• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ КИЛОМЕТРОВ КОМФОРТА

Наверное, нет таких водителей или пешеходов, которым не нравится проспект Независимости с набережной между ним и Сырдарьей. А теперь представьте, что таких дорог и прибрежных зон две и расположены они по обе стороны реки...
Автор этих строк посетил немало городов республики, бывал и в других странах, однако еще не видел проектов, которые можно сравнить с левым берегом Кызылорды. Постоянным читателям «КВ» самая большая строительная площадка области знакома по фоторепортажам, есть материалы о ней и на сайте нашей газеты. В основном, акцент в них поставлен на жилищное строительство, а сегодня речь пойдет о развитии транспортной инфраструктуры левобережья.
Неудивительно, что одним из первых строить автодорогу в новой части Кызылорды принялось товарищество с ограниченной ответственностью «Управление автомобильных дорог». Это компания с хорошей репутацией, технически укомплектованная. Специалисты ТОО работали на строительстве международной автомагистрали «Западная Европа -
Западный Китай», проспектов Независимости, Жибек Жолы, недавно ремонтировали улицу Есенова в Тасбогете, сейчас проводят ямочный ремонт по улице Желтоксан, в прошлом году они капитально отремонтировали улицу Коркыта ата.
На левом берегу работники ТОО строят дорогу, которая пересекает проспект, начинающийся от спуска с моста по улице имени Гани Муратбаева.
- Уже готовы 1250 метров дороги, - сказал прораб Самат Карымсаков. - А длина участка семь с половиной километров, в этом году мы заасфальтируем еще триста метров, а на оставшихся возведем песчаное основание.
Чтобы читателям было понятно, отмечу, что начинается дорога между новыми домами напротив мемориала Коркыта ата на правом берегу. Мимо детского сада, здания регионального центра «Рухани жаңғыру», строящегося молодежного центра она уходит в сторону кампуса университета «Болашак» и минуя его, поворачивает налево в сторону Сырдарьи. Уперевшись в берегозащитное сооружение, которое возводит ТОО «Мелиоратор», дорога уходит в сторону моста по улице Султана Бейбарса. Получается такой близнец проспекта Независимости. На него можно будет попасть, повернув направо, проехав мост по улице Султана Бейбарса или с нового проспекта на левом берегу, который строит ТОО «Кыран».
- Над прокладкой новой дороги работают сорок пять человек, -
рассказал начальник участка Жанибек Сыздыков. - Из техники транспортировали сюда экскаватор, грейдеры, несколько бульдозеров, водовозы, два асфальтоукладчика, асфальтовые катки, кран-манипулятор, десяток самосвалов. Работы начались в декабре прошлого года, окончание запланировано на последний месяц текущего.
Грейдеристом в компании больше десяти лет работает Абзал Абдразаков.
- Интересно строить на левом берегу, - говорит он. - Гордость берет, потому что мы тут одни из первых, уже знаем, что здесь будет в будущем и даже иногда планируем маршруты прогулок и автомобильных поездок по новой дороге.
Водители большегрузов возят
песок и гравий из карьера близ станции Бесарык в Жанакорганском районе и щебень из этого же района. Если подсчитать, какие объемы их нужны на левом берегу, то получается что они
постоянно должны быть в пути. Нет времени отдохнуть и у бульдозериста Алексея Кана и экскаваторщика Сергея Букина, но они не жалуются, ведь строят для будущих поколений и зарплату получают неплохую.
По обе стороны дороги, проходящей через «сердце» левобережья, будут тротуарные дорожки шириною 2,25 метра и бетонные лотки шымкентского производства, которые устанавливают на 20-сантиметровую гравийно-песчаную смесь. Предназначены лотки для водоотвода, однако надеемся, что по ним пойдет и поливная вода. Скоро начнется монтаж фонарей освещения.
- На участке, где дорога повернет к Сырдарье будут велосипедные дорожки, а вот вдоль реки только дорожное полотно, прогулочные и велосипедные зоны, возможно, построят на широкой дамбе.
Новая дорога будет четырехполосной шириною четырнадцать метров. Асфальт для нее производит завод товарищества.
После того, как геодезисты признают песчаное основание ровным, засыпается двадцать сантиметров гравийно-песчаной смеси, на которую ложится черная щебеночная смесь. Только потом закатываются шесть сантиметров крупнозернистой и четыре - мелкозернистой асфальтобетонной смеси.
Побывав на левом берегу и поговорив с Саматом Карымсаковым, уже начал представлять, как возьму жену, дочку и поеду вдоль Сырдарьи по левому берегу. Сейчас это кажется наивным, но кто мог представить три года назад, что добираться до улицы Султана Бейбарса из центра «старого» города будет удобнее всего по проспекту Независимости. Поэтому остается только пожелать нашим строителям успехов и немного запастись терпением. Скоро на левобережье начнется сдача жилых многоэтажек, а за ними подойдет и очередь дорог, выходящих на международный автобан.
Алексей НИКОЛАЕВ
Кызылординские вести / Первая полоса 13 сентябрь 2018 г. 514 0