Десять лет назад в конце мая был уложен первый асфальт на строительстве автобана «Западная Европа - Западный Китай» в нашей области. С тех пор эти дороги – неотъемлемая часть нашей жизни. Этот международный транспортный коридор проходит через города Актобе, Кызылорду, Шымкент, Тараз, Хоргос. В свое время довелось освещать на страницах газеты строительство этой трассы. Так что, есть что вспомнить…
Генеральными подрядчиками по лотам Кызылординской области, как известно были признаны тогда иностранные компании – «Тодини Коструциони Дженерали С.п.А., «Салини Конструттори С.П.А., «Импреза С.П.А.» и ТОО совместное предприятие «Аккорд Окан». В качестве субподрядчиков выступали, в основном, казахстанские предприятия. Например, отрезок дороги от аула Майлытогай до сельского округа Тонкерис Шиелийского района (1877-1947 километры) трассы «Самара – Шымкент» строило ТОО «Казсевавтодор» из Астаны. Тысячи безработных жителей области благодаря этому проекту получили здесь работу.
Многие наши земляки и, что особенно радует среди них было очень много молодежи, приобрели за эти годы востребованные на рынке труда профессии квалифицированных инженеров-дорожников, инженеров-геодезистов, машинистов агрегатов по укладке асфальтобетонных покрытий. Например, специалисты из «Казсевавтодора» в Кызылорде на краткосрочных курсах готовили тогда машинистов строительно-дорожных машин, Строительство дороги принесло так называемый мультипликативный эффект. В области пошли в гору гостиничный бизнес, сфера транспортных услуг, торговля ГСМ и продуктами питания.
На строительстве международного автобана работало более 8 тысяч кызылординцев. Благодаря этому проекту мощный импульс развития получили щебёночные заводы региона.
Например, в Шиелийском и Жанакорганском районах их сейчас четырнадцать. Ежегодно они выдавали более трех миллионов кубометров щебня, в карьерах добыто, перевезено и уложено в дороги два с половиной миллиона кубометров песчано-гравийной смеси. Конечно, сейчас в связи с завершением строительства объемы сократились, но не будем забывать, что в планах, согласно программе «Нұрлы жол», —
вложение значительных инвестиций в завершение дороги «Кызылорда — Жезказган». Именно транспортный коридор из Китая в Европу придаёт особую значимость дороге на Жезказган. Теперь это не только наш короткий выход на Караганду, Астану, но и прямой выход этих регионов на международную трассу.
По территории Жанакорганского района проложены 110 километров международного автобана «Западная Европа −
Западный Китай». 67 километров дороги построил генеральный подрядчик «Тодини Конструкциони Дженерали С.п.А.», а 37 километров – компания «Сине Мидас
Строй».
Для обслуживания 110-километрового отрезка дороги в Жанакоргане создано новое предприятие — дорожно-эксплуатационный пункт, которое входит в состав АО НК «Казавтожол». Предприятие оснащено современной строительно-дорожной техникой, на работу приняты местные кадры. Руководитель предприятия Алибек Налибаев сообщил, что на сегодняшний день здесь трудятся 20 человек, есть дорожная и транспортная
техника.
Для обеспечения безопасности движения в зимнее время жанакорганские дорожники ежегодно готовят 1000 тонн технической соли и 2000 тонн песка. Словом, международный автобан, который построен благодаря инициативе Елбасы, работает на благо жителей региона.
Международный коридор «Западная Европа – Западный Китай» открыл большие возможности для развития в области малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, это объекты, которые оказывают сервисные услуги проезжающим
автомобилистам.
На кызылординском участке дороги протяженностью 812 километров сейчас работают 33 пункта сервисного обслуживания. Это гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания автомобилей, АЗС, предприятия общественного питания и другие. Общая сумма привлеченных инвестиций составила свыше 4 миллиардов тенге. Создано более 130 постоянных рабочих мест.
В восточной части поселка Шиели идет строительство комплекса придорожного сервиса по обслуживанию транзитно-пассажирского потока и в южных районах области. Проект, включенный в Региональную карту форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), осуществляет ТОО «Шиелі
сапаржайы».
Путешествие по памятным местам (Арыстан баба, Сыганак, Туркестан, Байконыр, Жанкент, озеро Камбаш) – это основа международного туризма. ТОО
«Шиелі сапаржайы» планирует предоставление услуг турагента по перевозке и обслуживанию туристов.
Строится здание из быстровозводимых конструкций рядом с автомагистралью «Западная Европа – Западный Китай». Здесь появятся мотель и ресторан, станция технического обслуживания, стоянка с твердым покрытием для грузовых и легковых автомобилей, магазины автомобильных запчастей и продуктовые, кассы и зал ожидания, медпункт, туристическое бюро, заправочная станция, пункт полиции, комната матери и ребенка. На объекте будет создано более 30 рабочих мест.
Поток автомобилей на международной трассе «Западная Европа – Западный Китай» на этом участке составляет 2750 единиц в сутки. Учитывая перспективы развития экономики юга области, эксперты ожидают, что грузопоток возрастет в ближайшие годы на 50 процентов, пассажиропоток – на 30 процентов.
Специалисты Шиелийского районного отдела промышленности, предпринимательства и туризма побывали на месте строительства придорожного комплекса и оценили инфраструктурную схему комплекса. Сейчас, правда, из-за финансовых трудностей строительство этого объекта временно приостановилось. Но сюда уже вложено немало денег, так что в интересах как инвестора, так и региона скорейшее завершение этого объекта.
Развивается придорожный сервис и в самом северном районе области. Идея построить сервисный комплекс пришла предпринимателю из Аральска Берику Жандаулетову – владельцу магазинов, АЗС и других объектов.
В строительство коммерсант вложил 200 миллионов тенге. Еще 60 миллионов взял в кредит через Фонд развития предпринимательства «Даму». В итоге в ноябре 2015 года на территории Аральского района у автотрассы появился новый придорожный комплекс «Ай-Жулдыз».
На первом этаже расположилось кафе, на втором – гостиница. Водители и пассажиры автомашин, следующих по автотрассе, имеют возможность помыться в душевой, вкусно пообедать в кафе и отдохнуть в гостинице.
Здесь же работает магазин, в котором, кроме товаров повседневного спроса, продуктов питания и напитков, можно купить и запасные части к автомашинам. Есть своя автозаправочная станция. В летнее время устанавливается юрта, в которой продают шубат, айран и другие напитки. Есть отдельные стоянки для грузовых и легковых автомобилей – всего до 70 машин.
В Жанакорганском районе вдоль международной трассы уже начали работать два значимых для региона объекта предпринимательства. На окраине райцентра создана аграрно-индустриальная зона «Жанакорган». Здесь на 159 гектарах, которые находятся на территориях поселковых округов Жанакорган, Шалкия и аульного округа Акуюк, жители района имеют возможность заниматься огородничеством, открыть перерабатывающие производства и логистические центры. Сюда подведена электроэнергия, решена проблема с поливной водой. Десять предпринимателей уже получили земельные участки и обеспечили работой 60 человек.
Второй объект – это рынок «Жайылма». Благодаря поддержке районных властей у трассы «Западная Европа – Западный Китай» появился оборудованный рынок, где крестьяне продают свою продукцию.
Импульс развитию придорожного предпринимательства дает и древнее городище Сыганак. Сейчас на границе Шиелийского и Жанакорганского районов действует придорожный универсальный комплекс «Сыганак», куда входят уютная гостиница, кафе, магазины, станция технического обслуживания автомобилей. Это, конечно, хорошо, но если в будущем в древнее городище Сыганак будет большой наплыв туристов, мест в этой гостинице уже не хватит.
Примеров тому, как вовлекает в свою орбиту местных предпринимателей международный автобан еще много. И этот процесс продолжается.
Максут ИБРАШЕВ
Фото Кирилла Денисова