• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПОВОРАЧИВАЯСЬ ЛИЦОМ К РЕКЕ

Как правило, в городах, рядом с которыми протекают реки, берега благоустраиваются. На набережной прокладывают автомобильные дороги, пешеходные зоны, строят с культурно-развлекательными заведениями, и прогулка по набережной становится для людей  одним из любимых способов времяпрепровождения.
Сколько существует Кызылорда, столько её жители, наверное, и мечтали о том, что у них будет набережная. В середине прошлого века эта мечта реализовалась, но не так красиво, как хотелось бы, — в черте города, благодаря реальной угрозе наводнения вдоль реки появился земляной вал, получивший название бугут. Да, по нему можно было ходить и даже проехать на автомобиле, но «гуляли» здесь горожане только весной и с лопатами – укрепляли вал перед паводком. Так мы и жили у реки, но без реки как градостроительной доминанты.
Если обратиться к истории, то классик современной архитектуры Ричард Роджерс считал, что важнейшая задача для Лондона 1990-х – возвращение жизни к берегам Темзы. Главный архитектор Ленинграда Николай Баранов в 1940-е годы полагал, что развитие новых районов города должно происходить вдоль Невы и залива, формируя новую городскую среду, характерную для
Петербурга.
Долгое время Кызылорда, находясь на берегу Сырдарьи не имела на нее выхода. Чтобы добраться до реки, необходимо было преодолеть немалое расстояние, причем большей частью заросшей густой растительностью. Сырдарья была оторвана от инфраструктуры областного центра. Хотя у горожан всегда было желание быть ближе к воде, ощущать реку как элемент природной среды в городе.
И хорошо, что это осуществилось. Сырдарья, благодаря мостам стала реальной частью Кызылорды, а не речкой где-то вдали. И теперь у нас есть набережная, которая стала достопримечательностью главного города земли Сыра.  
Вдоль набережной, которая одновременно служит и проспектом, проложили пешеходные зоны, велосипедные дорожки. На широком тротуаре появились фонари освещения и скамейки. Семикилометровый проспект простирается от улицы Султана Бейбарса до улицы Абулхаирхана.
Перед началом строительства набережной десятки самосвалов, катков, грейдеров и бульдозеров несколько месяцев возводили дамбу. Ширина этого берегоукрепительного сооружения – около двадцати метров. Прокладывать дорогу начали, как только дамба была готова. В строительстве проспекта использовали современные технологии и материалы. В «подошву» дороги постелили гео-
мембрану – толстую клеенку, которая удерживает подпочвенную влагу от разрушительного воздействия на дорогу. Чтобы дамбу не размыло водой, ее откос накрыли сетчатым изделием – габионом, ячейки его заполнили бутовым камнем. Габион в переводе с латинского означает «большая клетка». Большие клетки из оцинкованного металла заполняются камнем, укладываются и связываются между собой по берегу. Выглядит красиво, экологично, а главное, это надёжно.
Безусловно, сегодня Сырдарья становится естественной архитектурной доминантой города. Можно позавидовать жителям близлежащих микрорайонов из-за удачного прибрежного расположения. Теперь главное, чтобы те здания, которые будут строиться вдоль береговой линии, повернулись «лицом» к Сырдарье. Микрорайон «Арай-3»
это уже сделал. Ему пока только не хватает зеленого наряда. А вот частная гостиница  с рестораном, построенная рядом с П-образной пятиэтажкой, уже имеет свой мини-парк. Наверное, стоит взять за правило, чтобы все объекты на набережной – построенные, строящиеся –  обязательно имели зеленый наряд.
Канат ЖОЛДАСОВ
Кызылординские вести / Первая полоса 31 июль 2018 г. 624 0