• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВЫСТУПЛЕНИЕ АКИМА КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ К.Е.КУШЕРБАЕВА НА АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Уважаемые учителя!
Позвольте от всего сердца поздравить вас с наступающим Днем знаний!
Стало доброй традицией ежегодно перед началом нового учебного года выносить на общее рассмотрение актуальные вопросы, касающиеся образования и воспитания подрастающего поколения. На собрании педагогического актива под названием «Августовская конференция» мы анализируем прошлое, строим планы на перспективу.
Нельзя не заметить, что сегодня в мире происходят интенсивные преобразования. Учитывая это обстоятельство, мы должны готовить наших детей так, чтобы они были конкурентоспособными, креативно мыслящими. Поэтому необходимо работать на опережение. То есть, трудиться на долгосрочную перспективу.
Стране нужны специалисты высокого класса, стремящиеся достичь больших высот, образованные, не боящиеся перемен.
В то же время одно из важных направлений, которое находится под постоянным нашим вниманием – трудоустройство выпускников. Безусловно похвально, если молодые специалисты, получив качественное образование, трудятся по своей специальности. Однако на самом деле в большинстве случаев так не бывает. Нужно признаться, в этом вопросе у нас немало проблем. Готовим выпускников по одной специальности, а трудятся они в другой сфере. Наша задача – дать выпускникам правильное направление, учитывая их способности и рыночную ситуацию.  
Адаптироваться к изменениям, идти в ногу с тенденциями в экономике, новшествами в образовании, действовать оперативно и быстро – это стало важным трендом в современной системе образования. То есть, изменения необходимо начинать с себя, с системы управления. И только тогда мы сможем готовить специалистов, адаптированных к современному миру.
Одно из главных условий – не отстать от преобразований, система управления должна сама адаптировать к новшествам. Это касается всех сфер, а системы образования – в первую очередь.  
Прерогативным направлением сегодня для нас является образование ребенка, формирование его мировоззрения! Потому что человеческий капитал намного  дороже нефти, это бесценный ресурс, решающий фактор развития страны. Нелишним будет повторить, что во второй половине XXI века это будет решающим фактором развития страны, общества, улучшения благо-
состояния каждого человека.
Человеческий капитал в первую очередь формируется через сферу образования. Поэтому ее не стоит ставить в один ряд с такими многозатратными сферами, как социальное обеспечение, пенсионная система, государственное управление, оборона, безопасность, а нужно рассматривать как инвестиционную сферу.
Признаемся, в большинстве случаев сфера человеческого капитала у нас служит препятствием для развития. В 2017 году были опубликованы итоги опроса, проведенного среди инвесторов, работающих в развитых странах, в том числе и в Казахстане. На вопрос, что является главным фактором, препятствующим работе в Казахстане, инвесторы ответили, что это низкая квалификация местных специалистов. Негативное воздействие этого фактора в опросе превзошел даже фактор коррупции?! Такая ситуация стала причиной безработицы среди молодежи.
Сейчас уровень безработицы среди молодежи выше, чем среди взрослых людей. И, к сожалению, в последние годы   в стране наблюдается тенденция роста этого
показателя.
Согласно статистическим данным, по итогам первого полугодия 2018 года уровень безработицы среди молодежи составил 4,1 процента. Поэтому необходимо срочно адаптироваться к условиям логики развития XXI века, а не то отстанем.
Несколько месяцев назад национальная Палата предпринимателей «Атамекен» провела оценку программ обучения в высших учебных заведениях. И каков же результат?
Во-первых, выяснилось наличие многочисленных ненужных предметов, впустую отнимающих у студентов немало времени. Во-вторых, учебные программы, сформированные по IT-специальностям, не соответствуют спросу рынка.
Эта проблема является общей для всех государственных высших учебных заведений.
Конечно, возможно в большинстве случаев это связано с низкой зарплатой преподавателей, отсутствием возможностей привлечь в сферу образования и науки знающих специалистов.
Во многих средних специальных и высших учебных заведениях учебный процесс протекает в атмосфере равнодушия. Хорошо, если на пути студента встретится хороший педагог, а если такового не будет?
Все учебные заведения, в том числе местные университеты должны учесть это. Необходимо ежегодно обновлять программы обучения. Академическая свобода с нынешнего года дает такую возможность.
Информационные, цифровые технологии сегодня вошли во все сферы жизни и деятельности. И это нужно понять и принять. Поэтому новшества, связанные с IT-технологиями в сфере образования, – это не дань моде, а веление времени!
В системе образования любой страны лежат две основные задачи:  обеспечить высокое качество образования и сделать его доступным для всех. И информационные технологии предоставляют возможность эффективно решать эти задачи. Альтернативы широкому применению и развитию информационных технологий в сфере образования нет.
Раньше основной задачей системы образования в эпоху индустриализации была борьба со всеобщей безграмотностью. Поэтому в школах детей разделяли по группам, такая система напоминала конвейер.  
Сегодня дела обстоят иначе. Задача дня – обучать каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей, возможностей. Это называется «персонализация». Для решения этой задачи необходимо максимально увеличить число учителей, а это невозможно. Единственная альтернатива – развитие информационных технологий, адаптированных к работе индивидуально с каждым ребенком.
Четвертая промышленная революция, определяющая требования нового времени, означает автоматизацию и информатизацию всех производственных процессов в стране. Современные подходы нового формата требуют новых кадров с современными взглядами, создания новых специальностей.  
Нам нужны креативно мыслящие люди, способные по-новому принимать решения. По этой причине мы с 2014-го года целенаправленно отправляем наших выпускников на учебу в передовые инженерные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня в учебных заведениях, которые в свое время были гордостью всего Советского Союза, получают образование 452 студента из Кызылорды. Этим летом вернулись первые 65
выпускников.        
Для молодежи нашего региона ежегодно будет выделяться по двадцать грантов для обучения в магистратуре Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова по таким востребованным специальностям, как «Кибербезопасность» и «Математическое моделирование процессов».  
Было достигнуто соглашение с президентом Татарстана на обучение ежегодно двадцати кызылординских выпускников (за счет средств бюджета области) в университете Иннополис в Республике Татарстан, который сегодня является лидером в России по внедрению информационных и цифровых технологий.
Кроме того, в начале июля этого года в Астане мы подписали меморандум о сотрудничестве с высшими учебными заведениями в рамках Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества.    Для выпускников Кызылординской области, успешно сдавших вступительные экзамены, ежегодно будет выделяться по 10 грантов для обучения в вузах Санкт-Петербурга.  
Для удобства обучающихся в московских вузах студентов и их родителей был открыт авиарейс «Москва –
Кызылорда». Билеты на авиарейсы, которые осуществляет компания «Аэрофлот» четыре раза в неделю, вполне доступны по цене, особенно если купить их заблаговременно.  
В 2018 году в рамках экономического форума в Санкт-Петербурге были опубликованы результаты опроса по влиянию новых технологий на развитие компаний.
62% крупных предпринимателей считают, что, несмотря на большое влияние искусственного интеллекта, в перспективе заинтересованность людей в труде не будет уменьшаться. В то же время необходимо учесть, что цифровизация системы приводит к изменению требований, предъявляемых к трудовой деятельности в любой сфере. Люди будут вынуждены часто менять сферу деятельности. В этом случае успехов достигнет только наиболее образованный человек, тот, кто будет способен быстро, без особых усилий сменить профессию.
Именно поэтому в связи с развитием передовых технологий приобретают большое значение такие навыки, как постоянное повышение своих знаний и умений. Одним словом, требование времени – быть всегда в поиске и учиться!
Вместе с тем для совершенствования образования, воспитания нового поколения казахстанцев должны приложить усилия не только система образования, но и общество в целом. Семья, детсад, школа, общество – все должно быть направлено на всестороннее развитие личности.
К сожалению, у нас не хватает, можно даже сказать, что отсутствует  
инфраструктура, способная определять и поддерживать таланты в области наук, не входящих в школьную программу, таких, как внедрение и использование технологий, социальная активность и поддержка предпринимательства, коммуникация и дизайн.
В этой связи нас заинтересовал опыт Российской Федерации под названием  «Кванториум».  Это детские технопарки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и созданные с целью подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, развития, тестирования и внедрения идей и инновационных технологий.
Я думаю, этот опыт можно реализовать в рамках выполнения задач по созданию детских технопарков и сети бизнеса, озвученных в Послании Главы государства. Для этого в регионе необходимо создать благоприятное пространство талантливой и креативной молодежи для производства нового продукта.
Реализацию этой задачи поручаю управлениям по вопросам молодежной политики, образования, индустриально-инновационного развития, предпринимательства и туризма, а также созданному недавно управлению цифровых технологий.
Не секрет, что вследствие некоторых препятствий, возникающих на пути получения качественного образования, многие талантливые молодые люди в поисках оптимальных условий для учебы вынуждены уезжать в другие страны.  По некоторым данным, сегодня в России на основе гранта обучается 75 тыс. казахстанских студентов, более 130 тыс. студентов обучается за рубежом на основе гранта и платной формы. Вернутся ли они завтра? Сомневаюсь.  
Это тоже одно из проявлений открытой конкуренции. Не только другие регионы республики, но даже другие страны заинтересованы в том, чтобы самых умных, талантливых детей оставлять у себя.  
Сегодня перед способной молодежью открываются неограниченные возможности. Для того, чтобы наши дети никуда не уезжали и оставались у себя, не вижу другого выхода, кроме создания для них оптимальных условий. Следовательно, и школа, и колледж, и университет, не довольствуясь  достигнутым, обязаны привлечь все новое и создать для детей условия. Современные технологии открывают для этого хорошие возможности. Выполняют ли это наши учебные заведения? Опять же сомневаюсь! Это один из недостатков, который мы сейчас допускаем. Причина  – наша система образования еще не совсем соответст-вует современным требованиям, а также еще недостаточно уделяется внимания этой проблеме...
Если обратиться к статистике, в настоящее время в регионе доля занятой  в производстве молодежи сос-тавляет всего 10 процентов, в сфере промышленности – 7 процентов молодых людей.  
В сфере оптовой и розничной торговли трудится 17 процентов молодежи. Молодых людей, занятых тяжелым трудом, а также способных объединить для работы 3-5 человек, можно сказать, почти нет. Среди молодежи рабочие специальности не пользуются популярностью.  Считаю, что это тоже один из важных вопросов, требующих рассмотрения. В настоящее время не хватает именно таких рабочих рук.
Долго мы будем рассчитывать на дешевую рабочую силу из соседних стран? Кстати, и у них также в пос-ледние годы наблюдается динамичное развитие, и уже завтра они станут нашими основными конкурентами.
Среди молодежи растет число тех, кто не хочет учиться, не приспособлен к труду, понятия не имеет о предпринимательстве. Именно эти факторы приводят к росту преступности. Пример тому – смерть Дениса Тена. И оба молодых человека, совершивших это преступление, – члены нашего общества. Можем ли мы сказать, что в их жестоких, хулиганских действиях и жалкой судьбе нет вины окружающей среды, давшей им образование и воспитание? Ответственны родители, не сумевшие дать воспитание, школа, не подготовившая к жизни, общество, которое не сумело взять их под свою опеку и дать правильное направление. И потому ни один ребенок, ни один выпускник не должен оставаться вне нашего поля зрения.  
Учитывая все это, ежегодно 100 талантливых детей из сельской местности, в том числе дети из малообеспеченных и многодетных семей, получают возможность обучаться в ведущих высших учебных заведениях по гранту акима области. В этом году количество грантов увеличили от ста до 205 грантов, т.е. в два раза. Таким образом, в 2018 году обладателями грантов стали 900 выпускников.
С нынешнего года мы планируем выделить около 70 процентов годовых грантов на специальности в сфере информационных технологий. Надеемся, что в будущем молодые люди вернутся на свою родину.
В этом году средний балл выпускников области по результатам Единого национального тестирования составил 85,2 балла. Это на 2,42 балла больше по сравнению с прошлым годом (2017 год – 82,4). В прошлом 97 процентов выпускников школ поступили в вузы и колледжи страны. Статистика этого года еще не известна. Надеюсь, результаты и этого года будут не хуже.
В целом, показывать ученикам  правильное направление – очень важная задача, начиная от директоров школ до учителей.  Преступники, хулиганы, экстремисты – все они были учениками школ.
Конечно, образование и указание правильного пути не ограничивается только школой. Иногда ребенок, который хорошо учился в школе, оказавшись без поддержки, на следующем этапе получения образования, меняется не в лучшую сторону.  
Согласно исследованиям доля казахстанских выпускников колледжей и университетов, уверенных в
завтрашнем дне, очень низкая. Сегодня мало выпускников, отличающихся креативностью, инициативностью, предпринимательскими и лидерскими качествами. Это относится не только к Казахстану, но и другим соседним государствам. Условия адаптации к новому времени для всех одинаковы. Специалисты и исследовательские центры многих стран активно работают в этом направлении. Следует перенимать их опыт.
Недавно я ознакомился с предложениями, основанными на исследовании развития человеческого капитала в Российской Федерации, подготовленными коллективами Российского Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики.
Группа высококвалифицированных ученых пришла к выводу, что в эпоху глобальной конкуренции российским властям необходимо уделить внимание следующим вопросам в
системе образования:
Первое: создать условия для раннего развития детей. В возрасте 1-3 лет родители и воспитатели обязаны создавать все необходимые условия для развития ребенка с учетом особенностей детского сознания.
Второе: построить школу цифрового века. То есть посредством объединения современных информационных технологий и образовательных целей создать все условия для охвата каждого ребенка качественным образованием. Более подробно об этом упомянуто выше.
Третье: необходимо усилить материальную инфраструктуру школы. Классы, здание школы, лаборатории и оборудование должны быть готовы к масштабам цифровизации.
Четвертое: система образования должна обеспечить равный доступ к качественному образованию для каждого ребенка. Не должно быть разницы в качестве образования между городской и сельской школами, центральной и загородной, большой и
маленькой.
Пятое: новое технологическое образование в школах и колледжах. Это такие новые направления, как робототехника, IT-грамотность и крафтинг.
Шестое: система развития, поиска и поддержки талантливых детей. На мой взгляд, это направление у нас хорошо развито. Ярким примером является Назарбаев Интеллектуальная школа.
Седьмое: предоставить каждому гражданину, несмотря на его возраст,  условия для непрерывного образования, возможности пройти переподготовку или повышение квалификации.
Восьмое:  необходимость развития вузов как центров инноваций в регионах и отраслях. Для этого, в первую очередь, лучшим выпускникам наших школ должны быть созданы условия  остаться в местном университете и заниматься дальнейшими исследованиями.
Девятое: необходимо разработать современное содержание школьного образования, которое будет включать развитие всесторонней грамотности и жизненных навыков детей, воспитательную работу. В нашей практике с точки зрения грамотности содержание активно обновляется, но также важно сосредоточиться  на вопросах образовательной работы, развития здоровья и жизненных навыков.
Десятое: развивать систему подготовки, переподготовки и непрерывного образования специалистов. Это действительно актуальная тема. Очевидно, что работа учителей и организаторов подготовки этих кадров требует радикального пересмотра.
Вместе с вышеупомянутыми десятью предложениями и рекомендациями важно рассмотреть  опыт других стран, по возможности реализовать каждый отдельный проект, для достижения конкретных результатов, в рамках управления знаниями рассмотреть возможность внедрения механизмов управления проектами.
Управлению образования поручаю внимательно изучить рекомендации и подготовить новый план – дорожную карту по совершенствованию региональной системы образования.
Уважаемые педагоги!
Несомненно, что позиция независимого Казахстана в 2050 году и место среди стран мира будет определяться в ближайшие 5-7 лет изменениями в наших детских садах, школах, колледжах и высших учебных заведениях.
Результат, содержание, качество и скорость этих изменений зависят от проделанной нами работы и преданности ей.
Конечно, можно просто плыть по течению жизни, следить за изменениями со стороны, оценивать то, что сделали другие и просто быть равнодушным ко всему. Это легко. Многие живут так. Но это не они ведут вперед молодое поколение, а вместе с ним общество и страну. Это делают люди, готовые привнести изменения и новшества, которые невидимы в повседневной жизни.
Давайте искать таких людей в нашей среде.
Подводя итоги встречи, я хотел бы завершить свою речь словами одного из основателей сингапурского «экономического чуда», первого премьер-министра Республики Сингапур Ли Куан Ю: «Выживают те культуры, которые открыты к изменениям в условиях жизни, готовы принимать новые вызовы. Тот, кто к этому не готов, остается далеко позади».
Поэтому давайте будем открытыми к изменениям и честными  в воспитании подрастающего поколения и нации страны.
Вместе претворим в жизнь призыв «Келешекке – кемел біліммен» I курултая работников образования, состоявшегося в первые годы независимости.
Уважаемые учителя, ключ к воспитанию молодого поколения, вооруженного знаниями, уверенного в себе, конкурентоспособного – в ваших руках!
Это ваша почетная задача. Будьте на вершине всех этих великих дел.
Пусть новый учебный год будет плодотворным и успешным!
Спасибо!
Кызылординские вести / Первая полоса 25 август 2018 г. 1 294 0