В Кызылорде в рамках празднования 200-летия города состоялись акции, посвященные 125-летию Латифы Ходжиковой.
Первый театральный художник, мастер декоративно-прикладного искусства Латифа Ходжикова является основателем талантливой творческой династии, внесшей заметный вклад в развитие национального искусства.
В художественной галерее открылась выставка, посвященная творчеству Латифы Ходжиковой и ее сыновей: Кожахмета – художника-графика, основателя в изобразительном искусстве Казахстана нового направления – карикатуры и плакатного жанра, Кулахмета – заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, художника-постановщика фильмов-шедевров казахского киноискусства «Мы из Семиречья», «Меня зовут Кожа», «Алдар Косе», «Земля отцов», «Гаухартас», Нурахмета – художника-скульптора, инвалида Великой Отечественной войны, создателя ряда монументов, посвященных воинам – защитникам Отечества, Султанах-
мета – выдающегося кинорежиссера, автора одного из лучших фильмов в истории казахстанского кино-искусства – лироэпического эпоса о любви «Кыз жибек».
Выступая на церемонии открытия выставки, аким области Крымбек
Кушербаев отметил, что династия Ходжиковых оставила яркий след в истории искусства Казахстана. Супруг Латифы Ходжиковой, ученый-просветитель Коныркожа Ходжиков, был видным политическим деятелем. Во многом благодаря ему нашему народу было возвращено его подлинное историческое имя – казахи. Сыновья Коныкожи и Латифы Кулахмет, Кожахмет, Нурахмет и Султанахмет – талантливые личности, внесшие заметный вклад в развитие культуры и искусства Казахстана.
– Кызылорда, которая в этом году отмечает свое 200-летие – родина многих выдающихся личностей. Здесь родилась и сделала первые шаги в искусстве целая плеяда известных художников. В Кызылорде, бывшей тогда столицей республики, в 1926 году состоялась первая Всеказахстанская выставка художников, в 1928 году – передвижная выставка казахстанских художников, когда картины перевозили по стране на верблюдах, – сказал глава региона.
В выставочном зале художественной галереи представлены экспонаты, фотографии и архивные материалы из фондов государственных архивов, театров и музеев, свидетельствующие о жизни и творчестве динас-
тии Ходжиковых, выполненные Латифой театральные костюмы, а также картины братьев Ходжиковых «Отара у дороги», «На джайляу», «Отара овец. Перед грозой», «Сельский праздник», «Красный кош», «Конферансье».
***
В Доме культуры имени А.Токмагамбетова состоялась республиканская научно-практическая конференция «Латифа Ходжикова и казахское национальное искусство». На конференции выступили ученые, искусствоведы, деятели культуры, творческая интеллигенция. В работе конференции принял участие заместитель акима области Руслан Рустемов. На конференции дочь Кулахмета Ходжикова Сауле – искусствовед, член Союза художников и Союза кинематографистов Казахстана рассказала о непростой судьбе семьи Ходжиковых, которая тесно сплелась с жизнью Казахстана.
Латифа Ходжикова родилась в Кызылорде в 1893 году в семье волостного Перовского уезда Мунайтпаса Лапина, человека грамотного, владеющего русским языком и пользующегося уважением местного населения.
Путь Латифы в профессио-
нальное искусство начался в 20-х годах прошлого столетия. Работая костюмером и театральным художником первого казахского театра драмы в Кзыл-Орде, она создает сценические костюмы и декорации к спектаклям «Қаракөз», «Еңлік-Кебек». В 1928 году в связи с переносом столицы переехала в Алма-Ату, где вмес-
те с корифеями казахской сцены Курманбеком Джандарбековым, Шарой Жиенкуловой, Анатолием Ненашевым, Евгением Брусиловским участвовала в постановке первых казахских опер «Қыз Жібек», «Айман-Шолпан», «Шұға», «Ер-Тарғын», «Жалбыр» и других. Работая заведующей костюмерным и пошивочным цехами Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, сшила более тысячи театральных костюмов. Великолепное знание казахского народного прикладного искусства позволило ей создать уникальные костюмы с национальным колоритом, которые одевали Жамбыл Жабаев, Дина Нурпеисова, Куляш Байсеитова, Каукен Кенжетаев, Шабал Бейсекова.
В 1958 году Латифа Ходжикова участвовала в Декаде казахского искусства и литературы в Москве. Мастерица и рукодельница, непревзойденный мастер прикладного искусства, знаток национального костюма и казахского орнамента, она подготовила для выставки нарядную юрту. Ныне она хранится в Государственном музее в Москве. В 1944 году сшитый ею национальный мужской костюм был подарен правительством Казахстана американской делегации в дар президенту США Франклину Рузвельту. Ее работы хранятся в коллекциях музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Вашингтона, Будапешта.
О вкладе Латифы Ходжиковой в создание фольклорного фонда казахского орнаментального искусства, работе по созданию альбома «Казахский народный орнамент» рассказала искусствовед Галия Жубаниязова. Латифа не заканчивала академий, у нее не было возможности получить профессиональное образование, истоки ее таланта – в знании народной жизни, народного искусства, – отметил ученый-искусствовед Жамбыл Нетбаев.
Докторант международного казахско-турецкого университета имени Яссауи Хакан Ас, тема научной диссертации которого посвящена исследованию деятельности Коныркожи Ходжикова, рассказал о его политической деятельности, участии в деятельности партии «Алаш Орда» по созданию Туркестанской автономии, а также о его вкладе в развитие науки и образования. Коныркожа Ходжиков принимал участие в ликвидации неграмотности, участвовал в экспедициях по исследованию и раскопкам древних памятников-курганов Жетысу. Он автор «Букваря», изданного в Оренбурге в 1912 году и ставшего одним из первых учебных пособий для детей, научных статей об Орхонской письменности, мазарах Козы Корпеша и Баян Сулу, Актаса. При его непосредственном участии эти памятники были взяты под охрану государства. По его инициативе в Алматы открыты краеведческий музей, картинная галерея и художественное училище.
Для участников конференции был продемонстрирован документальный фильм режиссера Болатхана Нусипбекова «Тарлан». Фильм рассказывает о Кулахмете Ходжикове. В фильме приводятся интересные факты о его биографии. Восемнадцатилетним юношей он был принят в Казахский драматический театр художником-оформителем. С началом Великой Отечественной войны он добровольцем ушел на фронт. Но осенью 1942 года правительство Казахстана отзывает его и направляет на работу в кино на Центральную объединенную киностудию (ЦОКС). В фильме рассказывается, что большой удачей для Кулахмета Ходжикова стало знакомство с мэтром советского кинематографа, режиссером, теоретиком искусства, педагогом Сергеем Эйзенштейном, который, узнав, что он сын репрессированного, по-отечески опекал его. В фильме рассказывается также о таланте Кулахмета как самобытного графика, оформителя и иллюстратора книг. Ему принадлежат рисунки, изображающие быт казахов и ксилогравюры на темы поэзии Абая, казахского эпоса и мировой классической литературы. Фильм повествует о малоизвестных страницах его биографии, в которой было немало грустных моментов. Он был однолюбом. Любовью всей жизни стала мать его двух дочерей, талантливая пианистка, в годы войны она выступала с концертами перед воинами Советской армии. К сожалению, она рано ушла из жизни. Кулахмет так и не создал семью и сам воспитал двух дочерей. Поборник культуры, он неустанно заботился о сохранении и развитии казахского национального искусства. В 1970 году в Алма-Ате он основал Республиканский музей народно-прикладного искусства и стал его первым директором. К 100-летию со дня его рождения в 2014 году на аллее киностудии «Казахфильм» была открыта звезда славы, посвященная Кулахмету Ходжикову.
В фойе Дома культуры имени А.Токмагамбетова была подготовлена обширная выставка, где можно было познакомиться с книгами, научными трудами, газетными публикациями, рассказывающими о жизни и творчестве династии Ходжиковых.
Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ