• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЕДИНСТВО НАРОДА - ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ СОЗИДАНИЯ ОБНОВЛЕННОГО КАЗАХСТАНА

ЕДИНСТВО  НАРОДА - ГЛАВНОЕ  УСЛОВИЕ
СОЗИДАНИЯ  ОБНОВЛЕННОГО  КАЗАХСТАНА
ВЫСТУПЛЕНИЕ  ГЛАВЫ  ГОСУДАРСТВА  НА  XXVI  СЕССИИ  АССАМБЛЕИ  НАРОДА  КАЗАХСТАНА
Вчера в Астане во Дворце мира и согласия состоялась XXVI сессия Ассамблеи народа Казахстана. В работе сессии, основным пунктом повестки дня которой стали «Пять социальных инициатив – платформа социального единства общества», приняли участие члены и ветераны Ассамблеи из всех регионов страны, председатели этнокультурных объединений, депутаты Парламента, члены Правительства и руководители центральных и местных исполнительных органов, политических партий, религиозных объединений, НПО, представители творческой и академической интеллигенции, руководители средств массовой информации. На сессии выступил Президент Республики Казахстан
Нурсултан Назарбаев.
Қымбатты отандастар!
Баршаңызды Қазақстан халқы Ассамблеясының XXVI сессиясының ашылуымен шын жүректен құттықтаймын!
Ассамблея құрылған күннен бастап Еліміздегі мызғымас бірліктің ұйытқысы, сарқылмас берекенің бастауы болып келеді.  
Бүгінде ол – еліміздегі татулық пен тұрақтылықтың ең басты кепілі.
Әрдайым елдік істердің басында жүретін Ассамблея Менің іргелі бастамаларыма әр уақытта қолдау білдіріп, халқымызға түсіндіру жұмыстарын жүргізуде.  
Қазақстан сан қырлы жаңғыруға бет бұрған қазіргі таңда Ассамблеяға да тың міндеттер жүктеледі.
Бүгінгі сессиямыз – «Бес әлеуметтік бастама – қоғамның әлеуметтік бірлігінің тұғыры» деп аталады.
Мен наурыз айында әлеуметтік жаңғыру жолындағы «Президенттің бес бастамасын» ұсынғанымды білесіздер.
Бес бастама елдің әл-ауқатын жақсартумен бірге, ұлтты ұйыстыра түсудің тағы бір қыры – әлеуметтік бірлікті нығайтуға бағытталған.
Оның табысты жүзеге асуы азаматтардың өз болашағына, мемлекетіне, қоғамына, қала берді бір-біріне сенімін арттырады.
Бізде халықтың күнделікті өміріне түбегейлі өзгеріс әкелетін мұндай әлеуметтік бағдарлама ешқашан болған емес.
Осының бәрі – тәуелсіздік жылдарында Қазақстанды түрлі бәле-жаладан сақтап келе жатқан елдігіміздің бойтұмары – Ел бірлігін қасиет тұта білгеніміздің арқасы.
Әйтпесе, көгінде туы, төрінде билігі болса да, бірлігі қашып, бүгіні тұлдыр, болашағы бұлдыр болған қаншама  мемлекет бар.
Біз осыны берік ұстанып, мызғымас ынтымақ-бірлігімізді таусылмас ырыс-берекеміздің бастауы етіп, сеніммен қадам басып келеміз.  
 
Уважаемые участники сессии!
Дорогие соотечественники!
Приветствую вас на очередной, XXVI сессии Ассамблеи народа Казахстана.
Я всегда с особым чувством встречаюсь с делегатами Ассамблеи, поскольку  каждая сессия посвящена наиболее актуальным вопросам развития Казахстана.
Символично, что сегодня в работе сессии принимают участие послы доброй воли, послы дружбы Ассамблеи народа Казахстана.
Ассамблея стала подлинным хранителем мира и согласия.
Именно поэтому я всегда сам участвую в сессиях АНК.
И сегодня, подключив фактор социальной интеграции, мы еще более укрепляем нашу сплоченность.
Не секрет, в глобальном мире сильные государства – это единые нации.
Все они модернизируются, опираясь на единую идентичность.
Мы также вступили на этот путь.
Именно в этом суть программы «Рухани жаңғыру» и, в частности, проекта «100 новых лиц Казахстана».
Убежден, политика социального единства – важный шаг к идентичной, консолидированной Нации.
Мы начали пять новых проектов, несмотря на внешние обстоятельства.
Не потому, что у нас избыток средств и ресурсов.
А потому, что мы полны решимости придать новый импульс улучшению жизни казахстанцев.
Почему были выдвинуты пять новых социальных инициатив?
По трём фундаментальным причинам.
Во-первых, анализ первых восьми лет второго десятилетия нового века показывает, что происходящие в разных регионах мира потрясения вызываются вмешательством отдельных стран во внутренние дела других суверенных государств.
Есть и другая причина.
Это – отсутствие социального единства и интеграции.  
Как показывает глобальный и региональный опыт, состоявшееся государство – это государство в котором сознательно укрепляется платформа социального единства.
Наши новые инициативы нацелены, прежде всего, на это.
Во-вторых, в современной экономической и политической теории и практике возникли устойчивые представления о том, что социальный и культурный капитал – это не остаточная сфера, а устойчивые драйверы роста.
Действительно, новая экономика знаний, цифровизация, роботизация производства, технологические инновации требуют совершенно иного качества социального и культурного капитала.
Поэтому наши новые социальные инициативы дадут импульс развитию новой экономики.
В-третьих, в условиях полиэтнического государства социальная и национальная политики неразрывно связаны.
Выдвинутые мною пять социальных инициатив работают на всех без исключения граждан нашей страны,  способствуют развитию всего народа.
Они особенно важны для малообеспеченных слоев населения и молодежи.
Поэтому я и предложил обсудить эту повестку на сессии АНК.
Этносоциальная политика Казахстана неслучайно получила высокую оценку со стороны ООН, ОБСЕ и других авторитетных международных организаций, а также многих близких и дальних стран.
В частности, языковая политика государства, о которой немало говорилось и хорошего и критического, позволила найти оптимальный баланс интересов.
Она отвечает коренным интересам народа и не ущемляет интересы кого-либо в нашей стране.
Глубоко убежден, общенациональное согласие в языковой сфере, достигнутое в Казахстане, это наше «золотое решение».
Это отвечает глобальному тренду развития общества, науки и образования.
В чем главная особенность нашей социальной политики?
Во-первых, наша политика имеет общегражданский, общенациональный смысл.
Мы всегда исходили и будем исходить из основополагающей конституционной нормы – равенства всех граждан.
Во-вторых, мы внимательно отслеживаем глобальные тренды.
Мы видим, как многие страны в Европе и Америке, проводя с демократическими целями формальную мультикультурную политику, столкнулись с
проблемами.
Оказалось, что внутренняя интеграция обществ происходит медленно или вообще застопорилась.
Возникает вопрос: что в мире будет дальше?
Куда ведут в перспективе мультиэтнические тренды?
Уверен, развитые страны, обладающие большим политическим опытом, найдут решение своих проблем.
В-третьих, мы также должны сделать свой прагматичный вывод.
Я убежден, глобальная этническая ситуация подтверждает правильность стратегии нашей внутренней политики.
Мы никогда не разделяли в каком-либо отношении граждан нашей страны.
Все эти годы моим императивом была единая консолидирующая политика для всего общества.
Для всех граждан и этносов без исключения.
Сегодня пришло время еще более укрепить единство казахстанского
общества.
Основным ресурсом здесь является социальная сфера.
По сути, это – сфера жизни, которая касается каждого из нас.
XXI век показывает, что глобальные вызовы и угрозы – социальные, экологические, техногенные – никуда не исчезают.
Мировой кризис уменьшил социальные возможности государств.
Эксперты Всемирного экономического форума выделяют три тренда на ближайшие 10 лет.
Это – неравенство благосостояния, социальное расслоение и рост экологических угроз.
Наступает иное время, когда каждый сам берет на себя ответственность за свое
будущее.
Все больше экспертов говорит о конце «всеобщего благосостояния».
Низкий уровень глобального роста ведёт ко многим проблемам.
Даже в развитых странах налицо  кризис среднего класса.
Колоссально выросла социальная поляризация: 1% людей владеет 50% мировых богатств.
По данным ООН, 14% населения Земли хронически голодает.
От голода, вдумайтесь в эти цифры, в мире ежедневно умирает 24 тысячи
человек.
Число безработных уже превысило 190 миллионов человек, что равнозначно населению таких крупных стран, как Великобритания, Франция, Италия, вместе взятых.
Особенно высок в мире уровень безработицы среди молодежи – 13%.
Экономические санкции, протекционизм, терроризм, экстремизм, нестабильность в отдельных странах, а также вооруженное нападение на суверенные государства нарушают международное право, создают атмосферу неуверенности всех жителей планеты в завтрашнем дне.
Также они усугубляют проблему бедности, безработицы.
Как результат, снижение роста экономики и без того слабых стран.
Еще больше углубляется неравенство стран.
Острое социальное неравенство порождает экстремизм, приводит к росту угроз возникновения радикальных революций.
В основе наших новых масштабных  социальных проектов  три принципа.
Первое.
Национальное богатство Казахстана – достояние общества.
Все годы Независимости на-циональное богатство страны работает на граждан.
Это происходит через рост экономики и резервов страны, за счет чего мы ведем строительство инфраструктуры и развиваем социальную сферу.
За годы Независимости построено и реконструировано 12 тысяч километров автомобильных дорог, введено в эксплуатацию более 2,5 тысячи километров новых железнодорожных линий.
Они работают на рост экономики, на повышение благосостояния каждого человека, а значит и всего населения страны.
За это же время построено свыше 1300 больниц, поликлиник и амбулаторий, оснащенных современным медицинским оборудованием, в  результате чего наблюдается рост продолжительности жизни, снижение смертности, осуществляется поддержка материнства;  
построено 1545 новых школ и  свыше 500 детских садов, что является  вложением в будущее наших детей;
открыто 70 стадионов, 36 дворцов спорта, более 8 тысяч спортивных площадок и залов, что служит укреплению здоровья
казахстанцев;
в 2,7 раза увеличилось количество музеев, в 1,5 раза – театров, в 1,4 раза – библиотек.
Все эти социальные, культурные и спортивные объекты созданы и работают для всех граждан страны.
Каждый казахстанец вносит свой вклад в процветание страны через свой повседневный труд, зарабатывая деньги, которые затем мы вкладываем в развитие страны.
И, тем самым, мы становимся сопричастными к созданию общих благ и росту потенциала
Казахстана.
Второе.
Наращивание инвестиций в социальный капитал.
Нет сомнений, повышая социальный капитал, мы укрепляем свое будущее.
Это – прагматичная истина.
Потому что социальный капитал – это потенциал, который способствует росту человека и
общества.
По показателям ВВП на душу населения, мы прошли большой путь: от 600 долларов до порядка 10 тысяч долларов.    
Это и есть та база, которая позволяет наращивать инвестиции в социальный капитал.
Один пример: в январе этого года на Всемирном экономическом форуме была внедрена новая система оценки государств.
Это – индекс инклюзивного развития, включающий рост ВВП и одиннадцать других
параметров.
Главный акцент индекса – уровень благосостояния.
В рейтинге среди 74 развивающихся стран Казахстан занял 15-е место.
Думаю, это заслуженный результат!
Я уверен, казахстанцы отчетливо видят прямую связь между успехами страны и личным благополучием.
Между тем, какими мы были в начале XXI века, и сегодня есть огромная разница. Я думаю, что эти изменения ощутимы в жизни каждого из нас.
Я не говорю уже о сравнении с показателями начала 90-х годов прошлого века, когда мы обрели  Независимость.
Мы и впредь будем всемерно увеличивать социальный капитал для развития каждой казахстанской семьи.
Для меня важно, чтобы человек  чувствовал себя рачительным хозяином, ответственным и за свое дело, и за нашу большую страну.
Именно тогда, как я и сказал
5 марта, идея «Казахстан – наш общий дом» наполнится новым осязаемым смыслом.
Уверен, претворение в жизнь этих принципов укрепит веру народа в свое будущее.
Но здесь возникает предельно конкретный вопрос.
Какие меры надо предпринять, чтобы полноценно укрепить социальное единство?
Моим Президентским ответом на этот вызов стали «Пять социальных  инициатив».
Сразу подчеркну, «Пять инициатив» – это решение пяти важнейших социальных проблем.
Члены Ассамблеи, как и все казахстанцы, знают содержание этой программы, поэтому укажу только на принципиальные
моменты.
Первая инициатива открывает новые возможности приобретения жилья для тех, у кого оно отсутствует, и решает проблему доступности жилищной ипотеки.
Мы все хорошо понимаем значимость жилья для благополучной жизни.
Поэтому я и поставил эту программу на первое место.
Особо важно, что возможность ипотеки по новым условиям получит каждый работающий казахстанец, который сможет обслужить продленную до 25 лет дешевую ипотеку.
При этом первоначальный взнос не будет превышать 20%, тогда как ранее он составлял 50%.
А это – миллионы наших
граждан!
Вторая инициатива заключается, как вы знаете, в снижении налоговой нагрузки для низкооплачиваемых работников.
Здесь мы одновременно снижаем подоходный налог и повышаем зарплату более чем двум миллионам человек.  
Не каждая страна в мире может показать такой пример социальной ответственности!
Фактически, сделан шаг к прогрессивному налогообложению.
Я знаю, есть разные точки
зрения.
Но я уверен, перераспределить подоходный налог в пользу низкооплачиваемых – это нужное и благородное дело.
Третья инициатива касается  доступности и качества высшего образования.
Мы увеличиваем число грантов более чем на треть, особенно по техническим специальностям.
Здесь у нас имеется дефицит.
В последние годы все захотели быть юристами, экономистами. Их у нас подготовлено
достаточно.
Наше образование с каждым годом качественно растет.
Поэтому логично, если абитуриенты сделают выбор в пользу казахстанских вузов.
Кроме того, данная инициатива – это мое конкретное поручение решить проблему студенческих общежитий.
Они должны стать не просто местом для ночлега, но полноценной базой для нормального проживания и учебы.
Особо важно, что мы реализуем проект «100 новых учебников» и, тем самым, принципиально обновляем гуманитарное знание.
Именно об этом я недавно говорил на презентации новых книг.
Уверен, все эти меры повысят уровень высшего образования.
Четвертая инициатива –  расширение микрокредитования.
Здесь наша цель – развитие предпринимательства среди самозанятых и безработных.
Я поручил Правительству увеличить охват льготным микрокредитованием в два раза.
Особую значимость эта программа имеет для села.
Убежден, когда человек имеет свое дело, он твердо стоит на земле.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» проводит очень нужную работу, обучая наших граждан азам бизнеса.
Подготовлено немало людей-предпринимателей.
Теперь им нужен стартовый капитал – вот им и нужно, в первую очередь, давать микрокредиты.
Я знаю, среди начинаний членов Ассамблеи из всех регионов есть немало примеров успешных стартапов и бизнес-проектов.
Равняясь на них, тысячи казахстанцев, особенно на селе, смогут открыть свое собственное дело.
Возможность для этого государство сегодня предоставляет.
Пятая инициатива – это дальнейшая газификация страны.
За годы Независимости Казахстан стал мощной нефтегазодобывающей страной.
Но наши месторождения находятся вдалеке от центра и севера страны.
До последнего времени у нас не хватало средств для строительства трубопроводов.
Теперь пришло время расширить внутреннюю газификацию.
Как вы знаете, мы будем строить новые газопроводы в Центральном и Северном Казахстане.
Старт проекта состоится уже в июле текущего года.
В результате, в домах миллионов казахстанцев появится голубое топливо.
Это даст рост внутреннего потребления, повысит уровень жизни, расширит малый бизнес, улучшит экологию.
Важно, что работа по газификации будет продолжена и
дальше.
Итак, «Пять Президентских инициатив» – это Пять масштабных социальных проектов.
Самое главное, все они ориентированы на благосостояние каждого казахстанца, адресованы всему обществу.
Это – общенациональные проекты. Я хотел бы, чтобы на местах члены АНК приняли в этом активное участие, взяли под контроль их выполнение и вместе с партией «Нур Отан» стали бы теми, кто продвигает их и следит за их надлежащим выполнением.
Скажу прямо, это все обходится государству недешево.
Всего на реализацию «Пяти социальных инициатив» мы планируем направить более 2,6 триллиона тенге.
Это – огромные средства. Это –
инвестиции в наших граждан и в их будущее.
И такая социальная политика продолжится.
Сегодня,  я это знаю, казахстанцы внимательно следят за действиями Правительства: что оно делает, как выполняет поставленные задачи.
Именно поэтому в работе сессии Ассамблеи участвуют Премьер-Министр, председатель Национального банка и министр образования и науки.
Полагаю, членам Правительства есть, о чем проинформировать делегатов АНК.
 
Уважаемые делегаты
сессии!
Чтобы двигаться вперед, надо решить ряд задач.
Первое. Ассамблея должна расширить гражданское участие в выполнении актуальных модернизационных задач.
Потенциал Ассамблеи значителен.
Это – более тысячи этнокультурных объединений, около пяти тысяч советов общественного согласия и советов матерей.
Для того, чтобы максимально активировать этот потенциал, по моему поручению внесены изменения в Закон «Об АНК». Вчера я подписал его после того, как он был рассмотрен Парламентом.
Теперь нужен конкретный план по реализации обновленного закона.
В частности, этнокультурные объединения и Дома дружбы ведут работу в сфере культуры, языка, традиций.
Эту работу следует продолжить.
Правительству необходимо сформировать государственный социальный заказ на развитие культуры казахстанских этносов.
Учитывая работу по социальному единству, расширить тематику грантов для НПО.
Поручаю Министерству по делам религий и гражданского общества совместно с «Нур Отан» и АНК разработать научно-просветительский проект по продвижению программы «Рухани жаңғыру» и новых социальных инициатив.
Второе. С учетом приоритетов модернизации, социальной политики, программы «Рухани жаңғыру» нужно качественно доработать Концепцию и план развития АНК до 2025 года.
Третье. Ассамблее совместно с госорганами следует продолжить благотворительную работу.
Только в прошлом году помощь получили 60 тысяч мало-обеспеченных семей и 8 тысяч социальных организаций.
Четвертое. Новое молодежное движение АНК «Жаңғыру жолы» должно консолидировать молодежь вокруг модернизации.
Нужно направить усилия на поддержку актуальных молодежных стартапов.
Пятое. Акимам Астаны, Алматы и областей и АНК привлечь Советы общественного согласия в районах и округах к эффективному использованию местных
бюджетов.
Советы должны также помогать продвижению умных технологий в агропромышленном секторе.
Это будет вкладом в развитие местного самоуправления, в реализацию моего Послания и
социальных инициатив.
Шестое. В этом году мы отмечаем 20-летие столицы.
Астана – это общенациональный пример единства и согласия.
Акимату города совместно с Министерством культуры и спорта необходимо разработать программу столичной АНК как «эталонного стандарта».
Считаю, пришло время решить вопрос с открытием Дома дружбы в Астане.
Для этого, думаю, больше всего подходит Дворец мира и согласия.
Седьмое. По моему поручению 1 марта, в День благодарности, открылся новый мультимедийный портал Ассамблеи.
Он должен стать важным ресурсом общенациональной
консолидации.  
Министерству информации и коммуникаций необходимо обеспечить продвижение АНК в информационном поле, подготовить цикл социальных роликов по тематике мира и согласия.  
Восьмое. Единство общества требует постоянного научного осмысления.  
Именно для этого работает научно-экспертное сообщество Ассамблеи и созданные по моему поручению центры по межэтническим отношениям и демографии.
А также более 40 кафедр и центров АНК в ведущих вузах.
Только за прошлый год структурами АНК подготовлены десятки книг и сотни статей.
Эту работу нужно системно
координировать.
Уверен, выполнение всех этих задач поднимет работу Ассамблеи на новую ступень.
 
Уважаемые друзья!
Благодаря единству и поступательному развитию мы многого достигли.
Убежден, на новом историческом этапе у нас есть все предпосылки, чтобы сплотиться в единую нацию и достичь поставленных целей.
Единство народа было, есть и будет главным условием созидания обновленного Казахстана!
Я поздравляю казахстанцев и гостей нашей страны с наступающим праздником – Днем единства народа Казахстана!
Желаю всем здоровья, благополучия и мирного неба!
Кызылординские вести / Первая полоса 29 апрель 2018 г. 608 0