашего духовного бытия. Я бы сказал, что для казахского народа, обретшего независимость и восстанавливающего свое историческое сознание, роль наследия Коркыта баба особо велика. Ибо его заветы, оставленные более десяти веков тому назад, полностью сочетаются с современными реалиями нашего общества».
Говоря о достижениях нашей страны, важно помнить, что главным оплотом динамичного развития Казахстана является межна-циональное и межконфессиональное согласие. Это прочная база, которая дает возможность государству уверенно двигаться вперед.

Кызылординские вести / Первая полоса 30 сентябрь 2017 г. 1 908 0