Значимым событием в культурной жизни региона стала состоявшаяся в конце прошлой недели на сцене областного академического музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова премьера оперы «Абай» композиторов Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди.
Надо отметить, что для кызылординских мастеров классического пения это был первый опыт постановки оперного произведения. И не случайно, выбор пал на шедевр отечественной музыкальной классики – оперу «Абай», чье 175-летие в этом году отмечается в Казахстане.
Впервые опера была поставлена на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в декабре 1944 года. Шла последняя военная зима, а в Алма-Ате в спешном порядке проводились репетиции оперы. Она была написана на основе либретто Мухтара Ауэзова, посвятившего свою литературную деятельность изучению жизни и творчества Абая. В целом, литературный текст в оперном жанре должен отличаться лаконичностью и сжатостью. С этой задачей успешно справился Мухтар Ауэзов, уже имевший опыт создания драматических произведений. Как известно, до этого им были написаны либретто к первым казахским театральным постановкам «Айман-Шолпан», «Еңлік-Кебек», «Қаракөз» и другим.
Когда А.Жубанов только приступил к работе над произведением, уже была объявлена дата премьеры. И, понимая, что один он не успеет, композитор пригласил Латифа Хамиди. Работа шла очень напряженно – еще не успели просохнуть чернила на нотных листах, а их уже раздавали исполнителям партий для заучивания. В результате великолепного тандема двух прославленных мэтров отечественной музыки на свет появилась опера, ставшая началом нового этапа в музыкальной культуре республики и положившая начало формированию казахского оперного искусства.
Ее первым режиссером-постановщиком тогда выступил Курманбек Жандарбеков, а первым исполнителем роли Абая стал Ришат Абдуллин, а позже Ермек Серкебаев, Гафиз Есимов, а партию Ажар исполнила блистательная Куляш Байсеитова. Позже главные роли исполняли ведущие оперные певцы республики Шабал Бейсекова, Роза Жаманова, Байгали Досымжанов, Нариман Каражигитов, Алибек Днишев, Сундет Байгожин, Майра Мухамедкызы.
Песни «Беташар», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Ұзын қайың», «Сегіз аяқ», «Қараңғы түнде», «Көзімнің қарасы» и другие сделали оперу одной из любимых казахским народом. По давней традиции, именно этой оперой ежегодно начинает свой театральный сезон Государственный академический театр оперы и балета, а также все другие отечественные театры, названные именем Абая.
В 1958 году А. Жубанов и Л. Хамиди внесли в произведение ряд изменений. И в этом переработанном виде она была представлена в 1958 году на декаде казахстанского искусства в Москве. Между тем, опера «Абай» стала визитной карточкой Казахстана на международной арене. Благодаря казахстанским музыкантам с мировым именем она не раз восхищала притязательную публику признанных культурных столиц Европы и мира. Одну из успешных постановок оперы в современной интепретации осуществил правнук Ахмета Жубанова – талантливый казахстанский композитор, заслуженный деятель Казахстана Алан Бурибаев. Благодаря ему нетленное произведение, посвященное великому сыну казахского народа, прозвучало в 2012 году на немецком языке в Германии на сцене южнотюрингской оперы Мангеймского театра. В 1986 году опера была поставлена в Берлине и Дрездене. В июне 2014-го года государственный академический театр оперы и балета представил оперу в постановке итальянских режиссеров, хореографов и костюмеров. Новой версии оперы рукоплескали в Париже, Афинах, странах постсоветского пространства.
Произведение отображает важнейший этап исторического прошлого народа, его горе и страдания, подлинную трагедию ушедшей эпохи, лучшие качества человеческой души: любовь, совесть, красоту, человеколюбие и гуманизм. Содержательны и глубоко правдивы образы персонажей. Раскрывая многогранную деятельность Абая, опера показывает жизнь поэта-борца, новые грани глубоко одаренной личности, вступившей в конфликт с окружающей действительностью и опередившей свою эпоху. На примере жизни Айдара и Ажар в опере показана трагедия казахской молодежи XIX века.
Выдающееся произведение казахской классики воплотил на кызылординской сцене режиссер театра оперы и балета города Шымкента, обладатель знака «Деятель культуры» Кайрат Кулыншаков. Партии Айдара и Ажар исполнили солисты областной филармонии Айдос Иманжаппаров и Гулназ Нагашыбай. В постановке задействовано около 100 человек – кроме артистов областного академического театра и областной филармонии, в ней принял участие хор кызылординского музыкального колледжа имени Казангапа.
Постановка состоялась в сопровождении камерного оркестра под руководством дирижера, обладателя знака «Деятель культуры», кавалера ордена «Құрмет» Кеулимжая Ботабаева.
Подлинным украшением произведения стали массовые сцены. Прекрасные голоса, живое исполнение, колоритные красочные костюмы – все это произвело на зрителей большое впечатление. Жаль, что в связи с карантинными мерами премьеру смогло посмотреть ограниченное количество людей. В противном случае полный аншлаг был бы обеспечен.
В целом, с начала года в области проведены масштабные мероприятия в честь юбилея великого поэта. Среди них – спектакль областного театра имени Н. Бекежанова «Абай» по одноименной пьесе драмматурга Е. Толеубая, республиканский айтыс акынов «Абай жолымен» –
«Дорогой Абая». Кызылординцы и гости города ознакомились с передвижной выставкой государственного музея-заповедника Абая «Жидебай-Бөрілі» из Семея, состоялись республиканская онлайн-конференция «Абай мұрасының ұлттық әдебиет пен мәдениеттегі маңыздылығы» – «Значимость наследия Абая в национальной культуре и литературе», виртуальная книжная выставка, конкурс-концерт исполнителей песен Абая.
В связи с введенными в стране карантинными мерами жители смогли посмотреть оперу по телевизору на местном телеканале «Qyzylorda», а также в социальной сети на канале «Сыр шаңырағы» в Youtube.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |