Вчера в Кызылорде состоялся IV Международный интернет-форум «Развитие человеческого капитала: новые вызовы и возможности для региона». В его работе приняли участие аким области Крымбек Кушербаев, члены регионального совета по привлечению инвесторов и улучшению инвестиционного климата, руководители ряда областных управлений, представители образования, бизнеса, молодежных организаций. На онлайн-связь в ходе интернет-форума вышли эксперты из Российской Федерации, Сингапура и Казахстана.
Участников интернет-форума и международных экспертов, принимающих участие в работе форума, приветствовал аким области Крымбек Кушербаев. Он отметил, что Кызылординская область – это регион, который с уверенностью смотрит в будущее. Это земля, на которой в древности располагался один из центров восточной цивилизации, а также земля, с которой человек впервые шагнул в космос. И потому не случайно сегодня в регионе реализуются самые смелые идеи.
Модератор форума, вице-ректор по развитию информационных технологий Академии государственного управления при Президенте РК Алия Мухамеджанова отметила, что работа нынешнего форума касается актуальных тем развития Казахстана и Кызылординской области, в частности. Это обсуждение перспектив образования и занятости в регионе, новых вызовов и возможностей в меняющихся условиях на современном рынке труда.
К слову, это четвертый по счету интернет-форум, который проходит в Кызылорде. Форумы, проходившие до этого, были посвящены развитию электронной коммерции, предпринимательства в Байконуре и цифровизации в регионе. Результатом их работы стала реализация проекта «Электронный детский сад» совместно с компанией «Барс групп» из Татарстана, который предусматривает автоматизацию процесса учета и контроля в сфере детского дошкольного образования. В настоящее время система внедрена в 425 детских дошкольных учреждениях области.
Совместно с компанией «Транстелеком» реализован пилотный проект «Интеллектуально-информационные системы в жилищно-коммунальном хозяйстве «Е-шанырак», предусматривающие оптимизацию расходов на ЖКХ. Руководитель региона отметил, что была проведена большая работа, направленная на развитие предпринимательства в Байконуре, достигнуто соглашение глав Казахстана и России о создании свободной экономической зоны. Ожидается, что его концепция будет одобрена на заседании межправительственной комиссии, которое состоится в Москве в июле нынешнего года.
По предложению руководства региона, тематика нынешнего IV Международного интернет-форума была посвящена развитию человеческого капитала. Как показывает мировая практика, на современном этапе развития общества решающим фактором экономического роста государств являются инвестиции, связанные с формированием и развитием человеческого капитала.
В исследовании Всемирного банка отмечается, что именно человеческий капитал, то есть совокупность знаний, таланта, навыков и способностей людей составляет основное богатство любой страны. Сегодня становится очевидным, что на мировом рынке повышаются требования к человеческому капиталу и происходит масштабная трансформация образовательного процесса. Аналитики прогнозируют, что до 2030 года порядка 375 миллионам человек по всему миру потребуется пройти переобучение и сменить профессию. Кроме того, внедрение новых технологий делает некоторые специальности невостребованным.
В то же время активно идет процесс появления новых профессий. Многие развитые страны предвидели такой поворот событий и несколько десятилетий назад начали делать ставку на качество образования. В пример аким области привел Республику Корея, где в начале пятидесятых годов прошлого века был очень низкий уровень грамотности населения. А за прошедшие десятилетия страна добилась самых высоких результатов в развитии образования.
Значительных успехов в улучшении человеческого капитала добились Китай и Индия – самые густонаселенные страны в мире. Причем с точки зрения уровня образования и с точки зрения навыков. Все это было обусловлено существенным увеличением инвестиций в образование. По информации Всемирного банка, Казахстан занимает 31 место из 157 стран мира по инвестиционному развитию человеческого капитала и в том числе – десятое место по обучению.
Говоря о развитии нашего региона, К. Кушербаев отметил динамично развивающуюся экономику, а также перспективные образовательные проекты. С 2013 года область поставила цель диверсифицировать экономику через индустриализацию. В планах – преобразование области из аграрной в индустриально-аграрную. В связи с нестабильными ценами на нефть, газ и уран, а также с истощением запасов нефти на территории области было принято решение о диверсификации экономики, так как другого пути у региона нет. И потому в настоящее время в области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов с применением передовых технологий. В нынешнем году завершается строительство стекольного завода и начнется строительство второй его очереди по выпуску ультратонкого стекла для гаджетов и планшетов. Также в этом году начнется строительство завода по производству кальцинированной соды, началось строительство горно-обогатительного комбината на месторождении Шалкия. В декабре прошлого года запустили завод по выпуску тампонажного цемента.
Однако основным фактором развития экономики страны были и остаются человеческие ресурсы. И в этой связи в области проводится активная подготовка инженерно-технических кадров. Благодаря тесному сотрудничеству сейчас около пятисот выпускников кызылординских школ по гранту Правительства Российской Федерации обучаются в ведущих технических вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Причем первые 32 выпускника сегодня работают на различных предприятиях области. В этом году с дипломами приедут еще 117 молодых специалистов. На регулярной основе выделяются гранты акима области на обучение в вузах Казахстана для детей из малообеспеченных и многодетных семей из сельской местности. В прошлом году количество грантов акима области выросло в два раза.
Сегодня как никогда актуальна фраза «Кадры решают все!». И поэтому более 40 процентов бюджета области направляется на развитие образования. Например, недавно в нашей области был организован первый региональный фестиваль IT-специалистов «Hack Day». В настоящее время кызылординская молодежь в рамках проекта «IT-эшелон» бесплатно проходит обучение основам веб-программирования и фронтенд-разработкам.
В режиме онлайн и оффлайн в работе форуме приняли участие эксперты из Казахстана, Российской Федерации и Сингапура. Вице-министр здравоохранения РК Олжас Абишев проинформировал его участников о распределении выпускников медицинских вузов с помощью цифровых технологий. Ректор университета «Иннополис» Александр Тормасов поделился опытом создания Иннополиса и университета Иннополис как его ядра. Выступление директора Центра лидерства электронного правительства Национального университета Сингапура Ашока Кумара Ситхарамана было посвящено непрерывному образованию, которое подразумевает постоянное обучение и постоянное лидерство.
Казыбек БОТАЕВ
– Наша миссия – это преобразование Сингапура, сделать из маленького острова, где не было «ничего». Мы используем термин «ничего», потому что ранее не было этой земли. И мы выросли. Наш ВВП вырос с 4,70 доллара до 57 тыс. долларов за последние 50 лет. У нас нет природных ресурсов, кроме одного важного актива – это человеческий капитал. Преобразование экономики Сингапура в цифровую экономику стало очень актуальным для нас. Когда мы говорим о цифровой экономике, мы всегда говорим о том, что это сопряжено с трудностями.
Одним из факторов стали меняющиеся технологии на рынке труда. Технологии заменили те позиции, где могли бы работать люди. Мы разработали специальную рамочную концепцию, которая называется «Навыки будущего: твои навыки, твои активы, твое будущее», которая начинается еще с образования в школе. Мы начинаем фокусироваться на будущей трудовой жизни, начиная со школы, и применяем концепцию обучения на протяжении всей жизни, всей трудовой жизни. Сегодня нужно учиться на протяжении всей жизни, т.е. постоянно приобретать новые навыки.
– Впервые Четвертая промышленная революция разрушила естественную монополию человека на умственный труд, то есть раньше только человек мог заниматься умственным трудом. Сейчас же появились алгоритмы, появился искусственный интеллект, который может большое количество операций заменить.
Мы не смогли представить большому количеству людей, населению простой прикладной инструмент, массовый, который давал бы понимание большому количеству людей, какие специальности, профессии будут востребованными, какие выбирают/не выбирают. Сейчас многие работают не по профессии, причем чуть-чуть поработали по специальности, потом полностью меняют сферу деятельности. В наших планах создать такой инструмент – это атлас новых профессий. Он охватит 9 отраслей. Проработаем порядка 100 профессий. Все профессии мы разделим на 3 группы: устаревающие профессии, профессии, которые трансформируются, новые профессии. Мы хотим сделать его в виде семейной настольной игры либо с помощью мобильного приложения, т.е. в игровом формате.
Мы провели большое исследование, которое будет презентовано 4 июля. Первая отрасль пилотная. Вместе с партнерами, пока только для России, мы сделали атлас профессий по регионам, с учетом специфики организаций образования, отраслей, предприятий региона. Можем сделать такой атлас и для Кызылординской области.
– Мы все знаем, что есть некая корреляция между доходами и уровнем образования. Если говорить об образовании на постсоветском пространстве, то есть некий образовательный парадокс: с одной стороны, с точки зрения охвата образованием и человеческого капитала мы умные, читающие страны, но с другой стороны, вклад этого человеческого капитала в благосостояние человечества низок. Почему так? Мне кажется, это ключевой вопрос, над которым нужно задуматься. Я сам учился в Кембридже и понял, что где ты учился – это вторично. Самый главный и востребованный навык – это умение учиться. Сегодня есть возможность получать знания у лучших профессоров мира не выходя из дома. Работают такие платформы, как Coursera и edX, Открытый университет и т.п. Сегодня не студенты должны приходить в университет, а университет должен приходить к студентам.
Университетам очень важно развивать короткие курсы специализации для быстрой подготовки специалистов и отойти от календарного метода в сторону компетентостного подхода. Кто сказал, что пребывание в стенах университета 4 года дает качественное образование? Почему университеты закрыты? Почему они не могут интегрировать доступные за пределами университета онлайн-курсы и программы и засчитывать их как кредиты?
По данным статистики, сегодня на протяжении жизни человек сменит в среднем около 15 рабочих мест, и есть риск, что роботы заменят нас в рабочих, рутинных профессиях. Кроме того, появляются новые профессии. Кто мог предсказать, что в будущем будут востребованы менеджеры социальных сетей?
И в завершение я хочу сказать, что университет «МИСиС»,
один из главных партнеров Кызылординской области по целевой подготовке специалистов, запускает новую инициативу – новый формат университета, который, интегрируя онлайн-курсы, делает образование по всему миру доступным.
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |