• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СТРУНЫ, ХРАНЯЩИЕ МУДРОСТЬ ВЕКОВ

С 2018-го года в первое воскресенье июля в Казахстане отмечают Национальный День домбры. Праздник учрежден Елбасы в целях консолидации общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры и идентичности.

О домбре в народе сложено немало легенд, а это лишний раз подтверждает то, что инструмент был и остается самым любимым и популярным у казахов. История создания инструмента, домбровой музыки тесно переплелась с историей народа, она обобщала его жизненный опыт, несла знания о природе, человеке, которые переходили из поколения в поколение. Веками кюйши – народные композиторы – передавали увиденное, наигрывая на домбре.

– Домбра, как никакой другой музыкальный инструмент может передать звучание казахской степи, ветра, шевелящего ковыль, гор, упирающихся в небеса, облаков, уносящихся вдаль, – говорит мастер, изготавливающий домбры Биржан Дильманов. – Все события политического, дипломатического и социального характера дошли до нас именно посредством домбры. Звуки ее – голос сердца и души, мудрость народа, его жизненный опыт, внутренний мир, красота природы. Легендарные кюйши Курмангазы, Кетбугы, Асан Кайгы, Карт Ногай славились виртуозностью, умением извлекать из струн звуки радости и красоты, любви и счастья, горя и тоски… Исполнители кюев внесли огромный вклад в музыкальное наследие казахского народа. Даулеткерей, Сугур, Шал Мырза, Казангап, Таттимбет, Алшекей, Торемурат, Бекпенбет, Досжан – список можно продолжать долго.

Точно сказать, как и когда появился казахский национальный инструмент, невозможно, но ясно одно: домбра – инструмент с богатой историей. Археологические находки свидетельствуют, что прототип домбры появился более 4000 лет назад. Доказательством тому служит наскальная живопись на плато Майтобе, обнаруженная в 1989 году с изображением музыкального инструмента, похожего по форме на домбру. Находка отнесена к эпохе неолита. Сейчас фрагмент наскального рисунка находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в Алматы.

Искусствоведы разделяют два вида домбры: западную и восточную. Западная – это домбра больших размеров с овальным корпусом, похожим на грушу, с тонким грифом. Музыканты считают, что у этого инструмента особый рокочущий звук с переливами, низким тембром. Восточные домбры, напротив, очень мелодичны. При этом простейшее, на первый взгляд «строение» – корпус и две струны – может воспроизводить практически любую музыку.

Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей – струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок. Леска звучит очень ярко и мощно, но жильные струны дают особый колорит, очень глубокий и мягкий звук. Говоря о мощи домбрового звучания, нельзя не вспомнить знаменитого исследователя народной казахской музыки Александра Затаевича, который говорил, что домбра производит впечатление чего-то большого и грандиозного, но как бы издалека, наподобие боя хороших столовых часов, которые могут звучать, как огромные колокола. Такой же поразительный эффект дает домбра. Сидишь рядом, слушаешь, а звучит что-то огромное, необъятное. Чтобы прочувствовать это, достаточно послушать кюй «Ақсақ құлан».

Историческую ценность домбры признала ЮНЕСКО. В 2014 году в список наследия организация включила казахский кюй, домбру и юрту. Домбра попала в Книгу рекордов Гиннесса в 2010 году, когда в районном центре Толы Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая 10450 человек одновременно исполнили казахский кюй «Кенес».

Домбра всегда играла важную роль в жизни не только профессиональных акынов, но и простых кочевников-скотоводов. Она была непременным атрибутом в каждой юрте и размещалась на почетном месте. Недаром в народе говорят: «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра!» («Настоящий казах это не сам казах, настоящий казах – домбра!»), что подчеркивает особую любовь казахов к этому музыкальному инструменту. Свое восхищение и особое почтение к домбре выражали Абай, Ильяс Жансугуров, Сакен Сейфуллин... С древних времен домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, через мелодии, рассказывая историю народа, его традиции и обычаи.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Первая полоса 06 июль 2019 г. 604 0