• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НАСЛЕДИЕ КОРКЫТА - БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ

В рамках международного фольклорно-музыкального фестиваля «Қорқыт және Ұлы Дала сазы» - «Коркыт и мелодии Великой степи» вчера в Кызылорде состоялась международная научно-теоретическая конференция «Қорқыт ата мұраларының Түркі әлеміндегі ролі» - «Роль наследия Коркыта в тюркском мире». В ее работе приняли участие известные ученые и мастера музыкального искусства из России, Турции, Азербайджана, Ирана, Грузии, Сербии, Узбекистана и Кыргызстана. Участников конференции приветствовал аким области Куанышбек Искаков.

Коркыт ата – легендарная личность, которая объединяет все тюркские народы. Он был символом тюркского мира, его священным кодом и нравственной опорой. Глава региона подчеркнул, что наследие Коркыта занимает важное место и для всех нас имеет особое значение. Национальные ценности – начало и основа духовной модернизации. Безусловно, что для всех нас ключевыми должны стать задачи по укреплению единства и согласия, развитию культуры и искусства. Проведение, ставшего уже традиционным международного фольклорно-музыкального фестиваля «Қорқыт және Ұлы Дала сазы» – «Коркыт и мелодии Великой степи» на древней земле Сыра имеет глубокий смысл и значение. Кызылорда – в двадцатых годах прошлого столетия была столицей Казахстана. На земле Приаралья в разные периоды существовали столицы саков, огузов, кипчакской империи, положившей начало Казахскому ханству. Общеизвестно, что правители и жители превратили низовья Сыра в один из крупных политических центров на Великом Шелковом пути.

Традиционный фестиваль искусства совместно с международной организацией «ТЮРКСОЙ» в нашем регионе проходит в пятый раз. Впервые он был организован при поддержке Первого Президента РК - Лидера нации Нурсултана Назарбаева в 2006 году. Очевидно, что за этот период фестиваль внес значимый вклад в исследование национального фольклора тюркоязычных стран.

К.Искаков подчеркнул особый вклад в пропаганду наследия Коркыта, сохранение историко-культурных ценностей нынешнего Государственного секретаря РК Крымбека Кушербаева. Будучи акимом области, он создал научно-методический совет по вопросам историко-культурного наследия. В его состав вошли не только известные отечественные ученые, но и зарубежные. По поручение
Елбасы в 2015 году мемориал «Коркыт ата» был реконструирован, дополнительно был построен Центр паломничества. Комплекс «Коркыт ата» стал одним из туристических объектов международной выставки «ЭКСПО-2017», его посетили тысячи туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Руководитель региона напомнил, что именно К.Кушербаеву принадлежит инициатива внесения наследия великого Коркыта в перечень нематериальных памятников культуры ЮНЕСКО. Этому вопросу было посвящено первое заседание научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия области, состоявшееся в феврале 2014 года. Включение элемента «Наследие Коркыта ата: эпическая культура и музыка» в список нематериального наследия ЮНЕСКО на 13-й сессии межправительственного Комитета по охране нематериального культурного наследия в ноябре 2018 года в Порт-Луи (Республика Маврикий) стало радостным событием не только для нашей области, но и всего Казахстана. Признание многонациональной заявки – это не только важное достижение, но и большая ответственность. Через пять лет мы должны отчитаться перед межправительственным Комитетом об итогах проделанной работы. Стоит задача не только по сохранению, но и популяризации наследия Коркыта ата. Это одно из ключевых требований ЮНЕСКО. Сегодня важно не только сохранить, но и передать наследие сказителя будущим поколениям в его первозданном виде.

На конференции выступил заместитель Генерального секретаря международной организации «ТЮРКСОЙ» Билял Чакыджы.

Исполняющая обязанности председателя Комитета языковой политики Министерства культуры и спорта РК Айнур Мырзабекова озвучила поздравительное письмо министра культуры и спорта РК Актоты Раимкуловой.

На конференции выступили директор Института литературы и искусства имени М.Ауэзова, заслуженный деятель Казахстана, доктор филологических наук Кенжехан Матыжанов, иранский коллекционер Вели Мухаммед Ходжа, генеральный директор творческого объединения «Ломиси», доктор искусствоведения, профессор, лауреат государственной премии Грузии Георгий Багашвили, доцент Азербайджанской национальной научной академии, кандидат филологических наук Османлы Исмихан Магаммад, заведующий кафедрой Казахского национального женского педагогического университета, доктор филологических наук, академик международной Академии имени Ч.Айтматова Тынысбек Конратбаев и другие.

Отмечая роль наследия Коркыта, ученые подчеркнули, что коркытоведение – наука с вековой историей. Имя Коркыта сегодня хорошо известно тюркскому миру – казахам, азербайджанцам, туркменам… Имя эпического сказителя древне-огузских племен известно мировой научной общественности по генеалогическим источникам Рашид ад Дина, Абулгазы Бахадур-ханаи, письменного памятника «Книга моего деда Коркута».

В последние годы коркытоведы говорят о музыкально-инструментальном наследии Коркыта, видя в лице сказителя автора кюев для смычкового кобыза. Казахский кобыз – струнно-смычковый инструмент. Именно его подразумевают многие казахстанские авторы, говоря о наследии Коркыта. Между тем, надо отметить, что щипковый и смычковый виды представляют совсем разные стадии развития музыкального инструмента. Первичным был щипковый, вторичным – смычковый кобыз. В трактатах ученых IX-XIII веков Аль-Кинди, Аль-Фараби, Аль-Хорезми, Ибн-Сина нет сведений о смычковом кобызе. Современные исследователи народных струнно-смычковых инструментов, родственных казахскому кобызу, также не берутся утверждать о существовании смычкового кобыза и инструментального жанра в средневековье.

Как известно, в конце семидесятых годов прошлого столетия в Кызылорде были записаны небольшие музыкально-поэтические фрагменты мистического содержания, исполненные слепым кобызистом Сокыром Нышаном. Спустя время, эти записи были расшифрованы и изданы в виде нотного текста под авторством Коркыта, как ранее неизвестный мировой науке первоисточник. Как участник записей музыкальных фрагментов в исполнении Нышана, Т.Конратбаев заметил, что это не законченные инструментальные пьесы, а музыкально-иллюстрированные фрагменты, местами эпические сказы мистического порядка.

Это мнение вызвало обсуждение участников конференции. К примеру, по мнению секретаря областного маслихата, доктора технических наук, профессора Кылышбая Бисенова, большую работу по сохранению музыкального наследия Коркыта проделал ветеран журналистики Ахат Жанаев. На магнитофонную ленту от кобызиста Сокыра Нышана ему удалось записать двенадцать музыкальных произведений великого предка. На это ушло пятнадцать лет непрерывной работы.

 Коркыт – легендарный эпический сказитель, певец-жырау. Его историко-легендарный облик характеризуется наличием многочисленных факторов, характерных для огузской культуры. По мнению ученых к музыкальному наследию Коркыта нужно подходить более взвешенно, научно, аргументированно.

Сохранению бесценного наследия Коркыта в нашей стране уделяется особое внимание. В ходе подготовки Институтом литературы и искусства имени М.Ауэзова антологии «Исламнан алдынғы түркі әдебиеті» ключевое место отведено наследию нашего великого предка. В ближайшие годы в антологический сборник войдут вновь переизданные более десяти томов классической казахской литературы и устного творчества.

Копии рукописи одной из книг Коркыта подарил кызылординскому народу иранский коллекционер Вели Мухаммед Ходжа. Древняя реликвия была приобретана им в прошлом году в одной из тегеранских библиотек. По словам коллекционера, поначалу он не придал особого значения небольшой книге. Но позднее, отправив ее своим друзьям, известным ученым из Турции и Германии, выяснил, что это - руковопись книги Коркыта. Написана она была на древнем чагатайском языке. Ученые перевели ее на турецкий язык. Вели Мухаммед Ходжа гордится своими корнями, которые берут начало на казахской земле. Иранский коллекционер – потомок Хакама Ишана, проживавшего на территории Мангистауской области. Его 105-летний отец перед смертью завещал сыну большую коллекцию редчайших рукописей и книг, которую сегодня бережно хранит Ходжа.

Работа научно-теоретической конференции была продолжена во второй половине дня. С докладами выступили старший преподаватель Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы, заслуженный деятель Казахстана, кандидат филологических наук Улжан Байбосынова, президент фонда «Дед Горгуд», главный редактор международного журнала «Мир Азербайджана» Эльдар Исмайлов, заслуженный деятель Казахстана, профессор Казахского Национального университета искусств Алмасбек Алматов и другие.

Участники конференции подчеркнули, что фестиваль, несомненно, будет способствовать повышению интереса к наследию Коркыта. Популяризация духовного наследия послужит мощным консолидирующим фактором в полиэтничном государстве.

***

В рамках международного фольклорно-музыкального фестиваля «Коркыт и мелодии Великой степи» в Доме культуры имени А.Токмагамбетова состоялся концерт мастеров искусств под названием «Тұран – түркі есігі, Қорқыт – жырдың бесігі» («Туран – ворота в тюркский мир, Коркыт – колыбель жыра»).

Вечер открыл грузинский мужской хор «Мздлевари» из Тбилиси. Кызылординский зритель был зачарован потрясающе красивым и сложным по исполнению многоголосием. Фольклорно-музыкальные песенные композиции, мелодичные грузинские напевы и наигрыши не оставили равнодушным никого в зале. Символично и название коллектива, в переводе оно означает «пение перелетных птиц». Ансамбль, созданный четверть века назад Тариелом и Кахабером Онашвили, солистами прославленного грузинского хорового коллектива «Рустави», хорошо известен на постсоветском пространстве. Свое выступление артисты завершили песней «Тбилисо», которая на родине музыкантов звучит как гимн родной стране и ее столице.

Подлинным праздником фольклорной музыки стало выступление ансамбля народных инструментов из Татарстана «Казан нуры». Темпераментные, полные задора и лукавства татарские песни исполнила солистка ансамбля Зарина Хасаншина. Яркие и харизматичные музыканты виртуозно владеют гармонью, домрой, баяном – любимыми инструментами татарского народа.

Звучали в этот день печальные и нежные звуки дудука. Тажм Эди, профессор и исполнитель на традиционных инструментах из Сербии, восхитил зрителей игрой на этом необычном инструменте.

Людей разных национальностей с разными языками и традициями объединила в этот день музыка, язык которой понятен каждому.

 Ботагоз АЖАРБАЕВА,

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Кызылординские вести / Первая полоса 21 сентябрь 2019 г. 617 0