• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДАМБА, КОТОРАЯ СТАНЕТ НАБЕРЕЖНОЙ

В конце года на левом берегу Сырдарьи планируется сдача в эксплуатацию многоэтажных домов, молодежного центра, детского сада. Безусловно, внимание кызылординцев будет сосредоточено на этих событиях, но есть еще один объект, о котором знают, немногие.
Речь пойдет о строящемся берегозащитном сооружении, без которого левобережью грозила бы угроза затопления. Массивную дамбу по заказу областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования возводят специалисты товарищества с ограниченной ответственностью "Мелиоратор". Стоимость проекта – больше двух с половиной миллиардов тенге. К слову, эта компания специализируется на строительстве мелиоративных сооружений и благодаря кропотливому труду ее работников жители аулов по всей области могут спокойно спать во время ледохода и половодья.
Вернемся к нашей дамбе. Ее готовый вид, кстати, можно увидеть с моста по улице имени Гани Муратбаева. В 2017 году было построено 1377 метров берегоукрепительного сооружения. Дамба была без откосов, при строительстве использовалась габионная сетка, но так как рядом с ней будет проходить дорога – аналог проспекта Независимости на правом берегу – в проект внесли
изменения.  
– Мы начали работать в марте, – сказал заместитель директора ТОО по мелиоративным вопросам Тимур Аймаганбетов. – Закончить должны в декабре, но идем с опережением и сдадим объект раньше срока.
Протяженность участка – 8888 метров, а стоимость проекта больше двух с половиной миллиардов тенге. На первый взгляд может показаться, что это большая сумма, но стоит учитывать, что для возведения берегозащитного сооружения протяженностью почти девять километров требуется много сил и строительных материалов. Если вернуться в прошлое, то можно легко провести параллель между экономической эффективностью строительства десять лет назад и сегодня.
Например, это же товарищество в 2008 году должно было одеть "правый" берег Сырдарьи в бетон от кызыл-ординского гидроузла и до бывшего ЦКЗ. Тогда проект длиною 32,86 километра оценили в 16,57 миллиарда тенге. Даже по самым грубым подсчетам сейчас строительство обошлось бы в два раза дешевле. Это говорит о том, что с каждым годом технологии совершенствуются, рационализируется применение трудовых ресурсов.
Чтобы читателям было понятно, скажу, что дамба на левом берегу начинается напротив микрорайона «Арай-2», а с другого ее конца виден микрорайон «Мерей». Т. Аймаганбетов отметил, что в будущем планируется протянуть ее до пригородного аула Талдыарал. Еще оказалось, что недалеко от того места, где началось строительство, есть озеро. Раньше оно заполнялось водой когда река разливалась. Теперь же планируется наполнять его с помощью магистрального канала. Для этого «мелиораторовцы» построили двухочковое сооружение.
Над возведением дамбы трудятся больше семидесяти человек. Здесь только мастеров шес-
теро, есть начальник участка, геодезисты.
- Один из наших мастеров Канат  Жокен, - говорит начальник участка Жаксылык Жусипбеков. - Он работает с нивелиром, а ведь полгода назад еще сидел за университетским
столом.
Оказалось, что товарищество тесно сотрудничает с  факультетом гидромелиорации КГУ имени Коркыта ата, приглашает студентов на практику, по итогам которой отбирает талантливых молодых специалистов. В этом году рабочие места в ТОО получили три выпускника
госуниверситета.
- Сейчас тяжело устроиться на работу по специальности, - поделился К. Жокен. - Мне очень повезло. ТОО «Мелиоратор» - солидная компания с хорошей репутацией, здесь есть к чему стремиться, да и зарплата у меня хорошая.
О масштабности проекта говорит техника, которая брошена на строительство дамбы. Одних только самосвалов здесь около тридцати, а еще есть девять экскаваторов, семь бульдозеров, по три грейдера, катка, погрузчика и пять
водовозов.
Высота дамбы зависит от рельефа местности. Местами приходится поднимать берегозащитное сооружение на два с половиной метров, а иногда и на пять. Только ширина остается неизменной -  шесть метров. Грунт уплотняют послойно по мере его поступления. Здесь используется суглинок, который поглотив воду, уже не отдает ее обратно, даже полностью высыхая. На грунт ложится песчано-гравийная смесь, которую привозят из Жанакорганского района, а поверх укладывают сорокасантиметровый слой гравия. Откосы укрепляют бутовыми камнями - их здесь понадобится 238 тысяч тонн. Под них подкладывают геотекстиль -  один из видов геосинтетиков. Этот высоко-
технологичный строительный материал, оказалось, заменяет двадцать сантиметров щебня.
Вдоль песчаной насыпи, которая уже очень скоро будет красивой дамбой, уложат сотни «кузовов» массивных камней. На геотекстиль их укладывает экскаваторщик Касымхан Кошенов.
- Работаем мы с раннего утра и до позднего вечера с перерывом на короткий обед, - поделился он. - В компании я с 2002 года. Многое за это время повидал, трудился на участках по всей области, а вот с прошлого года ступил на левый берег. Я и мои товарищи гордимся тем, что строим преграду, которая будет защищать от водной стихии новую Кызылорду.
Уже на готовых участках работают сварщики. Они возводят металлический забор, который обезопасит пешеходов и вело-сипедистов. Да, вы правильно подумали, мы только первое время будем видеть на дамбе только гравий и ограждения. В будущем планируется проложить на ней тротуарные и велосипедные дорожки, значит, соответственно, должны появиться и фонари освещения, а уж без лавочек, беседок и спортивных тренажеров на дамбе, которой предстоит стать набережной, точно не обойтись.
Кирилл ДЕНИСОВ
Кызылординские вести / Первая полоса 16 октябрь 2018 г. 633 0