Вчера в Кызылорде в областном музыкально-драматическом театре имени Н.Бекежанова состоялась отчетная встреча акима области Крымбека Кушербаева с населением. В своем докладе руководитель региона подвел итоги за прошедший год и рассказал о планах на 2019-й.
На отчетную встречу пришли руководители местных исполнительных госорганов, депутаты маслихатов, представители всех 264 населенных пунктов региона и всех слоев населения, политических партий и движений, неправительственных организаций, общественных советов, а также трудовых коллективов и средств массовой информации. Кроме того, посредством видеоконференцсвязи были подключены все семь районов области и г.Байконур.
На отчетной встрече присутствовали первый заместитель министра внутренних дел РК Ж.Сулейменов, представитель
Администрации Президента РК Н.Тлешев, Канцелярии Премьер-Министра - М.Султангалиев, председатель федерации профсоюзов Б.Абдрайым, председатель правления АО «НАК «Казатомпром» Г. Пирматов, генеральный директор АО «АстанаГаз КМГ» С.Макашов и другие.
Уважаемые земляки, коллеги!
Прошел еще один год, наполненный событиями различного характера и масштаба, коснувшихся разных сфер нашей жизни и сделавших нас сильнее и мудрее. Он был интересным, и по-своему сложным.
Для четкости действий, прозрачности работы мы, как вы знаете, ежегодно утверждаем План действий акима области и публикуем его на страницах СМИ. Основными приоритетами Плана действий на 2018 год были определены развитие массового предпринимательства и человеческого потенциала, вопросы занятости и социальной защиты, недопущение необоснованного роста цен, диверсификация экономики и развитие инфраструктуры через развитие государственно-частного партнерства и международные финансовые организации, цифровизация экономики.
В План вошло 302 мероприятия, 255 из них исполнены (85%), а реализация остальных, имеющих постоянный и долгосрочный характер, продолжится в текущем году.
О результатах работы, проведенной за эти годы, думаю лучше судить по цифрам, поэтому обращусь к некоторым показателям.
• В экономику области за 2013-2018 годы вложено около 1,7 трлн.тенге прямых инвестиций. Только за последний, 2018 год, объем инвестиций возрос на 25,5%, причем рост инвестиций обеспечен в большей степени за счет роста вложения собственных средств предприятий – на 22,4%.
• В промышленности с 2013 года в эксплуатацию введено свыше 70 новых производств. Производительность труда только за последний год в этой сфере выросла почти на 25%. Сегодня этот показатель у нас даже выше, чем в среднем по республике (КЗО – 16,5 млн.тенге / чел, РК – 10,9 млн.тенге / чел.), что говорит о качественном развитии этой сферы.
Причем производство продукции в обрабатывающей сфере в 2018 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 31,6%, по республике, для сравнения, в среднем – на 11,9%.
Объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности за последние 3 года (2018 к 2015 г.) возрос в 2,3 раза, валовая добавленная стоимость - более, чем на 12%, объем экспорта несырьевой продукции – на 22,7%.
Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВРП увеличилась в 2 раза (с 2,3% в 2012 году до 4,9% в 2017 г.). Это лучший показатель среди регионов страны по темпам изменения структуры экономики.
• В сельском хозяйстве кызылординские рисоводы ежегодно бьют собственные рекорды по урожаям. В 2017 году, впервые за годы независимости, в области был собран рекордный объем риса – более 500 тыс.тонн. Такой валовой сбор обеспечен за счет повышения урожайности сортов в 1,5-2 раза за последние годы. Если раньше до 40% посевов у нас засевалось просто товарным рисом, то сейчас мы используем семена только высокой репродукции.
Поголовье почти всех видов скота сегодня превышает показатели самого успешного для региона 1993 года.
За несколько лет (2013 г. - 2017 г.) доля сельского хозяйства в структуре ВРП области увеличилась с 2,5% до 3,7%, что также говорит о качественных изменениях в структуре экономики региона.
• Улов рыбы за 6 лет вырос почти в 2 раза.
В области действуют 8 рыбоперерабатывающих заводов, 4 из которых построены после 2013 года. В результате экспорт рыбной продукции за эти годы увеличился в 10 раз.
• За 6 лет в эксплуатацию введено почти 3 млн. м2 жилья. Только в областном центре за 2013-2018 годы построено 15 новых микрорайонов. Годовой ввод жилья возрос в 2,6 раза (с 270 тыс. м2 2013 году до 700 тыс. м2 в 2018 году).
В 2017 году, в целом, решен вопрос аварийного жилья. С 2013 года, когда была начата эта кампания, новые квартиры взамен аварийных получили 645 семей, стоящих в очереди по причине аварийности жилья.
• Только за последние 4 года инженерной инфраструктурой обеспечено около 29 тысяч земельных участков под ИЖС.
• Бюджет области увеличился в 2,2 раза: со 122 млрд.тенге в 2013 году до 254 млрд.тенге – в текущем году. А к концу года мы рассчитываем, что бюджет достигнет отметки в 300 млрд.тенге!
• По расходам на социальную сферу (социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт) в расчете на душу населения регион уже несколько лет занимает лидирующую позицию в стране. В результате, с 2013 года в эксплуатацию введено свыше 200 объектов социальной сферы.
На 86% решен вопрос аварийных объектов здравоохранения.
Решена проблема 3-х сменного обучения в школах.
Решен вопрос аварийных школ, взамен которых построено 37 новых.
Досрочно, в 2015 году реализована программа «Балапан» - обеспечен 100% охват дошкольным воспитанием и образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет.
71% детских садов - частные. С 2013 года число таких детсадов возросло у нас в 2 раза.
• 97% выпускников кызылординских школ в 2017 и 2018 годах поступили в вузы и ссузы.
Кызылординская область - единственная в стране, которая организовала обучение выпускников своих школ в ведущих технических вузах России по гранту Правительства РФ (520 юношей и девушек).
Кроме того, с 2013 года учрежден грант акима на обучение детей из малообеспеченных и многодетных семей, особенно из сельской местности. На сегодня обладателями таких грантов стали почти 900 юношей и девушек, обучающихся в ведущих вузах РК по специальностям, востребованным в регионе, согласно балансу трудовых ресурсов.
В рамках программы «Серпiн» более 4 тысяч выпускников кызылординских школ обучаются в вузах северных и центральных регионов страны.
• За 6 лет создано 69100 новых рабочих мест, в т.ч. 60 098 - постоянных. Уровень безработицы за эти годы удалось снизить с 5,2% до 4,8%. На протяжении последних пяти лет этот показатель не превышает средний по стране уровень – это важное достижение для южного региона, который исторически считается трудоизбыточным. Причем, уровень молодежной безработицы удалось снизить с 7% в 2013 году до 4,2% в 2018 году.
• Газифицированы г.Кызылорда и 4 из 7 районных центров области, газ подан в г.Байконур. В результате уже 64% населения получили возможность потреблять природный газ.
• Регион достиг одного из самых высоких показателей в республике по обеспечению населения централизованным питьевым водоснабжением - 98%.
• В результате, в 2017 году, несмотря на значительное снижение объемов добычи нефти, впервые за последние 4 года, наметился положительный тренд по показателю ВРП Кызылординской области - 100,8% к уровню 2016 года.
Итоги 2018 года еще не подведены, но по прогнозам объем ВРП за истекший год сложится даже выше уровня 2017 года.
Надо признать, что для нас путь к этим результатам был достаточно сложным. За последние 6 лет добыча нефти в регионе сократилась с 10,7 до 6,4 млн. тонн. Только в 2018 году мы потеряли добычу свыше 420 тыс.тонн нефти, прогноз на текущий год – минус еще 1,1 млн.тонн. Учитывая, что 73% всего промышленного производства приходится на нефтедобычу, это, конечно же, прямо или косвенно отражается на всех сферах экономики. Поэтому, основная задача, которую определил Глава государства и мы ставили перед собой, начиная с 2013 года – это диверсифицировать экономику через индустриализацию. И мы целенаправленно реализуем эту стратегию.
За 2018 год объем инвестиций в обрабатывающий сектор возрос в регионе на 37,6%.
19 из 24 проектов, реализованных в рамках ГПИИР, освоили от 50 до 100% плановой мощности. Из них, 12 предприятий освоили свыше 100% плановой мощности. Объем выпущенной ими продукции (на 32%) и объем экспорта (на 33%) только за последний год увеличились на треть. Только с ванадиевого месторождения Баласауыскандык объем экспортируемой продукции увеличен на 70% (2017 год – 128,5 тонн, 2018 г.– 218 тонн метаванадата аммония), с 61 до 72% за последний год увеличилась доля продукции, направляемой на экспорт АО «Аралтуз». Более того, в 2018 году, впервые АО «Аралтуз» вышло на украинский рынок, направив на экспорт 462 тонны соли. А в 2019 году - объем поставок в Украину планируется увеличить еще в 3 раза, и еще на 20% - объем поставок на российский рынок.
В конце 2018 года мы досрочно ввели один из самых крупных в стране заводов по производству тампонажного цемента. Это тоже экспортоориентированное производство. На сегодняшний день предприятие выпустило уже свыше 11 тыс. тонн клинкера – основного компонента для производства цемента, а уже с апреля т.г. завод будет производить и непосредственно сам цемент.
В октябре дали старт реализации проекта по строительству горно-обогатительного комбината на свинцово-цинковом месторождении Шалкия (657 млн.долл.США), вопрос финансирования решен с ЕБРР, подрядчиком определена немецкая компания «Доберсек».
Началась работа по проекту строительства в г.Аральске завода кальцинированной соды (93,5 млрд.тенге) - сейчас прорабатывается вопрос по подведению инженерной инфраструктуры к заводу.
В этом году, несмотря на имевшиеся сложности по строительству стекольного завода (36,7 млрд.тг.), планируем выпуск первого казахстанского листового стекла. Рассчитывали, правда, ввести это производство в 2018 году, но, к сожалению, по независящим от нас обстоятельствам, ввод завода пришлось перенести на 2019 год. Все обязательства по реализации этого проекта взяла на себя китайская транснациональная компания «China Triumph International Engineering» (Чайна триумф интернешнл инжиниринг), на счету которой, к слову, строительство 43 стекольных заводов по всему миру.
Генеральный директор компании господин Пенг Шоу, на недавней встрече с участием Премьер-Министра Республики Казахстан в г.Астане, заявил, что первая продукция будет выпущена уже к октябрю т.г. Более того, инвестор заверил, что в текущем году начнется строительство второй очереди завода по выпуску ультратонкого стекла - 0,2 мм, предназначенного для смартфонов и планшетов. В планах компании также строительство третьего завода по выпуску бронированного стекла и лобовых стекол для автомашин. Проект будет презентован уже весной т.г. Таким образом, на юге страны, в Кызылординской области будет создан целый стекольный кластер.
К концу текущего года планируем также ввести производство по глубокой переработке рыбы в Аральском районе и птицефабрики в Кармакшинском районе мощностью 1500 тонн в год.
Уже весной начнем строительство в г.Кызылорде завода по переработке соли и мясокомбината на 5 тыс.тонн продукции в год.
Конечно, мы понимаем, что, несмотря на устойчивый тренд в развитии несырьевого сектора, роль нефтегазовой отрасли еще долго будет для нашего региона определяющей. Это факт. И резервы в развитии нефтегазодобычи у нас имеются. Об этом расскажу чуть позже.
Учитывая уроки турбулентности мировой экономики мы каждый раз убеждаемся, что будущее за малым и средним бизнесом. Тем более, перед нами стоит задача вовлечь в продуктивную занятость максимально возможное число самозанятых и безработных граждан.
К слову, за прошлый год нам удалось формализовать и трудоустроить 70% безработных и непродуктивно самозанятых из 97,5 тысячи выявленных на начало 2018 года по итогам подворового обхода. То есть 68 тысяч человек легализованы, получили новые профессии, трудоустроены, открыли свой бизнес, стали платить налоги и отчислять пенсионные взносы! Это огромная работа! В текущем году будем работать над тем, чтобы вовлечь в продуктивную занятость оставшиеся 30 тысяч человек.
На достижение этой цели направлено и объявление в прошлом году трехлетия по развитию массового предпринимательства в области.
На то, чтобы самозанятые стали полноправными участниками пенсионной системы, фондов социального и медицинского страхования направлено и введение в стране с 1 января 2019 года единого совокупного платежа.
Если помните, в прошлом году мы разработали комплексную «Дорожную карту по развитию массового предпринимательства», на реализацию которой в 2018 году за счет всех источников было направлено 32 млрд.тенге!
Более тысячи безработных и самозанятых получили микрокредиты на общую сумму 4,3 млрд. тенге, реализовано свыше 1000 проектов микробизнеса, что позволило создать более 1,5 тысячи постоянных рабочих мест.
В рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020» по направлению субсидирование процентной ставки по кредитам было одобрено 153 кредита на общую сумму свыше 9,8 млрд. тенге.
Гарантию государства, в виде залога по кредитам, получили 65 субъектов малого и среднего бизнеса на общую сумму 1,2 млрд. тенге – это в 1,5 раза больше, чем в 2017 году.
Кроме того, мы стараемся максимально упростить и сократить административные барьеры, создавая тем самым условия и благоприятный климат для начала и расширения бизнеса.
В 2017 году, как вы знаете, при областном управлении предпринимательства и туризма Кызылординской области, впервые в республике, был создан полноформатный «Центр обслуживания предпринимателей», который бесплатно оказывает предпринимателям более 70 видов услуг по принципу «одного окна», в том числе по земельным вопросам, вопросам архитектуры, по подключению к инженерным сетям и т.д. С 2018 года технические условия к инженерным сетям ЦОП стал выдавать в электронном формате, что позволило сократить время получения данной услуги до 3 дней.
В целях обеспечения прозрачности, аукционы по земле с прошлого года стали проводиться на площадке Региональной палаты предпринимателей с обязательным участием бизнес-сообщества. А уже 9 февраля состоялся первый онлайн-аукцион по получению земельных участков, что не только значительно сократит время получения услуги, но и исключит коррупцию.
Сегодня наш ЦОП стал показательным для других областей республики. Делегации из других регионов приезжают, чтобы перенять опыт работы «Кызылординского центра обслуживания предпринимателей».
Таким образом, за истекший год нам удалось не просто увеличить число действующих субъектов малого и среднего бизнеса более, чем на 13%, но и увеличить с 75% до 83% их долю в числе зарегистрированных субъектов, что говорит о росте их жизнеспособности и активности. Более того, в 2 раза возросло число субъектов МСБ, оборот которых превышает 2 млн.тенге в год, – это сегодня уже 24% от числа действующих субъектов МСБ.
Это означает, что меры, которые принимаются по их поддержке, эффективны и дают свои результаты!
Поэтому, в 2018 году наша область по результатам рейтинга признана лучшим регионом по легкости ведения бизнеса, за что в декабре 2018 года получила от Главы государства специальную премию «Алтын сапа».
В текущем году, мы разработали аналогичную «Дорожную карту» в рамках которой на развитие бизнеса предусматривается направить еще 34 млрд.тенге!
Кстати, с этого года у нас в области начнет работать региональная программа по развитию легкой промышленности. Кредиты на создание производств по выпуску товаров массового потребления – в текстильной, швейной, кожевенной, в пищевой промышленности и т.д., в сумме от 10 до 20 млн.тенге будут выдаваться через Региональный инвестиционный центр на 5 лет под 8% годовых. На эти цели, на первом этапе, мы планируем направить порядка 800 млн.тенге.
Почему мы подняли тему развития легкой промышленности? Поколение постарше подтвердит, какую качественную продукцию выпускала наша обувная фабрика. Наша детская обувь из натуральной кожи пользовалась спросом не только на территории стран бывшего Советского Союза, но шла даже на экспорт! И это во времена Советского союза, когда была «куча» стандартов на соответствие качества и выйти на мировой рынок с готовой продукцией, учитывая развитую в то время промышленность, было очень сложно!
Помнят, и какую продукцию выпускала Кызылординская швейная фабрика, и масштабы ее производства. Зачем нам сегодня завозить, к примеру, постельное белье из Китая, когда его можно шить у нас!?
Все это можно и нужно возродить, все для этого у нас есть: деньги, сырье, рабочая сила. Эта ниша на рынке у нас свободна. Это реальная возможность организовать прибыльный бизнес и создать рабочие места, особенно для женщин.
Особую значимость работа по развитию бизнеса приобретает с вступлением в силу системы обязательного медицинского страхования, согласно которой с января 2020 года жители Казахстана будут получать медицинскую помощь в новом режиме. И если с работающими гражданами все понятно (у них есть постоянный источник выплаты взносов), то самозанятое население должно будет это делать за себя само.
Поэтому наша задача обеспечить занятостью таких граждан, создать условия для получения дохода, с которого бы они могли делать отчисления и в Фонд медицинского страхования. А подавляющая часть прироста новых рабочих мест обеспечивается именно малым и средним предпринимательством, большая часть которого у нас приходится на село и агропромышленный сектор. Поэтому не менее важным для региона является развитие агропромышленного комплекса.
Если вы помните, мы в 2016 году приняли программу развития аграрной отрасли – так называемую «Агрокарту», целью которой было, во-первых, обеспечить рост экспорта, во-вторых – собственную продовольственную безопасность, ускоренными темпами развивая отстающие сектора АПК. И надо признать, эта работа уже дает свои результаты.
Уже на протяжении нескольких лет подряд мы фиксируем рост производства в сельском хозяйстве и ряда других показателей, характеризующих развитие этой сферы. Только за последний год производство валовой продукции сельского хозяйства выросло на 1,6%, производство продуктов питания – на 4%, производительность труда – почти на треть. Более того, производительность труда у нас в регионе на 37% больше, чем в среднем по стране. Это обусловлено в первую очередь высокими темпами роста инвестиций в отрасль, техническим перевооружением и внедрением новых технологий.
На 10% за последний год возрос объем инвестиций в сельское хозяйство. Если еще в 2013 году в основной капитал АПК было инвестировано всего чуть больше 1 млн.долларов США, то по итогам 2018 года – эта цифра превысила 15 млн.долларов.
Это говорит о росте финансовых возможностей наших аграриев, об их развитии.
При этом высший пилотаж в любом бизнесе – это выход продукции на экспорт. А в сельском хозяйстве мы научились производить конкурентоспособную и экспортоориентированную продукцию!
Только за последний год объем экспорта сельхозпродукции увеличился на 27%, причем 97% – пришлось на долю переработанной продукции. Именно такая задача сейчас стоит перед нами – обеспечить переработку сырья и на внешний рынок выходить уже с высококачественной готовой продукцией.
Особую благодарность сегодня хочу выразить нашим рисоводам. Даже несмотря на то, что 2018 год был сложным из-за маловодья, наши рисоводы собрали хороший урожай риса – 473 тыс.тонн (урожайность – 54 ц/га).
Сегодня со своим рисом мы уже осваиваем рынки Монголии, Турции и Афганистана. При этом принятые меры по производству иранских сортов позволят намного повысить эффективность рисоводства. Насколько мне известно, сейчас ведутся переговоры по отправке первой партии – 500 тонн иранских сортов риса по цене 810 тенге за кг. Это в 4 раза выше сегодняшних экспортных цен!
Поэтому рисоводство необходимо развивать не за счет наращивания посевных площадей, а за счет роста эффективности производства риса и его реализации.
К тому же, учитывая, что развитие земледелия ограничено орошаемыми землями, упор в земледелии сейчас мы делаем на увеличение площадей более высокодоходных и менее водоемких культур, а также на увеличение посевов кормовых и фуражных зерновых для обеспечения развития животноводства.
В 2018 году, например, посевы риса были уменьшены на 3 тыс. га, в тоже время, в целях диверсификации посевных площадей, объем других зерновых культур (кроме риса), используемых для фуража, увеличен на 582 га. Кроме того, на 1717 га увеличены посевы масличных культур, на 192 га – посевы картофеля, овощей, бахчевых.
Таким образом, посевы масличных культур (в частности сафлора) увеличились с 1659 га в 2013 году до 8404 га в 2018 году. Это позволило организовать производство сафлорового масла и в 2018 году впервые выйти с первой партией этой продукции в 50 тонн, на китайский рынок. А сегодня мы имеем контракт по ежегодным поставкам в Китай уже не менее 2,4 тыс. тонн сафлорового масла. Только за счет этого можно обеспечить рост экспорта растениеводческой продукции на 28%.
С 2018 года также начата работа по внедрению высокодоходных культур, таких как соя, и кормовых культур – суданской травы, сахарного сорго.
В 2019 году планируется уменьшить посевы риса еще на 2171 га, увеличив при этом на 4068 га посевы кормовых и на 1293 га – картофеля, овощей, бахчевых.
При этом надо понимать, что рис всегда будет оставаться основой земледелия в нашем регионе.
Во-первых, у нас благоприятные природно-климатические условия для возделывания этой культуры, во-вторых – из-за большого количества минеральных солей в почве, близкого залегания грунтовых вод орошаемые земли области подвержены постоянным процессам вторичного засоления. А благодаря посевам риса улучшается мелиоративное состояние земель, так как затопление рисовых чеков позволяет смыть соли, что приводит к снижению засоленности почв.
Поэтому без посевов риса получение высоких урожаев других культур на сильнозасоленных почвах не возможно.
Т.е. рис является еще и экологической культурой, поэтому посевы риса планируем размещать ежегодно на площади 80-85 тыс.га – в зависимости от прогнозов по поливной воде.
Вместе с тем, в ближайшие годы планируется обеспечить введение 51 тыс. га новых орошаемых земель. При этом учитывая проблемы с поливной водой, новые орошаемые земли будут предназначены исключительно для обеспечения посевов менее влагоемких культур: соя, сафлор, лен, зерновые на фураж, сорго, суданская трава, кукуруза и другие.
Сейчас наша задача – в корне изменить экономику сельского хозяйства. Помимо рисоводства, сейчас мы ставим задачу по развитию отстающих отраслей – таких как птицеводство, молочное и мясное скотоводство, тепличное производство, производство плодово-ягодных культур, развитие масличного хозяйства.
За 2016-2018 годы уже реализовано 5 проектов в птицеводстве. За счет этого только за последний год нам удалось увеличить производство яиц на 24% и на 15% производство мяса птицы. К концу года, как я уже говорил, введем и птицефабрику мясного направления в Кармакшинском районе. Это позволит увеличить обеспеченность мясом птицы собственного производства с нынешних 0,7% до 46,8%.
За три года мы посадили 331 га плодово-ягодных культур и виноградника, на стадии завершения строительство автоматизированной промышленной теплицы на 2 га по испанской технологии.
В текущем году планируем завершить строительство молочно-товарной фермы на 1200 голов в Шиелийском районе (ТОО «Сыр Агро и К»).
Выход области из буферной зоны сделал производство мяса одним из перспективных направлений в аграрной отрасли. В рамках развития мясного скотоводства в прошлом году в Шиелийском районе построена крупная откормочная площадка на 1000 голов единовременного откорма. Это уже четвертая подобная по масштабам площадка в области.
В целях улучшения продуктивности скота в рамках реализации программы «Сыбага» профинансирован закуп 1300 голов племенных коров из-за рубежа. Первые 120 племенных коров уже прибыли в область.
Еще в 2017 году мы отправляли на экспорт всего 2,2 тысячи голов овец. А уже в 2018 году объем поставок овец на экспорт увеличился в 4 раза (8191 голов – РФ, Иран). Кроме того, впервые мы начали экспортировать крупно - рогатый скот на убой. К сожалению, нам приходится отправлять за рубеж живой скот или экспортировать его через мясокомбинаты других областей, потому что у нас в области нет соответствующего международным стандартам мясокомбината. И это еще одна задача, которую мы должны решить в этом году – планируем в текущем году построить в городе Кызылорде
современный мясокомбинат мощностью забоя 200 голов крупно-рогатого и 1000 голов мелко-рогатого скота в день. Данным проектом занимается депутат областного маслихата Мнажаддин Утеев.
Как я говорил выше, все эти проекты в целом обеспечат динамичный рост развития отрасли, станут локомотивом для развития других смежных отраслей – как кормопроизводство, переработка шерсти, шкур, отходов. Кроме того, это и продовольственная безопасность нашего региона.
К тому же, рис, соль и рыба – это не единственный товар, который мы можем экспортировать! И мы это доказали.
В 2016 году, мы впервые за многие годы, возобновили экспорт бахчевых, в 2017 году – начали экспортировать в Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Монголию и Узбекистан овощи и скот, в 2018 году, как я уже сказал, впервые отправили в Китай сафлоровое масло. Перечень экспортируемой продукции АПК области только за последние 6 лет расширился с 3 до 15 видов. И это не предел, область обладает большим экспортным потенциалом!
Но, наша продукция должна быть конкурентоспособной не только по качеству, но и по цене. Кроме того, сельскохозяйственное производство – это самый уязвимый бизнес, поскольку сильно зависит от погоды, природных явлений и еще целого ряда факторов. Засуха или избыток влаги, недостаток или превышение нормы удобрений, насекомые или вспышка болезни способны погубить часть урожая или поголовья.
А внедрение цифровых технологий дает возможность контролировать природные факторы, проектировать точные бизнес-процессы. Более того, это позволяет сократить издержки, а значит сделать нашу продукцию конкурентоспособной не только по качеству, но и по цене. Поэтому развитию в сельском хозяйстве цифровых технологий, внедрению точечного земледелия, оснащению сельхозтехники GPS-датчиками необходимо уделить особое внимание.
Все это позволит не только повысить урожайность сельхозкультур, но и снизить затраты на их производство, т.е. сделать сельхозпроизводство более эффективным.
Параллельно мы должны развивать систему сбыта сельхозпродукции – это обеспечит стабильность цен. Сейчас у нас довольно эффективно работает Стабилизационный фонд при СПК «Байконур», что позволяет сдерживать цены на основные виды продуктов питания. Теперь нам надо создать оптово-распределительный логистический центр, благодаря которому фермеры будут реализовывать продукцию без посредников, а горожане смогут покупать товары по сниженным ценам. Тем более, следует учитывать высокие темпы развития соседнего Узбекистана!
СПК «Байконур», областным управлениям предпринимательства и сельского хозяйства, акимату города Кызылорды поручаю изучить опыт Карагандинской области и в месячный срок внести предложение по строительству в ближайшее время подобного центра у нас.
В одно из важных направлений экономики области вновь превращается и рыбное хозяйство. Улов рыбы, как я уже говорил, за последние 6 лет возрос в 2 раза, а экспорт рыбной продукции – почти в 10 раз! В этом году, к примеру, впервые, мы отправили первые 80 тонн рыбной продукции в Китай.
Во многом благодаря развитию агропромышленного сектора нам удается не допускать необоснованного роста цен на потребительские товары.
При этом, положительную динамику показывает розничный товарооборот (101,3%), что говорит о росте покупательской способности населения. К слову, по последним статистическим данным отмечается некоторый рост и индекса реальной заработной платы (100,4%), и индекса реальных денежных доходов (107,9%) населения региона.
К слову, все эти годы, несмотря на экономические трудности, нам удавалось не допускать массовых сокращений работников с предприятий и удерживать уровень безработицы на протяжении несколько лет подряд на отметке в 4,8% – не выше среднереспубликанского показателя. Хотя, повторюсь, для нашего региона это достаточно непросто, особенно сейчас, когда падает добыча нефти и урана, и, некоторые предприятия, в том числе нефтесервисные, иногда в ущерб себе не допускают массовых сокращений работников.
Хороший эффект мы получили от внедрения в 2018 году электронной биржи труда, где на одной электронной площадке «встречаются» работодатель и безработный. Через этот ресурс за год нам удалось трудоустроить 13 149 человек. Эта система расширила границы трудоустройства граждан по всей республике, причем это стало возможным сделать не выходя из дома. А для работодателей это хорошая возможность подыскать для себя квалифицированные кадры без посредников и без лишней бумажной волокиты.
Но и этого уже не достаточно. Мы должны четко видеть, где и когда будут созданы новые рабочие места, специалисты каких профессий нам понадобятся и кого нам готовить на перспективу, сколько человек мы сможем трудоустроить. Поэтому, управлению координации занятости и социальных программ совместно с администраторами бюджетных программ, до 1 марта разработать Карту создания рабочих мест, исходя из социально-экономической специфики каждого района и города Кызылорды.
Тем более, что по поручению Главы государства начинается масштабная работа по оздоровлению экономики, а это значит что определенная часть не эффективно работающих предприятий, предприятий-должников пойдет на банкротство. Это общепринятая мировая практика, но, тем не менее, хочу сразу предупредить акимов районов и г.Кызылорды, заместителей акима области и руководителей органов социальной защиты: ни один человек не должен остаться без работы. Поэтому, мы в очень короткое время должны определиться сколько человек у нас возможно высвободится и что мы будем делать, чтобы не оставить эти семьи без средств к существованию: кого сможем трудоустроить, кого переобучить и т.д.
Доходы и качество жизни населения – это один из основных приоритетов страны, главный критерий эффективности государства, – заявил Глава государства Н.А.Назарбаев на расширенном заседании Правительства 30 января т.г.
Еще в 2017 году мы поставили перед собой задачу обеспечить максимально доступным жильем социально уязвимые слои населения области. Именно для этого мы разработали Дорожную карту жилищного строительства «Орда». Первыми возможностями этой Программы воспользовались жители, проживавшие в аварийных домах и общежитиях. В этом году, в рамках Дорожной карты «Орда», планируем выкуп жилья у застройщиков многоквартирных домов по цене 120 тыс. тенге за кв.м. Уже заключили с застройщиками меморандум о выкупе 248 квартир на левобережье, которые будут в 2019 году предоставляться социально уязвимым слоям населения с правом последующего выкупа через АО «Жилстройсбербанк».
Первым жителям первого микрорайона на левобережье мы вручим ключи уже на «Наурыз».
Учитывая, что кредитное жилье, доступно не для всех многодетных и молодых семей, инвалидов и некоторых других слоев
населения, квартиры предоставляются гражданам, стоящим в очереди на получение жилья на условиях гарантийного взноса всего в 500 тыс.тенге на срок до 19 лет.
Таким образом, теперь, к примеру, стоящая в очереди на получение жилья семья, воспитывающая ребенка инвалида, или семья, состоящая в браке не менее 2 лет, где возраст супругов не достиг 35 лет и имеющая 2 детей, может получить квартиру, выплачивая всего от 35 до 43 тыс.тенге в месяц. Подчеркиваю – при условии гарантийного взноса только в 500 тыс.тенге, а не при наличии первоначального взноса от стоимости квартиры, как это предусмотрено условиями банков!
Таким образом, наша региональная программа «Орда» стала логическим продолжением президентской инициативы «7-20-25».
Всего же в 2019 году, только за счет бюджетных средств, будет введено 17 арендных и 17 кредитных домов в общей сложности на 1478 квартир, из них 6 домов – в поселке Айтеке би Казалинского района и 28 домов на 1370 квартир на левобережье областного центра.
Устойчивый рост по вводу жилья мы обеспечиваем уже на протяжении 6 последних лет. Область превратилась в большую строительную площадку! Только в 2018 году мы ввели 700 тыс. м2, это на 14,3% больше, чем в 2017 году и почти в 3 раза – чем введено еще в 2013 году. Это рекордный объем для нашей области! Причем значительная доля жилья вводится за счет собственных средств населения (614 тыс.м2), что также свидетельствует о росте возможностей наших граждан. По сравнению с 2017 годом, к примеру, в 2018 году ввод жилья населением возрос на 34,6%.
Подготовка площадей под индивидуальное жилищное строительство продолжится и в текущем году. Это тоже большой пласт работы! В 2018 году мы подвели инженерные коммуникации более, чем к 4,5 тысячам участков, в текущем году коммуникации будут подведены еще к 3384 земельным участкам, предоставляемым под ИЖС.
Как вы знаете, в 2017 году мы вышли на строительную площадку по застройке левого берега реки Сырдарьи в г.Кызылорде.
Уже в 2018 году, как я и обещал, ввели там Центр духовного возрождения, воссозданного по чертежам бывшего здания КазЦИК, где в 1925 году было принято историческое решение о переименовании этноса в «казахи».
А для комфорта молодых семей нового города мы построили там детский сад на 320 мест. Завершается строительство и университетского кампуса «Болашақ». Уже в апреле т.г. введем в эксплуатацию Молодежный ресурсный центр с IT-парком. Думаю, это будет хорошим подарком для молодежи!
В ближайшие несколько лет здесь же будут построены и Дворец бракосочетания, и школа-интернат с физико-математическим уклоном и общежитием для одаренных детей, и многофункциональный крытый футбольный манеж на 3500 мест, и музыкально-драматический театр, и многопрофильная больница, и торгово-ярмарочный комплекс и еще целый ряд других объектов.
Шаговая доступность объектов – это обязательное условие для развития инфраструктуры современного города.
Таким образом, развивая левый берег совместными с частными инвесторами усилиями, мы реализуем хороший для региона проект, который выгоден и для государства, и для бизнеса. Потому что, подведя, к примеру, за счет бюджета только инженерные коммуникации, мы за прошлый год получили целый жилой микрорайон за счет инвесторов.
А завершив в текущем году строительство моста через канал «Ширкейлийский», мы не просто соединим левый берег с транспортным коридором «Западная Европа-Западный Китай», но и обеспечим прямой выход исторической части города Кызылорды к международной автомагистрали.
Другими словами, используя принцип государственно-частного партнерства, стимулируя и привлекая частных инвесторов, мы решаем важные для региона вопросы.
К слову, на основе ГЧП мы работаем сейчас по 118 проектам на общую сумму порядка 34 млрд.тенге практически по всем направлениям экономики: это и сфера образования, и сфера здравоохранения, и сфера ЖКХ, и экология и ряд других направлений.
Если говорить языком цифр, то по итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал, не считая инвестиции из государственного бюджета, вырос у нас почти на 26% к уровню 2017 года. Эффективность работы государственного служащего, как отметил Глава государства, надо оценивать по объему внебюджетных инвестиций, которые он смог привлечь в экономику. Именно внебюджетных. И это правильно.
Одновременно с жилищными вопросами решаем вопросы водообеспечения и газоснабжения. Сегодня уже 98% населения области обеспечено централизованным водоснабжением и 64% населения – имеют возможность потреблять природный газ. В прошлые годы, как вы знаете, мы газифицировали город Кызылорду и 4 из 7 районных центров. В 2017 году – подали газ в г.Байконур. В 2018 году подвели газ и к оставшимся 3 районным центрам: Жосалы, Жалагаш и Теренозек, а в 2019 году – начинаем там строительство внутрипоселковых газовых сетей.
Думаю излишне говорить, что сфера ЖКХ – это очень затратная отрасль. На одномоментное решение всех проблем этой сферы средств всегда не хватает. А проблемы решать надо! Поэтому, как вы знаете, помимо бюджетных средств, в прошлые годы мы привлекли на эти цели ресурсы международных финансовых институтов.
Сейчас совместно с Европейским банком реконструкции и развития продолжаем работать по 4 таким проектам, направленным на модернизацию системы пассажирских перевозок, модернизацию коммунальной инфраструктуры особенно областного центра (тепло-, водо-, электроснабжения).
Выделенные на сегодня в рамках проектов средства уже позволили значительно улучшить техническое состояние коммунальных предприятий. Поэтому, в 2018 году мы пересмотрели некоторые компоненты по проектам модернизации сетей водоснабжения и теплоснабжения города Кызылорды, которые теперь будем реализовывать за счет средств бюджета. Таким образом, сумма заемных средств будет уменьшена почти на 28 млн.долларов США. Это, в значительной степени снизило кредитную нагрузку на коммунальные предприятия. Кроме того, это позволило с 1 января т.г. от 5% до 22,6% снизить тарифы на газ, на услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Рассматриваем вопрос по снижению тарифа и на вывоз мусора.
Теперь о социальной сфере. Проблем здесь у нас тоже не мало! Именно поэтому, социальный блок у нас является наиболее приоритетным.
В сфере образования продолжает приносить свои плоды работа, которую мы проводим по повышению качества образования. Результат: средний балл по итогам ЕНТ – 85,8 – на 3,4 балла выше, чем в 2017 году, 320 выпускников наших школ удостоены знака «Алтын белгі», второй год подряд 97% выпускников поступают в вузы и колледжи.
И здесь, конечно же, огромная благодарность педагогам за труд и терпение! Именно вам мы вверяем самое дорогое — детей. Именно вы, уважаемые педагоги, ответственны за то, чтобы, повзрослев, наши дети не потерялись в бурном потоке жизни и правильно определили свое направление на жизненном и профессиональном пути.
Ведь правильное воспитание подрастающего поколения, воспитание в духе патриотизма, национальных ценностей – это очень важно! И это должны быть не просто лозунги, а глубокие знания, которые наша молодежь направит на развитие своей страны. Молодежь – это самая динамичная сила для любого государства. И мы должны предпринять все меры, чтобы создать условия для развития и самореализации наших детей. Именно поэтому, Глава государства провозгласил 2019 год – Годом молодежи.
Если помните, с 2014 года на обучение в ведущие инженерные вузы России по гранту Правительства РФ, благодаря нашему сотрудничеству, принято порядка 500 выпускников наших школ.
Первые 32 студента, завершив обучение, в 2018 году вернулись домой и сегодня уже работают на предприятиях области, а 42 выпускника – продолжили учебу в магистратуре. В этом году ожидаем домой еще 123 выпускника.
При этом, в 2018 году в вузы Москвы и Санкт-Петербурга у нас уехало учиться еще 58 выпускников школ.
Эту планку – обучение наших детей в ведущих вузах России мы взяли. Теперь наша с вами задача, вывести их на новый уровень – добиться их обучения в университетах «Лиги плюща». Если не ставить перед собой амбициозных задач, невозможно достигнуть вообще никаких!
Поэтому, областному управлению образования поручаю создать учебный центр по подготовке наших детей для поступления в Гарвард, в Йель, в Принстон, в Колумбийский университеты (т.е. в университеты «Лиги плюща») и другие престижнейшие вузы мира. Этот вопрос должен быть решен уже в этом году. Если необходимо, давайте часть грантов акима области перенаправим на эти цели.
Кстати, в 2018 году число грантов акима области на обучение в вузах Казахстана для детей из малообеспеченных и многодетных семей из сельской местности, мы увеличили в 2 раза и довели их число до 205. В общей сложности, на сегодня насчитывается уже порядка 900 человек обладателей таких грантов.
Теперь мы ставим перед собой задачу, чтобы не менее 50% выпускников школ области стали студентами вузов.
Надо понимать, что быстро меняющийся мир, новые тренды ставят сегодня перед сферой образования огромный вызов.
Время диктует необходимость качественных изменений квалификации учителя, от которого требуется широкая образованность, проектное мышление, умение организовать дискуссию и выполнять функцию профессионального консультанта. Потому, что школьники и студенты уже сейчас зачастую разговаривают со своими педагогами «на разных языках». И это вопрос, в первую очередь, не к детям, а к нам – к их наставникам.
Задача педагога давать детям не только качественные фундаментальные знания, но и универсальные компетенции. Думаю управлению образования и директорам учебных заведений, да и всем нам, надо продумать – как повысить уровень преподавания в наших дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах.
В одном из университетов Южной Африки висит объявление, которое думаю должен пропустить через себя каждый из нас. Текст о том, насколько важно образование.
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.
Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров и строителей. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров.
Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.
Крах образования — это крах нации!»
Сложно не согласиться с этими словами!
Ежегодно государство вкладывает колоссальные средства на развитие сферы образования, на материально-техническое оснащение этой сферы, на внедрение новых методик преподавания, увеличивает число образовательных грантов для молодежи. В Кызылординской области, к примеру, на сферу образования приходится 38% всех расходов бюджета! Это самая финансируемая сфера!
С воодушевлением была принята инициатива Главы государства о принятии Закона «О статусе педагога». Но, как мне кажется, что данный закон должен создавать не только достойные социальные стандарты для учителей, но и наложить на них особую ответственность и высокие требования к их профессионализму. Думаю, пришло время сделать упор непосредственно на качество образования!
Необходимо серьезное воздействие, например, на руководителей ссузов и вузов, чтобы они, в конце концов, повернулись лицом не в свою коммерческую нишу, а в сторону повышения качества образования.
Не менее важно и качество дошкольного воспитания. Только в 2018 году мы построили за счет местного бюджета 7 новых детских садов, еще на 11 увеличилось количество частных детсадов. Но, каков уровень и качество дошкольного воспитания и образования в наших учреждениях!? Примеров, которые можно рекомендовать к тиражированию – единицы! А, между прочим, доказано, что задатки успешного человека, впрочем, как и характер аутсайдера, формируются у ребенка именно в возрасте до 3 лет, т.е. здесь большая ответственность лежит именно на педагогах дошкольных учреждений (ну и, конечно же, на родителях).
Очевидно, что чем больше мы инвестируем в недра, тем меньше их запасы. Но, чем больше инвестиций вкладываем в человеческие ресурсы, тем они становятся ценнее. Знания, умения и навыки молодых людей самый важный и дорогой ресурс любой нации, ключевой драйвер экономического роста и всех благ!
Не менее важным направлением остается и развитие сферы здравоохранения.
За последние 5 лет обновлены 63% объектов первичной медико-санитарной помощи.
Из 57 объектов, построенных за 6 последних лет, заново построено и обновлено взамен аварийных 49. Строительство 8 оставшихся объектов рассчитываем завершить уже в ближайшие два года.
С августа 2016 года, как вы знаете, в городе Байконуре начал функционировать филиал областного медицинского центра, а с января 2018 года там начала функционировать и поликлиника, которая обслуживает около 25 тысяч казахстанских граждан.
Также, в 2018 году сданы в эксплуатацию 3 новых сельских амбулатории в селах Бекбаул Аральского района, Уркендеу Казалинского района и Акжарма Сырдарьинского района, Аральская и Казалинская центральные районные больницы, завершается строительство Шиелийской центральной районной больницы, а на днях начнем строительство и Жалагашской районной больницы.
Кроме того, сейчас мы разрабатываем проект строительства многопрофильной больницы на 300 коек, которая будет включать в себя и онкологическое отделение в г.Кызылорде. Проект очень большой (предварительная стоимость порядка 34 млрд.тенге), объект будет серьезный и строить его мы планируем в рамках ГЧП, как я уже сказал, на левом берегу областного центра.
Если помните, уже на протяжении нескольких лет мы ведем практику разработки «дорожных карт» по наиболее актуальным для нашего региона видам заболеваний. Сейчас мы реализуем 5 «дорожных карт» по 5 группам заболеваний, определяющих 52% всей смертности населения. Реализация этих карт рассчитана до 2020 года.
Для снижения осложнений и смертности от основных хронических заболеваний, с июня 2018 года во всех организациях первичной медико-санитарной помощи области внедрена программа управления хроническими заболеваниями. В программу вовлечены около 7000 пациентов по 3 нозологиям (артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет), что составляет 12% диспансерных больных.
Во все стационары области в 2018 году установлены современные телемедицинские комплексы.
Кроме того, только в 2018 году 720 врачей и 767 специалистов усовершенствовали свои знания и повысили свою квалификацию, в т.ч. и в зарубежных клиниках.
В результате, по итогам 2018 года показатель общей смертности снизился на 1,8%, смертности от болезней системы кровообращения – на 10,4%, от травм, отравлений и несчастных случаев – на 4,6%, от злокачественных новообразований – почти на 19,2%, на 15% повысился показатель выявляемости онкозаболеваний на 1 стадии.
Для снижения показателя младенческой смертности совместно с ЮНИСЕФ в пилотном режиме в области внедрена универсальная прогрессивная модель патронажной службы для беременных и детей до 5 лет, что позволило снизить показатели младенческой смертности от управляемых причин: на 29,6% – от врожденных пороков развития и на 44% – от несчастных случаев.
Кроме того, в 2018 году мы первыми в Казахстане вступили в Европейскую сеть Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Регионы за здоровье». Это позволит поддерживать передовые технологии, внедряемые в странах Европейского региона, сформировать интеллектуальный потенциал здравоохранения и адаптировать лучшие мировые практики по ПМСП в нашем регионе.
А для того, чтобы сократить дефицит специалистов в сфере медицины еще с 2016 года в 5 ведущих вузах Казахстана по гранту акимата области проходят обучение 42 резидента. В этом году ожидаем первых 16 квалифицированных врачей по необходимым нам специализациям.
Кроме того, в 2018 году был выделен специальный грант для обучения 30 врачей общей практики.
Сфера здравоохранения – всегда была, и будет одним из самых приоритетных направлений нашей работы.
Нет сомнения, что именно врачи и учителя определяют будущее любой страны, отсюда и приоритетность этих сфер в нашей жизни.
В спорте, за счет средств областного бюджета в семи населенных пунктах области (Жанкожа батыр, Мадениет, Акжарма, Енбекши, Тугискен и в поселках Саксаул, Торетам) в 2018 году мы построили спортивные комплексы (ФОКи).
Кроме того, в рамках ГЧП за счет средств частных инвесторов построены и полностью оборудованы еще 5 ФОКов (в пос. Тан Жалагашского района, в пос. Бестам Шиелийского района, в пос. Тонкирис Шиелийского района, в пос.Жанакорган и Суттикудык Жанакорганского района), которые с 1 января т.г. уже ведут учебно-тренировочные процессы.
Начата реконструкция центрального стадиона имени Г. Муратбаева в городе Кызылорде.
В результате мер, принимаемых по развитию спорта, число лиц,
систематически занимающихся физкультурой и спортом, доведено до 28,3% – на 1,3% больше, чем в 2017 году.
Более того, участвуя в чемпионатах мира и Азии наши спорт-смены завоевали 131 медаль, в том числе 47 золотых, 43 – серебряных и 41 бронзовую. 1348 медалей, в том числе 441 золотую, 421 серебряную и 486 бронзовых принесло региону участие наших спортсменов на чемпионатах Казахстана.
Высокое 5 место в Премьер-Лиге чемпионата Казахстана завоевал в 2018 году футбольный клуб «Кайсар».
В текущем году, впервые в истории Кызылординской области состоится чемпионат РК по боксу среди мужчин. Кроме того, на территории области состоится международный турнир по парадзюдо, где ожидается участие 10 стран, в т.ч. и США.
На формирование высокой духовности и общественного сознания огромное влияние оказывает культурная составляющая.
Одним из важных результатов нашей большой работы стало включение 28 ноября 2018 года на 13 сессии ЮНЕСКО, прошедшей в Республике Маврикий, духовного наследия Коркыта ата в список нематериального наследия ЮНЕСКО при ООН.
Эту работу мы вели на протяжении четырех лет совместно с нашими коллегами из Турции и Азербайджана. Именно нам принадлежит инициатива внесения наследия великого Коркыта ата в перечень Всемирного культурного наследия.
Сегодня важно не только сохранить, но и передать произведения духовного наставника всего тюркского мира будущим поколениям, пропагандировать наследие нашего великого предка.
Признание многонациональной заявки – это не только важное достижение, но и большая ответственность. Через пять лет мы должны отчитаться перед межправительственным Комитетом по охране нематериального культурного наследия о проделанной работе по популяризации наследия Коркыта ата. Поэтому впереди нам предстоит очень большая работа.
Сохранение своей культуры, собственного национального кода – одно из ключевых условий общенациональной программы духовной модернизации «Рухани жаңғыру». На эти цели направлены усилия Центра духовного возрождения (аналогов которому нет в стране) и проект создания вуза традиционного искусства. История и национальные традиции – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.
Поскольку было необходимо преодолеть значительное отставание региона в социальных вопросах, которые складывались десятилетиями, мы шестой год подряд обеспечиваем самый высокий размер социальных расходов бюджета на душу населения (в 2018 г. – 179,8 тыс.тенге, при 111,5 тыс. тенге – в среднем по РК).
Но, несмотря на то, что бюджет области на 2018 год по-прежнему был ориентирован на исполнение, в первую очередь, всех социальных обязательств, на развитие региона было направлено более 56 млрд.тенге бюджетных средств. Только социальных объектов в 2018 году строилось более 40 единиц (42), 30 из которых ввели в 2018 году, строительство еще 12 – завершим в текущем году. А всего, за 6 лет в области построено, как я уже говорил, свыше 200 социальных объектов.
Важным приоритетом остается работа по профилактике преступлений и правонарушений. Число зарегистрированных по области уголовных правонарушений сократилось за год на 8,2%.
Существенное влияние на качество работы органов внутренних дел оказывает их материально-техническое оснащение. Этому вопросу ежегодно уделяется значительное внимание, в истекшем году на эти цели из областного бюджета был выделен почти 1 млрд.тенге.
В результате, сегодня по уровню преступности Кызылординская область является одним из самых стабильных и безопасных регионов.
Качество жизни Глава государства определил как один из основных государственных приоритетов. Это касается и жилья, и образования, и здравоохранения, и общественного транспорта – всех сфер жизнедеятельности. Но без цифровизации этих сфер, без обеспечения их онлайн-сервисами сегодня не обойтись. Время требует новых подходов!
В 2018 году, для более динамичного развития процесса цифровизации, мы, в числе первых, создали областное управление цифровых технологий. За год мы реализовали 29 проектов по цифровизации различных сфер экономики, еще над 52 проектами сейчас работаем.
К примеру, в целях повышения качества и доступности медицинской помощи реализован проект, в рамках которого теперь можно не выходя из дома записаться на прием или вызвать врача на дом, посмотреть выписанные рецепты и результаты лабораторных исследований и т.д.
Внедрили автоматизированную систему «электронный детский сад», которая позволяет родителям отслеживать движение очереди на прием ребенка в детский сад.
Еще один уникальный проект, который мы запустили первыми в стране – это проект по созданию «Единой дежурной диспетчерской службы 112». Теперь, все экстренные службы 101, 102, 103, 104, 112 принимаются по номеру 112. Чем было продиктовано такое решение? Понятно, что в экстренной ситуации человек теряется, и не всегда может вспомнить нужный ему в данной конкретной ситуации номер. Теперь, одним звонком обеспечивается реагирование нужных служб. Оперативно!
В планах на текущий год – внедрение системы электронного билетирования в общественном транспорте, установка по городу Кызылорда интеллектуальных скоростомеров и видеокамер, внедрение системы подбора, найма педагогов и персонала в учреждения образования, здравоохранения и спорта, которая сама будет тестировать и отбирать под квалификационные требования соискателя на вакантную должность, что исключит коррупционные составляющие при отборе кадров.
В пилотном режиме в микрорайоне «Ипподром» начнем реализацию проектов «умное ЖКХ», «умная школа», «умная поликлиника», «умные остановки», «умный транспорт» и «умное инклюзивное общество». Что это значит?
Например, по проекту «умная школа» предполагается внедрение электронной карточки учета, которая позволит контролировать посещение ребенком школы (т.е. когда ребенок зашел в школу, когда вышел, и зашел ли вообще), оплачивать безналичным расчетом услуги столовой, транспорта, посещать школьную и городскую библиотеки и т.д.
Цифровизация отраслей – это новое для нас направление. И, конечно же, будут некоторые шероховатости при реализации проектов. Но мы будем совершенствоваться, дорабатывать проекты. Мы поставили перед собой задачу – быть в числе лидеров в стране по цифровизации.
Уважаемые земляки!
Несмотря на мировые кризисы, трудности отдельных периодов, снижение добычи углеводородного сырья регион развивается. В тоже время, есть ряд вопросов, решение которых позволило бы увеличить темпы развития и соответственно улучшить социально-экономическое положение населения области.
Именно поэтому, по нашей инициативе, 7 февраля т.г. на Совет Безопасности, проводимый под председательством Главы государства, отдельным блоком были вынесены проблемные вопросы Кызылординской области, решить которые самостоятельно, без поддержки Правительства и центральных государственных органов, регион не сможет.
ПЕРВЫЙ БЛОК вопросов, которые мы подняли, касался водного хозяйства региона, в том числе Северного Арала.
Как известно, в рамках инициированного Главой государства проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ-1), была построена Кокаральская дамба с водосбросным сооружением, которая разделяет Аральское море на две части (Северное и Южное).
Но, вода, как говорится, «и камень точит». В октябре 2017 года комиссией по исследованию состояния гидротехнических сооружений выявлено, что с правой стороны водосборного сооружения Кокаральской дамбы пляжный откос размыт водой и разрушен. А это чревато последствиями. Если не принять срочных мер мы можем потерять Малое Аральское море, а это 27 млрд.м3 воды.
Кроме того, из-за отсутствия на плотине рыбозащитного устройства продолжается массовая гибель рыбы.
Более того, в устье Аральского моря образовалось новое русло, вследствие чего вода, а с ней и рыба, из р.Сырдарьи напрямую уходит через Кокаральскую плотину в Большое море, где опять - таки гибнет. А из-за отсутствия циркуляции воды в Малом Аральском море начался процесс его засоления.
При обсуждении вопроса в ходе рабочего визита Премьер-Министра РК Сагинтаева Б.А. в г.Аральск в марте 2018 года было принято решение, что акимат области разработает технико-экономическое обоснование проекта «Сохранение Кокаральской дамбы и восстановление дельты реки Сырдарьи», а Правительство выделит средства на проектно-сметную документацию и реализацию проекта.
В апреле т.г. разработка ТЭО завершается. Поэтому мы вынесли на рассмотрение Главы государства предложение о начале финансирования проекта уже с 2019 года. Предварительно, цена вопроса – порядка 4 млрд.тенге.
Колоссальный ущерб может нанести и разрушение Кызылординского гидроузла, который находится в аварийном состоянии, в связи с чем, с 2014 года, как вы знаете, движение автотранспорта по нему запрещено.
Министерством сельского хозяйства представлена бюджетная заявка на разработку ПСД проекта. По предварительным расчетам стоимость строительных работ составит порядка 4,4 млрд.тенге, в том числе стоимость разработки ПСД 198 млн.тенге.
Реализацию проекта по комплексному ремонту гидроузла, по мнению специалистов, также необходимо начать в ближайшее время.
Кроме того, принимая во внимание, что ежегодно, вегетационный период у нас проходит в условиях острого дефицита поливной воды, на рассмотрение Совета Безопасности мы также вынесли вопрос строительства водохранилища «Кумискеткен» с объемом аккумулирования 600 млн. м³ (которое будет использовано как контррегулятор) и водохранилища на протоке «Караозек» с объемом аккумулирования 1,5 млрд. м³ (которое будет использовано для заполнения озерных систем и обводнения сенокосно-пастбищных угодий для создания кормовой базы животноводства и орошения посевных площадей Казалинского района). Начать строительство водохранилищ мы просили уже в 2019 году.
ВТОРОЙ БЛОК вопросов, которые мы подняли, касался развития нефтегазовой сферы.
В первую очередь это вопрос проведения полномасштабных геологоразведочных работ по разведке новых месторождений углеводородного сырья на территории Кызылординской области.
Сегодня действующие нефтяные скважины уже обводнены практически на 98%, а бурение нефти в Кызылординской области производится на глубине всего 1,5 - 2 тыс. метров. Некоторые исследования на глубине 3,5 тыс.м ожидаемого результата не дали.
Поэтому, сейчас мы просим рассмотреть возможность проведения поисково-оце-ночных работ на глубине 5 – 7 тыс. метров.
Кроме того, поднимаем вопрос об увеличении объемов экспорта нефти, добываемой недропользователями Кызылординской области. Дело в том, что сейчас нефтяные компании нашего региона 80% добываемой нефти реализуют на внутреннем рынке, и всего 20% – направляют на экспорт. Это связано с обязательствами по обеспечению внутреннего рынка – Павлодарского и Шымкентского НПЗ.
При этом, цена на внутреннем рынке за баррель в разы дешевле, чем экспортная. Таким образом, ежегодные потери наших компаний составляют порядка 500 млн. долл. США.
Поэтому мы просили применения для нефтяных компаний области соотношения, при котором хотя бы 50% добываемой нефти будет направляться на экспорт.
И еще один, не менее важный на наш взгляд вопрос – это вопрос расширения добычи газа.
Прогнозные запасы свободного газа по области на сегодняшний день составляют 138 млрд. м³.
Учитывая, что узбекская сторона уже активно осваивает свою часть территории Аральского моря (уже введен в эксплуатацию Устюртский газохимический комплекс в Каракалпакстане мощностью переработки 4,5 млрд. м3 газа в год), думаем необходимо изучение его части и с казахстанской стороны. Но для мотивации нефтяных компаний на добычу газа необходимо установить справедливую цену на газ.
К сожалению, сегодня условия таковы, что нефтяным компаниям выгоднее закачивать попутный газ обратно в пласт, просто сжигать или в лучшем случае использовать на собственные нужды. Потому что, цена, по которой весь добытый и переработанный «сухой» газ передается национальному оператору АО «Казтрансгаз» не покрывает даже себестоимости его добычи (в 2018 г. – 10,8 тыс.тенге, в 2019 г. – 11,8 тыс. тенге в 2019 г., т.е. в 19-20 раз ниже себестоимости).
Мы предложили либо установить адекватную цену на газ, либо разрешить газодобывающим компаниям Кызылординской области реализовывать 50% товарного газа на внешний рынок, а 50% обязать продавать национальному оператору на существующих условиях.
Сегодня газ – востребованный во всем мире энергоресурс, и просто сжигать его, на мой взгляд, это ошибка, тем более, когда Главой государства поставлена задача о масштабной газификации страны и глубокой переработке углеводородного сырья. Кроме того, увеличение объемов добычи газа позволит нам несколько компенсировать потери от падения добычи нефти в регионе.
ТРЕТИЙ БЛОК вопросов касался развития инженерной инфраструктуры, в частности модернизации ТЭЦ в г.Кызылорде.
Действующая ТЭЦ эксплуатируется более 50 лет и обеспечивает теплом 70 % потребителей областного центра.
В 1991 году из-за прекращения поставки узбекского угля, в связи с распадом СССР, КТЭЦ начал сжигать высокозольный экибастузский каменный уголь без необходимой реконструкции котлов. Это привело к полному износу элементов оборудования, в результате чего 5 котлов были выведены из эксплуатации.
Из-за нарушения систем их работы образовались скопления пыли и золы, из-за чего в январе 1998 года произошло обрушение кровли котельного цеха. Под завалом осталось 2 котла, которые не подлежат восстановлению, и еще 2 котла были серьезно повреждены, в связи с чем г.Кызылорда в 1998 году остался полностью без теплоснабжения (многие из присутствующих сегодня в зале думаю помнят этот период).
Сегодня работают всего два ранее поврежденных котла.
Основное оборудование ТЭЦ практически исчерпало свой нормативный ресурс, что грозит его остановкой.
Кроме того, город Кызылорда является единственным областным центром, в котором отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Об этом я говорю с первых дней своей работы в области. Чтобы решить этот вопрос, необходимо, в первую очередь, увеличить мощность теплоисточника.
Чтобы решить эти вопросы, а также не допустить того, чтобы основная часть многоэтажного жилого сектора осталась без отопления, мы подняли вопрос о строительстве двух водогрейных котлов и приобретении газотурбинных установок для ТЭЦ взамен старых.
Второй вопрос этого же блока касался строительства автомобильной дороги «Кызылорда-Жезказган-Караганда», которая уже долгое время, как вы знаете, находится в неудовлетворительном состоянии.
При этом, если привести эту дорогу в порядок, это позволило бы значительно сократить расстояние до центральных регионов республики не только для нашей области, но и для Актюбинской, Туркестанской областей и города Шымкент, а также для Республики Узбекистан. До 1000 км.
Поэтому, полагаем, что необходимо уже в ближайшее время начать реконструкцию этого участка дороги.
Еще один, ОТДЕЛЬНЫЙ БЛОК ВОПРОСОВ, был посвящен проблемам Байконура.
В соответствии с поручением Главы государства по постепенному переходу от арендных отношений к совместной эксплуатации комплекса «Байконур» в рамках специальной межправкомиссии у нас налажена конструктивная работа с российскими коллегами по вопросам развития и космодрома, и города Байконура.
Принята Концепция долгосрочного сотрудничества сторон на комплексе «Байконур». В рамках межправкомиссии при поддержке Правительства намечены конкретные пути и механизмы решения проблем.
Постановлением Правительства утвержден Генеральный план развития города Байконура с прилегающими населенными пунктами Торетам и Акай. Принята совместная программа долгосрочного развития города.
Сейчас, совместно с Правительством РК прорабатываем меры по увеличению финансирования из республиканского бюджета на развитие г.Байконура и прилегающих к нему населенных пунктов Торетам и Акай.
Но, учитывая, что город фактически находится под юрисдикцией России, его особый статус и режимность сдерживают развитие там бизнеса, в результате возникают сложности с созданием новых рабочих мест. Кроме того, предпринимательскую активность сдерживают высокий уровень тарифов на коммунальные услуги, а также существующий налоговый режим. В городе не работают показавшие свою эффективность казахстанские программы поддержки предпринимательства. Кроме того, возникает и ряд вопросов по развитию инфраструктуры города.
Эти проблемы мы также озвучили на прошедшем 7 февраля т.г. заседании Совета Безопасности. Мы внесли два предложения.
Первое. Создать на комплексе «Байконур» свободную экономическую зону «Байконур». Как показала практика, стандартные меры поддержки инвесторов, предусмотренные в национальных законодательствах Казахстана и России, в условиях Байконура не работают, а создание экономической зоны будет являться наиболее эффективным инструментом по привлечению казахстанско-российских и иностранных инвестиций на комплекс «Байконур» в сложившихся условиях.
Второе. Для того, чтобы обеспечить развитие космической отрасли Казахстана, а также г.Байконура, направлять средства, уплачиваемые Российской Федерацией за аренду космодрома (115 млн.долл.США) на развитие космического комплекса, в том числе 20% из них – на решение проблемных вопросов и перспективное развитие г.Байконура и прилегающих к нему населенных пунктов Торетам и Акай, которые по сути являются уже микрорайонами города.
Полагаем, что так будет правильно и справедливо.
Возможно, что придет время, когда Россия откажется от аренды города и тогда нам придется единовременно изыскивать намного большие средства. Поэтому, мы считаем, что пока Россия содержит город, можно опережающими темпами произвести модернизацию и расширение инженерной инфраструктуры, а также построить в городе новое жилье и социальные объекты.
И последний БЛОК ВОПРОСОВ, которые мы поднимали, касался вопросов охраны материнства и детства, социальной защиты инвалидов и совершенствования, в этой связи, законодательных актов.
Понятно, что процесс внесения изменений в действующее законодательство, это дело не одного месяца, что нужны тщательные исследования.
Все наши предложения Главой государства были поддержаны. Правительству даны соответствующие поручения. С учётом отраслевых и региональных приоритетов региона будет разрабатываться также спе-циальный Комплексный план социально-экономического развития Кызылординской области на 2019-2022 годы, который затем будет утвержден Правительством страны.
Поэтому впереди предстоит большая работа с Центром, чтобы воплотить в жизнь все наши предложения.
Пользуясь случаем, от всех жителей нашего региона позвольте поблагодарить Главу государства за поддержку жителей Приаралья.
Уважаемые земляки! В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на год предстоящий. Стратегические задачи, над которыми нам предстоит работать в текущем году, определены Посланиями Главы государства. Это рост доходов, повышение качества жизни населения, создание комфортной среды проживания и другие. Все эти направления отражены в Плане первоочередных действий акима области на 2019 год. Над их реализацией, а также над вопросами, поднятыми на Совете Безопасности 7 февраля т.г. нам и предстоит работать в текущем году.
Детальный отчет о работе, которая проводилась в области в 2018 году, был опубликован в средствах массовой информации.
В своем сегодняшнем выступлении я постарался сделать акцент на наиболее важные, на мой взгляд, моменты этой работы.
В целях обеспечения открытости и доступности сегодняшняя отчетная встреча предлагается жителям региона в онлайн-режиме на официальном интернет-ресурсе областного акимата, сервисе Youtube (ютюб), социальной сети Facebook (Фейсбук).
Вместе с тем, была установлена специа-льная видеоконферецсвязь со всеми районами и Байконуром. Для внесения предложений и отзывов в данных населенных пунктах работают секретариаты.
Во всех районных акиматах, а также в местах скопления людей были установлены ящики для сбора предложений и отзывов жителей, а также открыты специальные Сall-центры.
Анализ показал, что основная масса вопросов приходится сегодня на вопросы занятости и социальной защиты, на жилищные вопросы и вопросы коммунального сектора, а также на вопросы благоустройства.
Все вопросы будут рассмотрены и в течение двух недель на них будут даны ответы. Соответствующие поручения государственным органам даны.
Но уже сейчас могу ответить на три из них, которые часто поднимаются общественностью.
Во-первых, хочу остановиться на вопросах социальной защиты многодетных семей. Наверняка, сегодня и в зале есть те, которые хотят обратиться с таким же вопросом. Эта тема за последнюю неделю стала одной из самых обсуждаемых в обществе.
Мы специально 6 и 9 февраля провели два общественных приема граждан с участием заместителей акима области, акима города, руководителей областных и городских учреждений. По итогам приемов сформирован перечень вопросов, которые были озвучены многодетными матерями и матерями-одиночками. Мы сделали анализ всех поступивших вопросов. В основном это вопросы, касающиеся предоставления льготного жилья, повышения пособий, социальных выплат и ряда других льгот (льгот на коммунальные услуги, медикаменты, образование, проезд в общественном транспорте и т.д.).
Да, действительно проблемы есть, и не только у нас в регионе, а по всей стране.
Только у нас в области проживает почти 36 тысяч многодетных матерей (4 и более детей), из них 18,5 тысячи матерей имеют более четырех несовершеннолетних детей.
К сожалению, все вопросы решить на местном уровне и средствами только местного бюджета не возможно! Поэтому, мы разделили все вопросы на блоки: вопросы, которые можно решить на районном уровне, вопросы которые можно решить на областном уровне, и вопросы, решение которых требуется на центральном уровне.
Надеюсь на понимание и поддержку в этом вопросе депутатов местных маслихатов, актива партии «Нур Отан» и членов общественных советов.
Заместителям акима области Искакову К.Д., Сулейменову С.Ж. поручаю в возможно короткие сроки разработать региональную программу по обеспечению жильем социально уязвимых слоев населения (многодетные семьи, сироты, инвалиды и другие слабозащищенные категории населения).
А вопросы, выходящие за пределы компетенции местных исполнительных органов, обобщим и с нашими предложениями направим на рассмотрение в рабочую группу при Правительстве страны.
Как известно, по поручению Главы государства для улучшения качества жизни казахстанцев была создана специальная рабочая группа под руководством заместителя Премьер-Министра РК Ерболата Досаева, такие же группы созданы и в нашей области, во всех ее районах и г.Кызылорде под руководством заместителей акимов области, районов и г.Кызылорды.
Сейчас по области работает специальная комиссия, которая проводит подворовые обходы многодетных семей, выявляет их первоочередные потребности для рассмотрения возможности их решения.
Но надо понимать, что решение всех этих проблем – это вопрос не одного дня, и даже не одного месяца. Решение некоторых из них требует внесения изменений в законодательство страны.
Проблемы есть, государственные органы работают над их решением. Давайте наберемся терпения и сообща будем их решать. Конечно же, под надлежащим общественным контролем!
Во- вторых, о внутригородских дорогах, в том числе в микрорайонах областного центра. Этот вопрос очень часто поднимается общественностью.
Должен сказать, что дорожное строительство – это одна из самых дорогостоящих статей расходов бюджета. Поэтому конечно, сразу охватить все проблемные участки мы не можем. Возможности бюджета не позволяют. Но, тем не менее, в этом году мы начинаем реализацию специальной программы по развитию малых дорог. Пока на эти цели планируется направить 3,3 млрд.тенге, в рамках которых будут проводиться строительно-ремонтные работы на 132 улицах микрорайонов г.Кызылорды. Это и «Саяхат», и «Саулет», и «Арай», и «Ипподром», часть дорог будет приведена в порядок и в микрорайонах «Коммунизм», «КБИ», «Шанхай», «Титов» и т.д. Всего программа рассчитана на 3 года (до 2022 года). Чтобы полностью решить вопрос внутригородских дорог в целом требуется выделение как минимум 9 млрд.тенге.
И, что касается газификации оставшихся трех районных центров. В этом году, как я уже говорил, газ в поселки Жосалы, Теренозек и Жалагаш мы заведем и начнем строить внутрипоселковые газопроводные сети. Таким образом, уже в октябре т.г. первые потребители этих райцентров, в том числе и социальные объекты, смогут начать использовать газ. Далее, начнем газификацию 16 опорных населенных пунктов. Акимы должны обеспечить подготовку соответствующих проектов.
Уважаемые участники встречи!
Перейдем к вопросам и ответам.
Все письма и предложения, поступившие в специальные ящики и в секретариат, на сайты и центры связи будут на моем прямом контроле. Ответы на все вопросы будут даны в обязательном порядке и опубликованы в средствах массовой информации и веб-портале областного акимата.
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |