«Познание Абая – это познание самого себя.
А знание себя, наряду с непрерывным развитием и образованием, дарует мудрость. Это и есть рецепт интеллектуальной нации.
В этой связи очевидно, что слова Абая должны стать ориентиром поколений...
Богатое наследие Абая служит формированию нового качества казахской нации. Его произведения помогают воспитать чувство патриотизма и любви к Родине, своему народу и земле в каждом молодом казахстанце.
Основные идеи хакима Абая нужно укреплять в сознании молодежи и превращать их в жизненное кредо.
Это один из главных шагов на пути к модернизации нации».
(Из статьи Президента страны Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке)
Олицетворяя ум и совесть своей эпохи, Абай стал достоянием прогрессивного человечества. С его именем связано демократическое развитие казахской общественной мысли и литературы начала XX века. Его творчество, являясь летописью его жизни и исповедью перед потомками, стало зеркалом казахского общества того времени, отразив основные противоречия той эпохи.
Первый Президент страны – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», отмечая, что «первым условием модернизации является сохранение своей культуры, собственного национального кода», четко обозначил, что «наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, одним словом, национальный дух должны вечно оставаться с нами» так же, как «мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха».
В этом году общественность Казахстана широко отмечает 175-летний юбилей великого поэта и мыслителя. Данью уважения к памяти Абая, признанием непреходящего значения его творческого наследия для последующих поколений стало внесение в календарь праздников и памятных дат Республики Казахстан Дня Абая. Он будет отмечаться 10 августа – в день его рождения. Соответствующее постановление было подписано Премьер-Министром страны Аскаром Маминым. В республике повсеместно проходят мероприятия, посвященные раскрытию феномена и творческого гения Абая, изучению наследия великого гуманиста и поборника знаний.
Творческое наследие Абая признал весь мир. Его произведения звучат на многих языках. Наследие великого казахского поэта – неотъемлемая часть мировой культуры, а его имя стоит в одном ряду с величайшими поэтами всех времен и народов.
Отмечая непреходящее значение Абая для всего тюркского мира, писатель Мустай Карим писал, «Абай был первым вестником, первым голосом казахской письменной поэзии... Он первый открыл нам душу казаха. Абай является вершиной не только национальной, но и мировой поэтической культуры. А вершины видны издалека и они всегда манят к себе. Диву даешься духовному кругозору, широте и глубине поэтического взора, мощности интеллекта Абая, ибо он был приобщен к культуре Востока и Запада».
В эпоху крутых перемен
«Человек – дитя своего времени», писал Абай. Годы его жизни совпали с одним из переломных моментов в истории казахского народа. Великому поэту судьбой было предначертано родиться в эпоху крутых перемен, когда рушились существовавшие в степи на протяжении веков старые феодально-патриархальные устои, а на смену им пришли насильственно насаждаемые принципы колониальной политики. Старые порядки уже не действовали, а новые, устанавливаемые имперской политикой царизма, еще не совсем вошли в свою силу.
Эпоха Абая была полна драматизма и противоречий, – менялся сложившийся в течение тысячелетий уклад кочевой культуры, в пришедшем ему на смену новом уставе жизни многое было чуждо и непонятно степнякам. Это было время, когда беззаконие и смута в степи достигли своего апогея. Казахская степь была поделена на губернии и уезды. Согласно новому Положению 1868 года по управлению Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями, подписанному Александром II, руководить местным населением доверили волостным управителям – ага-султанам, избиравшимся на три года. Между родами шла жесточайшая борьба за выдвижение в волостные правители кандидата из числа своих сородичей. Именно в это сложное и противоречивое время на исторической сцене появился Абай.
Он родился в семье последнего ага-султана степи Кунанбая Оскенбаева. Род Абая принадлежал к восточной ветви многочисленного и сильного племени аргын – тобыкты. Их родовые земли – предгорья горы Шынгыстау. К моменту рождения Абая эта территория, находясь под управлением Российской империи, относилась к Западно-Сибирской губернии, ныне – Восточный Казахстан.
В канун рождения сына Кунанбаю явился во сне мудрый Анет баба, советник Тауке хана, который предсказал появление мальчика, которому судьбой начертано стать великим. Отец назвал сына Ибрагимом, а бабушка Зере наградила любимого внука ласкательным прозвищем Абай, что означало «осторожный», «осмотрительный».
С детства окруженный любовью и лаской, согретый теплом двух незаурядных женщин – бабушки Зере и матери Улжан –
он с детства впитал в себя открытость и доброту, отзывчивость и восприимчивость к чужому горю. Он рос не по годам вдумчивым и рассудительным, не любил шумных игр и праздного веселья. Ему больше по душе были занятия умственные. Дивные звуки окружающего мира достигали чуткого уха мальчика через живое и теплое человеческое общение. Дитя степи, он впитал в себя с молоком матери большую любовь к народной музыке.
Поэтический дар Абая был взращен в атмосфере родной казахской речи, усыпанной пословицами и поговорками, детскими считалками и поминальными песнями. Меткое народное слово присутствовало везде, начиная с состязания степных златоустов и импровизаций жырау и акынов.
Мать Абая Улжан, женщина добрая и умная, происходила из богатого и знатного рода шаншар, славившегося знаменитыми акынами и певцами. Прадедом Улжан был Бертис би, которого отличали красноречие, ораторский талант, мудрость и умение решать сложные споры между родами. Братья матери Контай и Тонтай выделялись особым пристрастием к поэтической импровизации. Такие качества великого поэта, как остроумие, способность метко, иногда с присущим ему сарказмом высмеять людские пороки, унаследованы им от нагашы по материнской линии. Улжан тоже обладала прекрасным чувством юмора и отличалась красноречием и меткостью слова, была талантливой рассказчицей и знала наизусть большое количество жыров и айтысов. Не обученная грамоте, она бережно хранила их в своей памяти, что удивляло и восхищало Абая.
На раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям повлияла и бабушка Зере, к которой внук был сильно привязан. С нежностью относясь к Абаю, она раскрывала перед ним богатства устного творчества, лелея и будоража воображение мальчика. Бабушку Зере отличали добросердечие и тонкое восприятие окружающего мира. Большой знаток народной поэзии, она стала его первым воспитателем и учителем.
Не менее благотворным было влияние на Абая отца. На генном уровне он унаследовал от него незаурядный ум, прекрасную память и высокую одаренность. «Судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые», писал ссыльный поляк Адольф Янушкевич, не раз гостивший в гостеприимном доме ага-султана Кунанбая Оскенбаева. В романе «Путь Абая» Кунанбай предстает совсем другим – жестоким властителем и деспотом, притесняющим враждебные ему роды. Надо учесть, что Мухтар Ауэзов, создавая роман-эпопею об Абае, был загнан в жесткие рамки советской партийной цензуры. Как пишут исследователи творчества М.Ауэзова, писателю пришлось четырежды переиздавать роман, внося поправки и дополнения, чтобы соответствовать коммунистической идеологии. Создавая образ Кунанбая, писатель был вынужден сгустить краски и показать его этаким степным феодалом, беспощадным и несправедливым, не терпящим возражений, суровым не только по отношению к окружающим, но и к собственным детям. В романе Абай и его отец предстают непримиримыми идейными врагами.
Сам писатель на склоне лет говорил, что он в долгу перед Кунанбаем. Бий и волостной правитель, ага-султан Каркаралинского уезда, Кунанбай относился к степной аристократии и был человеком могущественным и знатным и пользовался непререкаемым авторитетом в степи. Сторонник старинных казахских обычаев, он строго придерживался устава сибирских казахов царского правительства, а также с почтением относился к нормам шариата. Опираясь на исконные традиции, в спорах враждующих сторон он выносил справедливые и мудрые решения и считал, что только такое правление – залог порядка и процветания во вверенных ему родах.
Воспитанный в патриархальной среде, в традициях почитания старших, Абай с благоговением и большим уважением относился к отцу. Восхищенный его талантом, умением управлять людьми, Абай сравнивал его с великим полководцем Александром Македонским и другими выдающимися личностями. В реальной жизни ни о каком противостоянии между отцом и сыном не было и речи. Абай всегда следовал наставлениям и заветам отца. Между тем, истинное отношение М.Ауэзова к Кунанбаю пытливый и вдумчивый читатель мог прочитать между строк. Писатель в романе делает акцент на сильных сторонах Кунанбая – его незаурядном уме, авторитете, грамотности, могуществе.
Среди всех своих сыновей Кунанбай особо выделял Абая и возлагал на него большие надежды. После домашнего обучения –
для этого был приглашен мулла из города – отец отвез сына в Семипалатинск, где определил на учебу в медресе Ахмета Ризы, где он познал основы арифметики, географии, истории, исламского права, освоил восточные языки – персидский, арабский, турецкий и познакомился с величайшими классиками Востока – Низами, Навои, Фирдоуси, Физули. После окончания медресе Абай получает трехмесячное образование в русской школе.
Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, отец начал привлекать его к участию в судебных разбирательствах и советах старейшин. Таким образом, он исподволь приобщал его к управлению родом, видя в нем будущего наследника и продолжателя его дела.
Перед юным Абаем во всей своей ужасающей обыденности обнажились все противоречия и проблемы общества, в котором он жил, – кумовство, взяточничество, лицемерие, несправедливость. Его глубоко печалили царившие в казахской степи неграмотность, бесправие бедноты, тяжелая женская доля и другие негативные стороны действительности.
Великий в мудрости своей
До Абая поэтов в казахской степи было не счесть. Яркими представителями народного поэтического творчества, властителями народных дум были акыны и жырау, салы и сери. Будучи глубоко одаренными личностями, обладавшими незаурядными импровизаторскими способностями, они сочетали в себе одновременно дар рассказчика, актера, певца, музыканта. Но не владея письменной традицией, величайшие образцы народного поэтического искусства они передавали в устной форме. При всей своей уникальности искусство импровизаторства, учитывая всю его важность для кочевых народов, все же больше схоже с ораторским искусством. Абай стал первым, кто свои сокровенные мысли и чаяния отразил в письменной форме. При этом он с присущей ему шутливостью признавался:
«Песня – болтлива, вверил ей тайну зря».
Еще учась в медресе в Семипалатинске, Абай впитал в себя культуру Востока и стал первым, кто осуществил синтез поэзии Запада и Востока, связав прошлое с настоящим. Он занялся переводами – произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова. И достиг на этом поприще самых высоких вершин. Благодаря ему на языке родного ему народа заговорили Татьяна и Онегин Пушкина. Впервые в истории казахской литературы он создал эпистолярный роман. В казахской среде обмен влюбленных стихами не был чем-то необычным, и потому «Письмо Татьяны к Онегину» стало понятным и близким казахской молодежи.
«О, казахи мои, мой бедный народ!
Жестким усом небритым прикрыл тырот.
Кровь – на правой щеке, на левой – жир...
Где же правда? Твой разум не разберет»
В этих строках выражены думы и переживания о родном народе, боль за его судьбу.
Сделав объектом изображения свой внутренний мир, раскрыв свои душевные переживания, Абай стал основателем лирического жанра в казахской поэзии. «В своей поэзии он раскрывает самую душу человека», его «сокровенные мысли и чувства, о которых так мало было рассказано до него в поэмах и песнях, раскрывавших, главным образом, внешнюю сторону бытия», писал Мухтар Ауэзов. Он первый открыл внутренний мир казаха, его душевные переживания и чаяния.
Выступая посредником в спорах, Абай демонстрирует недюжинный ум и ораторский талант и соплеменники перестают воспринимать его как неопытного юнца. К двадцати годам Абай завоевывает признание, его авторитет непререкаем. В 1885 году Абай в местности Кара-Мола был избран тобе-бием, главным судьей в спорах между представителями уездов, в этом качестве он принимает активное участие в составлении нового закона, состоящего из 74 параграфов и представлявшего свод законов и обычаев казахской степи. Он был принят на чрезвычайном съезде, в котором приняли участие около ста биев ряда уездов Семипалатинской губернии.
Честный и справедливый, он всегда выступал на стороне обиженных и обездоленных. Простой народ видел в нем своего защитника, но многие представители знати ненавидели его. Подтверждение тому – нападение на Абая в Мукурской волости в урочище Кос-Жибек Семипалатинского уезда. Он ехал, чтобы вершить суд по установлению границ между двумя волостями – Мукурской и Чингизской. Старшина рода мукурцев Мусажан Акимгожин подослал людей и приказал убить судью. Абая стащили с коня, повалили на землю и стали избивать. Тогда ему чудом удалось остаться в живых благодаря вовремя подоспевшему уездному начальству. В окровавленном мужчине они узнали Абая, слава о котором гремела по всему Семиречью. В разодранной одежде, окровавленный и избитый, раздавленный физически, он сохранял внешнеее спокойствие, но в душе его бушевала буря.
Кто несчастней меня живет,
Пусть услышит меня народ,
Кому нужно слово мое,
Тот пусть его и возьмет.
Много вас, но не каждый казах
Разобраться способен в стихах,
Ни познаний у вас, ни ума
Вам волками бы рыскать в степях
Так сетовал Абай, обращаясь к своим соплеменникам.
Всей силой своего творчества Абай боролся с невеждами, которые сумели, используя хитрость и ловкость, добиться власти и стали причиной упадка нравов, деградации общественной морали. Он боролся с бесстыдством степных феодалов, которые обладали властью, но не имели «ни светлого ума, ни доброй воли в сердце своем». Алчность и невежество волостных правителей и биев, не способных различать, где добро, а где зло, ввергали Абая в печаль и грусть. Тонкая, чувствительная, мятежная, открытая людям душa Абая жила и творила в атмосфере глухой вражды, удушья, непонимания и невежества. Он вступил в единоборство с тяжкими пороками общества. Он ищет путь, который вывел бы народ из мрака невежества в обетованный мир свободы. Побывав на должности волостного, Абай понимает, что изменить нравы степи можно только просвещением, нравственностью и духовностью.
Нравственный идеал поэта
Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности («Толық адам»). По мнению Абая, зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце, воля. Одна из загадок Абая состоит в удивительном единстве и гармонии в нем, казалось бы, противоположных черт и сторон. Он с уважением относился к богатству, говорил, что оно создает условия для развития человека. И в то же время всегда выступал на стороне народа, отстаивая его интересы. Он считал, что бедность противоречит назначению человека и сумел соединить в себе любовь к людям с суровой правдой. Абай глубоко верил в науку, что не противоречило его искренней вере в бога.
«Слова назидания» Абая в языке первоисточника звучат как «қара сөздер». Слову «қара» у казахского народа принадлежит особый, глубинный смысл. Это и «қара шаңырақ» – родовое гнездо, отчий дом, «қара қылыш» – меч победы, «қара сөз» – это слова, не просто слова, а назидание потомкам.
Он подвергал резкой критике образ жизни казахов. Но, глубоко любя свой народ, он обличал те негативные явления, которые тормозили его развитие.
«В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками: «Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть, при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, каждого куста пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт».
При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их: «Ногай верблюда боится, верхом на коне устает, пешком идет – отдыхает, и беглые, и солдаты, и торговцы из ногаев».
Рыжеголовый урус, этому стоит завидеть аул, как скачет к нему сломя голову, позволяет себе все, что на ум взбредет, требует «узун-кулака» показать, верит всему, что ни скажут» – говорили они о русских.
«Бог мой! – думал я тогда с гордостью,– оказывается, не найти на свете народа достойнее и благороднее казаха!».
Теперь вижу – нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут...
Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.
Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое пропитание... Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет...», – писал с горечью о казахах Абай в «Словах назидания».
Он призывал народ к земледелию, к оседлости. Как знать, если бы наш народ внял призывам Абая, возможно, ему удалось бы избежать губительных последствий голодомора 30-х годов прошлого столетия, когда в результате массового уничтожения скота погибла треть населения Казахстана. Он видел сквозь века, предугадал ход истории. Но дело Абая не прошло даром, на его идеалах выросло целое поколение передовой казахской интеллигенции, которое стало цветом нации и именами которых мы сегодня гордимся.
Душа с мелодией слилась
Песни Абая «Айттым сәлем, Қаламқас» («Шлю, тонкобровая, привет»), «Көзімнің қарасы» («Зрачок глаз моих») стали шедеврами любовной лирики. Они относятся к раннему творчеству поэта и созвучны по теме, идее и настроению.
Первая юношеская любовь Абая – Тогжан, дочь Суюндика из рода Бокенши. Он был юн, полон надежд и мечтаний. Это была его первая любовь. Ее образ очень ярко предстал в романе Мухтара Ауэзова. Абай не в силах был оторвать глаз, он смотрел на нее восторженно и молчал. Но он был сосватан, его нареченная – дочь влиятельного бия Алшынбая, внучка самого Толе би. Слияние двух могущественных родов было очень важно, и Абай выполняет волю отца и едет за своей нареченной, так как понимает значение этого брака. Алшынбай, отец его нареченной невесты Дильды, был другом его отца Кунанбая и объединение двух могущественных родов имело большое значение и Абай подчинился. Дильда безропотно приняла свою судьбу, став женой нелюбимого, хотя в степи это было обычным явлением.
«Ко времени отъезда Абай и Дильда успели привыкнуть к друг другу. Временами они даже шутили и смеялись. Дильда казалась Абаю привлекательной и даже красивой, она тоже приценивалась к его нраву, но их не влекло друг к другу, сердцем они оба оставались к друг другу холодны.
У Абая был еще один вынужденный брак – он женился на Ерекежан, вдове своего умершего брата, по закону аменгерства.
В восторженном лирическом монологе «Айттым сәлем, Қаламқас» звучат грусть и сожаление. В нем поэт выразил большое и светлое чувство, которое сопровождало его в течение всей жизни. Песня была посвящена его первой любви Тогжан. В ту эпоху, когда строго соблюдались вековые феодальные устои, Абаю и Тогжан трудно было добиться признания своих чувств. Судьбе не угодно было соединить Абая с Тогжан, и поэт увековечил свое чувство к ней в напевах домбры и задушевных словах. Песня покоряет своей нежностью и целомудренностью чувств:
Шлю, тонкобровая, привет!
Похожей не было и нет!
Когда тоскую по тебе,
Мне слёзы затмевают свет.
Ты лучше всех. За сотни лет
Подобной не был мир согрет.
Случайно в одном из аулов, в котором путники остановились на ночлег, чуткое ухо поэта уловило звуки песни, доносящейся из соседней юрты. Когда Абай увидел исполнительницу песни, он застыл от неожиданности – это была вылитая Тогжан, его первая любовь. А подлинное ее имя было Шукиман. Она была дочерью Букея из рода Мамай. В душе Абая вспыхнуло большое и светлое чувство. В романе «Путь Абая» М.Ауэзов так описывал то состояние Абая: «Он весь в лучах света, счастье переполняет его. Одно только понимает он – взошло его солнце. Вот оно – подлинное счастье. Оно вернулось, его счастье, которое он считал безвозвратно потерянным...».
Абай и идеи Алаша
Проповедниками и продолжателями идей Абая стали деятели Алаш. Его страдания не прошли даром. На его учении выросло новое поколение казахской интеллигенции, неся людям свет правды и справедливости. Это его племянник Шакарим, сын его брата Кудайберды от старшей жены Кунанбая Кунке, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие последователи партии Алаш – последователи его идей и его ученики. Алаш орда – это зеркальное отражение идей Абая, не будь его, это движение не могло бы состояться.
Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности («Толық адам»). По мнению Абая, зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце, воля. Как родоначальник новой казахской письменной поэзии, Абай во многом был первым. Он первый из казахских поэтов заговорил о труде и о людях труда. И это в те времена, когда в степи превыше всего ставились обычаи и нравы богатой и праздной аульной аристократии. Свои надежды Абай возлагал на талантливую молодежь, у которой «души глаза открыты», и которая стремится к познанию.
Активной и плодотворной была его жизнь. Поэт ратовал за просвещение своего народа, печалился о его доле и служил ему до последних дней своей жизни. Абай умер в июне 1904 года, не дожив до шестидесяти лет. По выражению М. Ауэзова, он покинул мир, сломленный «мраком невежества, покрывавшим степи».
Отмечая непреходящее значение Абая, Первый Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев писал, «...нам, откровенно говоря, не стоит искать обоснования наших добрых начинаний где-то извне. Все находим у Абая. На его завете «Люби, мой брат, все человечество» зиждется не просто философия существования, а основополагающий принцип всечеловеческого единства и братства. ...Мир Абая – наша путеводная звезда».
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |