Вчера в Кызылорде с участием акима области Крымбека Кушербаева состоялось совещание по вопросам развития инфраструктуры областного центра, на котором был рассмотрен проект «О внесении изменений в генеральный план города Кызылорды».
Как отметил глава региона, в создании благоприятных условий для жизни горожан большую роль играет создание качественной инженерно-коммуникационной инфраструктуры – основной по значимости проблемы жителей. На сайт акимата поступают обращения граждан по вопросам уличного освещения, прокладки дорог и тротуаров, бесперебойного водо-, тепло-, газоснабжения. Что необходимо сделать, чтобы обеспечить наш город такой инфраструктурой, как сделать город комфортным для кызылординцев?
В первую очередь, как отмечалось, необходимо эффективно использовать территорию, чтобы не разрасталась агломерация и, соответственно, инфраструктура, иначе эти большие массивы начнут противоречить сами себе. Сегодня в городе проживает более 294 тысяч человек, в очереди на получение земельных участков для строительства индивидуального жилья стоит почти 60 тысяч человек. Выделение участков возможно лишь при подведении к этим участкам инженерно-коммунальной инфраструктуры. Но Кызылорда и соответственно ее инфраструктура не может развиваться только за счет малоэтажных частных построек. Предоставить земельные участки всем желающим невозможно. На развитие инфраструктуры влияет также и плотность населения – она не должна быть слишком высокой или низкой. При низкой плотности инфраструктура города будет дорогой, не смогут развиваться сервисы. Оптимальное решение для дальнейшего развития инфраструктуры нашего города – это сочетание высокоэтажных и мало¬этажных построек.
Надо иметь в виду, что еще одно важное направление – комплексное развитие транспортной инфраструктуры, которая включает в себя городскую инфраструктуру, автомобильные дороги, качественные внутриквартальные дороги и подъезды к многоэтажным домам, дворы в много¬этажных кварталах, наличие велодорожек и обустройство мест для проезда лиц с ограниченными возможностями на колясках.
При пространственном развитии, как видно на примере строительства левобережья, транспортная инфраструктура развивается вместе со строительством города: построен мост, решены вопросы строительства дорог, дамбы-набережной вдоль реки Сырдарьи. Но надо учитывать, что многие города, и Кызылорда не исключение, сегодня не в состоянии справиться с постоянно растущим потоком автомобилей из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры. Машины создают опасность и дискомфорт для пешеходов, в связи с чем горожане отказываются от прогулок, им приходится больше пользоваться транспортом, усиливается шум и увеличиваются пробки на дорогах. Необходимо обратить особое внимание на обустройство тротуаров.
Не надо забывать и о том, что немаловажное значение играет социальная инфраструктура, которая предусматривает наличие в любом районе города детских садов, школ, учреждений здравоохранения, магазинов, торговых центров. Сегодня на левом берегу идет строительство жилья для горожан, детских садов и других объектов, то есть развивается городская среда с максимально комфортными условиями для качественной жизни. Обязательное условие инфраструктуры – это шаговая доступность объектов. Все объекты социальной инфраструктуры должны располагаться в не более чем 20-ти минутах пешей ходьбы от дома, однако это условие не всегда выполнимо, если жилые дома находятся в историческом центре города или на окраине, и это обязательно надо учитывать.
Необходимо уделять внимание внешнему облику строящихся объектов. Посещающие нашу страну иностранные гости обычно отмечают одинаковость и унылость застройки домов. Это наследие советской эпохи, которая возводила всё по одному стандарту.
Психологи и социологи доказали, что обилие деталей, разный вид домов необходимы человеку для ощущения комфорта и, возможно, даже безопасности. Люди чаще стараются ходить по той стороне улицы, где больше деталей на фасадах, поэтому стали так популярны «открыты
е» первые этажи.
Еще один аспект, важный при формировании инфраструктуры, – полицентричность. За этим словом скрывается довольно зрелое соображение: блага и достопримечательности в городе должны распределяться как можно более равномерно.
Все мы должны ясно понимать, что успешный город – это то место, где заранее просчитаны будущие рабочие места, культурные площадки и другие места для посещения. Поэтому на левом берегу преду-смотрено строительство молодежного центра, парка IT-технологий, благодаря чему молодежь будет ощущать себя находящейся в центре если не всего города, то чего-то очень важного.
В инфраструктуре города обязательно должны быть общественные пространства – в нашем городе их очень мало, хотя они должны быть. Это площади, парки и скверы, библиотеки – что угодно, лишь бы вход в них был бесплатным. Общественные – не просто те места, где много людей. Здесь принципиален момент доступности. Если на улице много молодых мам с детьми, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями – значит, город удобен для жизни. Важна также и физическая доступность, то есть наличие пандусов везде, где они нужны, и создание общего комфорта. Если климат холодный, то пространства должны быть хорошо защищены от ветра или вовсе закрыты, если жаркий – то абсолютной необходимостью становятся тень и вода.
Современный город – это в первую очередь город экологически благополучный. Это значит – город без свалок, с чистым воздухом и водой.
Если обратиться к истории, классик современной архитектуры Ричард Роджерс считал, что важнейшая задача для Лондона 1990-х – возвращение жизни к берегам Темзы. Главный архитектор Ленинграда Николай Баранов в 1940-е годы полагал, что развитие новых районов го
рода должно происходить вдоль Невы и залива, формируя новую городскую среду, характерную для Петербурга. В прошлом в Кызыл¬орде было 7 каналов, которые обеспечивали город поливной водой. Сегодня в городе 17 каналов и арыков общей протяженностью 97 км. А протяженность улиц Кызылорды – 619 км, то есть более 500 км улиц у нас не обеспечены поливной водой. Перестали существовать и те арыки, что были раньше – переоборудование частных домов, стремление сделать подъездные дороги к дому перекрыли существовавшую ранее арычную сеть. Озеленение имеет очень важное значение для любого города. Это «лёгкие» города, которые делают воздух чище, спасают от зноя, от пыли и придают ему привлекательность. Количество зеленых насаждений на жителя – важнейший показатель качества экологической среды в городе. В улучшении экологии города особую роль играет сохранение на высокой отметке уровня воды в Сырдарье, в связи с чем необходимо построить возле здания бывшего военного комиссариата
надув¬ную плотину.
Глава региона дал соответствующие поручения. В частности, акиму Кызылорды, руководителям управлений экономики и бюджетного планирования, природных ресурсов и регулирования природопользования, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, земельных отношений, строительства, координации занятости и социальных программ было поручено подготовить по указанным проблемам в течение двух месяцев предложения в генеральный план города.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА