Это в Кызылорде сейчас и снега нет, и днем термометр уходит в плюс, а на озере Камыстыбас в Аральском районе настоящая «правильная» зима – снег, лед, мороз. Снег здесь лежит уже третий месяц, лед на озере тоже с начала декабря. Так что рыба спряталась под ледяным панцирем толщиной 60-70 сантиметров, а сверху еще сантиметров двадцать снега.
В таких условиях заводить под лед сеть-невод длиной несколько километров задача не из простых. Лунок приходится делать больше сотни. Правда, сейчас это рыбаки делают не пешней, а при помощи мини-буровой на санях. Кстати, и сам невод тянет лебедка, которую крутит бензиновый движок. Однако полностью механизировать промышленный зимний подлёдный лов рыбы на озерах вряд ли получится – остается много ручного труда, требующего навыков, сноровки, опыта. Заправка сетей под лед – трудоемкая, холодная и, честно говоря, скучная работа как для тех, кто ее делает, так и для наблюдателей. Другое дело, когда рыбаки начинают вытягивать свою трехкилометровую снасть на лед. Этот процесс очень азартен – загораются глаза, ускоряется движение всей бригады, а в ней на одном неводе больше двадцати рыбаков.
Азарт у проруби, из которой вытягиваются две стенки невода, нарастает тем сильней, чем ближе его «мотня» – там будет вся рыба. Чтобы она активнее собиралась в этой части невода, ее туда загоняют нехитрым приспособлением – двухметровым изогнутым шестом, а на конце его конус из жести. Один из рыбаков, одетый в непромокаемый плащ, бьет этим конусом по воде в проруби, делая хлопок, который и пугает рыбу. Для направления рыбы в мотню можно было бы использовать что-нибудь более современное, но, наверное, этот шест, судя по его музейному виду, уже не столько инструмент, сколько рыбацкий амулет на удачу… Как бы там ни было, но в начале выхода невода на лед «пугатель» рыбы чувствует себя дирижером рыбацкой бригады – все внимание на него.
Как только в сетях стала появляться рыба, тут уже времени глазеть по сторонам нет. Быстрыми, ловкими движениями одни вытаскивают из ячеек рыбу, другие вручную растягивают сети на снегу, очищают их от водорослей и складывают на сани. Видно, что окончание ло-ва – это одновременно и подготовка к следующему заходу под лед.
На выходной лунке уже десяток рыбаков не успевают выбрасывать рыбу на лед, но вот подошла мотня и тут уже голыми руками не справиться. В ход идет приспособление из сетки, которым пару человек вычерпывают рыбу из проруби и грузят ее в сани. Уже через десять минут сани полные. Их отталкивают на расчищенный от снега лед и вываливают рыбу на него, разгребая ее тонким слоем. Это делается для того, чтобы она равномерно промерзла. После такого естественного замораживания этот продукт может храниться хоть целый год без снижения качества.
Сегодня у бригады рыбаков Камбашского рыбопитомника в сетях оказались в основном лещи, но были и судаки, щуки, окуни, один сом на двадцать килограммов и несколько сазанов. Всего на вскидку (взвешивать улов будут на берегу) на льду оказалось три-четыре центнера рыбы. У коллег из Казалинска, которые вытягивали невод в полукилометре от камбашцев, улов в это день был щедрее. Таково рыбацкое дело – здесь везение пока еще никто не отменял.
Игорь ТИТЕНОК