Левобережье Кызылорды — грандиозный проект,о котором мы часто рассказываем нашим читателям. Публикации, в основном, посвящены жилищному строительству, но есть там объекты не менее интересные и важные. Например, автомобильная дорога, которую строит ТОО «Кыран».
Не уходя далеко, следует отметить, что это товарищество уже не один десяток лет строит автодороги в нашей области и за ее пределами. У ТОО оснащенная производственно-техническая база, есть вся специальная техника, квалифицированные прорабы, геодезисты и рабочие. Чтобы читатели могли оценить работу «кырановцев», скажу, что они в 2018 году капитально отремонтировали улицу имени А. Токмагамбетова в Кызылорде, которая стала шире, без неровностей и ярко освещенной. ТОО асфальтировало улицы в микрорайоне «Саулет», в районных центрах, а помимо левого берега, сейчас работает в Алматинской области.
– На левобережье мы с 2017 года, – говорит прораб Чингиз Накипов. – Строим с «нуля» автомагистраль протяженностью 4934 метра от спуска с моста через Сырдарью по улице имени Гани Муратбаева до моста через канал Ширкейли, который возводит карагандинское ТОО «Сервис НС».
Ширина проезжей части четырехполосной автодороги будет по семь метров в каждую сторону, а тротуары будут по три метра. К слову, ни одна пешеходная дорожка здесь не будет уходить в никуда. На законченном участке, а это почти полтора километра, установлены знаки и сделаны проходы к многоэтажкам. Риск дорожно-транспортных происшествий снизит разделительная полоса на автомагистрали и бордюры.
– По краям тротуаров мы построили второстепенные дороги, чтобы будущим новоселам было удобно заезжать в дома, а на проспекте не создавались заторы, – сказал Ч. Накипов. – Пешеходные дорожки и автодорогу разделяет полоса, которая станет зеленой. Сажать деревья мы будем сами, саженцы купим в местных лесопитомниках.
Автомагистраль на левом берегу второй категории со сложным дорожным покрытием. Основание у нее из земельного полотна, на которое укладывается нетканый геотекстиль – это рулонное полотно, изготавливаемое из полипропиленовой нити иглопробивным способом с возможным последующим термоскреплением. Используется в качестве специальной прослойки между слоями грунта, предотвращающей их смешивание. Затем идет двадцать сантиметров песчано-гравийной смеси и снова геотекстиль, на который укладывается 18 сантиметров щебеночно-песчаной смеси. Потом идут черный щебень и мелкозернистая асфальтобетонная смесь. Процесс строительства заканчивается укладкой щебеночно-мастичного асфальтобетона – смеси минеральных материалов (щебня, песка), минерального порошка и битума. То есть покрытие автодороги на левом берегу будет не хуже, чем у международной автомагистрали "Западная Европа – Западный Китай". Именно такие магистрали нужны для "новой" части города.
– Конечно, товарищество даст гарантию на выполненную работу согласно нормам и проекту, – сказал Чингиз Накипов. – Однако с уверенностью можно сказать, что такое дорожное покрытие будет верно служить и по истечении этого срока.
Дорогу возводят около восьмидесяти человек. Все работники – жители нашей области. Заработная плата у них начинается с восьмидесяти тысяч тенге в месяц. На объект привлечено много техники: пятнадцать самосвалов, четыре водовоза, два автокрана, четыре погрузчика, три автогрейдера и экскаватора, четыре бульдозера, работают две бригады геодезии, отдел ПТО, а за качеством следит специальная лаборатория товарищества. Есть на базе товарищества на левом берегу столовая и мастерская для ремонта техники.
– Работать здесь одно удовольствие, – говорит грейдерист Мукан Прмаганбетов. – Строить дорогу с нуля легче, чем ремонтировать разбитые магистрали. У нас будет, чем гордиться, что рассказать детям и внукам.
Асфальт для новой дороги производит завод товарищества, бетон тоже. Бордюры закупают у местных производителей, а ГПС – в Жанакорганском районе. Выше было сказано о лесополосе между основной и второстепенной магистралями. Питаться зеленые насаждения будут водой из бетонных лотков, которые установили на прочное бетонное основание.
Часто на кызылординских улицах мы сталкиваемся с лужами после дождей. На левом берегу их не будет, потому что вдоль дороги ТОО "Мелиоратор" проводит канализационную сеть, которая будет выполнять и роль дренажной системы строящейся дороги. Еще одну дорогу с лотками строит ТОО "УАД", с которой соединилась наша магистраль у спуска с моста по улице Гани Муратбаева.
– Сейчас мы готовим площадку под строительство автомобильного кольца, – сказал Ч. Накипов. – Это место на повороте в сторону моста через Ширкейли, у которого будет еще одна такая развязка.
Оказалось, что "кырановцы" и "уадовцы" встретятся еще дважды на этих самых кольцах. ТОО "УАД" построит магистраль вдоль Сырдарьи от условного первого кольца и до моста по улице Султана Бейбарса, где аналог проспекта Независимости на правом берегу повернет направо и соединится со вторым кольцом.
Еще во время фотополета над левым берегом Сырдарьи на экране пульта управления квадрокоптером были видны десятки фонарей уличного освещения и фонарики пониже для пешеходных дорожек. Мой собеседник сказал, что расстояние между ними не больше пятидесяти метров. Если посчитать, то выходит, что больше двух сотен фонарей будут освещать только один из проспектов левобережья уже в ближайший год, а через несколько лет количество огоньков увеличится в разы. Еще станет больше многоэтажек, культурных и социальных объектов, будут построены новые дороги с широкими тротуарами, по которым будут гулять новоселы и горожане, приехавшие полюбоваться красотой левобережья.
Кирилл ДЕНИСОВ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |