• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГЛАВНЫЙ ИТОГ ПОЛУГОДИЯ: ВСЕ, ЧТО НАМЕЧЕНО, ВЫПОЛНЯЕТСЯ

ВЫСТУПЛЕНИЕ АКИМА ОБЛАСТИ КРЫМБЕКА КУШЕРБАЕВА НА XIV СЕССИИ ОБЛАСТНОГО МАСЛИХАТА
Уважаемые депутаты, коллеги!
Сегодня мы подводим итоги первого полугодия текущего года. С какими результатами мы подошли к его второй половине, над чем сейчас работаем, какие проблемы пытаемся решить...
В феврале, как вы знаете, был принят План действий акима области на 2017 год, который предусматривает реализацию 310 пунктов. Все пункты, срок исполнения которых запланирован на первое полугодие – реализованы, остальные – на исполнении.
В целом первую половину года, на мой взгляд, мы прошли неплохо. Практически по всем показателям социально-экономического развития обеспечена положительная динамика. Исключение – показатель добычи нефти и соответственно объем производства промышленной продукции. Но причины тут объективные –естественное снижение объемов добычи нефти. Вы об этом знаете. К сожалению, на этот показатель мы никак повлиять не можем. Прогноз на 2017 год – 6,8 млн.тонн – на 840 тыс.тонн меньше, чем в 2016 г. и на 4,2 млн.тонн – чем добывалось еще 4 года назад. Практически, это сопоставимо с годовым объемом добычи нефти соседней Актюбинской области. С начала т.г. мы уже не добираем 450 тыс.тонн. Ситуация связана с уровнем содержания воды в составе нефти и низкой, неустойчивой ее ценой.
О масштабах потерь и влиянии нефтяной отрасли на экономику можно судить по отчислениям в Национальный фонд страны. Еще в 2013 году в копилку государства Кызылординской областью было перечислено почти 500 млрд.тенге, а с начала текущего года – всего 58 млрд.тенге.
В этой связи мы просили Правительство ускорить вопрос продления сроков контрактов, предоставления права разведки для новых месторождений и увеличения объема нефти на экспорт. Ставился также вопрос несокращения добычи урана в регионе.
Эти вопросы мы поднимали и в ходе рабочего визита Премьера-Министра Б. Сагинтаева в область 28 июня.
В этой связи надеемся на исполнение протокольных поручений Правительства (Б.А. Сагинтаева и А.У. Мамина), поскольку рост промышленной продукции напрямую связан с положительным решением этих вопросов.
Одновременно, в рамках Третьей модернизации Казахстана принимаем меры по техническому перевооружению базовых отраслей, повышению уровня производительности труда, развитию конкурентоспособных экспортных производств.
Как результат, объем производства в обрабатывающем секторе с начала т.г. возрос на 9,4%, а если сравнивать с 2013 годом – то более чем в полтора раза (151,2%). Для сравнения – по РК темп роста за этот же период составил менее 8%. При этом доля несырьевого сектора в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) за 4 года возросла в 3 раза.
Не менее важно и технологическое развитие. К примеру, благодаря внедрению новейшей испанской технологии экспорт продукции АО «Арал тұз» на сегодня увеличен в 40 раз! За последние два года предприятие завоевало 12% российского рынка пищевой соли.
Продолжается работа над реализацией и других важных для региона проектов.
В текущем году мы планируем ввести в эксплуатацию 2 экспортоориентированных производства: предприятие по производству триокиси молибдена и стекольный завод.
На молибденовом заводе уже проводятся испытательные работы первой линии технологического оборудования. Основной объем экспорта продукции планируем в Японию. К концу года окончательно введем производство. Параллельно идет работа по привлечению дополнительных средств на приобретение второй линии оборудования.
По стекольному заводу – несмотря на известные проблемы, 15 мая в рамках встреч Глав государств на международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине подписан меморандум между китайской компанией «Чайна Триумф» и ТОО «Orda Glass ltd» о завершении строительства завода уже в декабре т.г. А 28 июня, в рамках визита в область Премьер-Министра Б.Сагинтаева, подписан и договор подряда на завершение строительно-монтажных работ в текущем году. Практически 100% оборудования завода на строительную площадку уже поставлено и монтируется.
Кстати, китайские партнеры уже ставят вопрос о незамедлительном начале строительства второй очереди завода с высоким экспортным потенциалом по производству ультратонкого стекла для солнечных батарей, смартфонов и планшетов.
Вопрос строительства стекольного завода находится на «ручном управлении». Все, что зависит от нас, чтобы своевременно завершить строительство завода, мы делаем.
Строительство же завода по производству кальцинированной соды в городе Аральске планируется начать уже в конце текущего года. Старт строительства предполагался несколько раньше, но инициатором проекта было принято решение об увеличении мощности производства, в связи с чем вносятся соответствующие корректировки в проект. В результате, при незначительном увеличении объема финансирования (с 81 млрд.тенге до 87 млрд.тенге, всего на 7,4%) мощность проекта увеличивается с 200 до 300 тысяч тонн продукции в год или на 50%.
Это будет современный – единственный в республике завод, выпускающий кальцинированную соду, который покроет 75% всей потребности страны в этой продукции. На сегодня, к сожалению, – 100% рынка кальцинированной соды представлено импортной продукцией.
Кстати, принимая во внимание перспективность проекта, Премьер-Министром Б.Сагинтаевым было поддержано наше предложение о выделении в 2018 году из республиканского бюджета 3,5 млрд.тенге на подведение инфраструктуры к новому заводу.
В Шиелийском районе продолжается строительство завода по производству тампонажного цемента, широко используемого в нефтегазовой и урановой промышленности. В марте китайским инвестором проведен первый транш на сумму 7,5 млн.долларов США. В 2018 году, по графику, введем завод в эксплуатацию.
В рамках утвержденной Дорожной карты по развитию горно-металлургического комплекса ведется работа по 3 «якорным» проектам.
Завершив работы по реабилитации месторождения, мы уже практически приступили к строительству горнообогатительного комбината и газотурбинной электростанции на свинцово-цинковом месторождении Шалкия.
Соглашение о финансировании проекта на сумму 350 млн. долларов США между АО «Тау-Кен Самрук» и Европейским банком реконструкции и развития подписано. А 28 июня в рамках визита в область Премьер-Министра РК Б.Сагинтаева принципиально решен вопрос о разработке ТЭО строительства на месторождении гидрометаллургического завода.
В этом году предприятие планирует освоить порядка 45 млрд.тенге инвестиций и создать до конца года порядка 200 новых рабочих мест.
Уже с 2018 года ГОК сможет ежегодно перерабатывать до 2 млн.тонн, а к 2019 году – до 4 млн.тонн руды. Ввод в эксплуатацию только комбината позволит создать порядка 1500 новых рабочих мест.
Фактически, можно сказать, создается основа для развития химического кластера в Аральском районе и горно-металлургического – в Жанакорганском.
Что касается проекта по освоению ванадиевого месторождения Баласауыскандык, то, как вы знаете, в ноябре 2016 года с британской компанией было подписано соглашение о сотрудничестве в реализации инвестпроекта по автоклавной переработке черных сланцев. Принято решение о финансировании ІІ и ІІІ этапов проекта в размере 125 млн. долларов США. На сегодняшний день создано совместное с Великобританией предприятие, которое занимается реализацией проекта. Работы идут согласно графику.
К примеру, на Казахстанской фондовой бирже уже размещено 30 тыс.простых акций для формирования инвестпакета под строительство горно-металлургического комбината. Одновременно с Комитетом по инвестициям прорабатывается вопрос по получению инвестиционных преференций.
Кстати за 6 месяцев т.г. компания экспортировала в Тайвань  уже 80 тонн метаванадата
аммония.
Продолжается работа по достаточно сложному ферросплавному заводу. ТЭО проекта, вы знаете, разработано. В этом году, несмотря на финансовые сложности, мы получили одобрение Высшей научно-технической комиссии при Правительстве РК о выделении 3,2 млрд.тенге на организацию опытно-промышленных испытаний по проекту.
Теперь несколько слов по другим направлениям развития.
Надо сказать, что в этом году нам, наконец-то
удалось выйти на положительный вектор и по объему вложения инвестиций в экономику, и по объему строительных работ: 121% и 110% соответственно. С 2014 года (с начала кризиса) по этим показателям у нас наблюдалась ниспадающая тенденция.
Введено 268 тысяч квадратных метров жилья –
почти на 64% больше, чем за соответствующий период прошлого года. По объему жилищного строительства мы сегодня в четверке лидеров с городами Астана, Алматы и Мангистауской  
областью!
Надо отметить, что на 74% возрос и объем жилья, введенного самим населением. По этому можно судить в целом и о росте уровня жизни населения.
Кстати, в этом году мы завершили разработку проекта детальной планировки еще на 150 гектаров вдоль трассы «Кызылорда-Жезказган», что позволит построить собственное жилье еще 1200 семьям.
За счет государственных средств с начала текущего года введено 19 жилых домов на 980 квартир. Всего же до конца года мы планируем ввести 41 многоквартирный дом на 1809 квартир, 11 из которых – для слабозащищенных слоев населения (т.е. арендное жилье).
К слову, чтобы сделать кредитное жилье более доступным для населения, мы поднимаем сейчас вопрос о снижении первоначального взноса при выдаче кредитов АО «Жилстрой-сбербанк Казахстана» с 30% до 15%. Именно поэтому, в целях защиты интересов социально уязвимой части нашего населения, честно говоря, мы и придерживаем заселение построенного жилья.
Как известно, мы приступили к непосредственному освоению левобережной части города Кызылорды. Нас к этому подталкивает рост численности населения и уровень урбанизации. Уже возводятся первый микрорайон из 18-ти многоэтажных домов, детский сад, Центр обслуживания молодежи, студенческий городок университета «Болашак» и ряд других социально-культурных объектов.
В историческом здании центрального  исполнительного комитета Казахстана (КазЦИК), которое будет построено на левом берегу Сырдарьи, помимо музея разместится региональный Центр духовной модернизации, направленный на реализацию задач программной статьи  Главы государства.
Хочется подробней остановиться на одном из проектов. В его рамках на левом берегу будет построено новое здание молодежного ресурсного центра. Нынешнее после капитального ремонта, в основном, будет функционировать как Центр по работе с маргинальной молодежью, а новый будет заниматься вопросами разностороннего развития молодежи. То есть будут работать два молодежных центра, поскольку вопросам развития молодежной политики Глава государства придает приоритетное значение. Директора этих центров будут назначаться решением акима области.
Нужно отметить, что этноаул, открытый на мемориальном комплексе «Коркыт ата» в рамках международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», кроме туристов из других регионов страны, посетили граждане России, Голландии, Франции, Германии, Японии, Польши. Гости не только знакомятся с традициями и обычаями казахского народа, но и узнают много полезной информации о легендарном Коркыте. Это хорошая возможность представить другим государствам нашу область, землю Сыра, весь казахский народ.
Ведутся работы по разработке проектной документации строительства социальных и инфраструктурных объектов.
Начинаем работы по строительству инженерной инфраструктуры – по газо- и электроснабжению. А сегодня предусматриваем средства и на работы по водоснабжению и развитию транспортной инфраструктуры.
Другими словами – областной центр растет и развивается. И нам с вами выпала честь стать свидетелями рождения практически нового облика Кызылорды!
Устойчивый рост уже несколько лет подряд обеспечивается в сельском хозяйстве. С начала т.г. – на 2,2%.
Как вы знаете, для оценки конкурентных преимуществ сельскохозяйственного производства области мы провели комплексные маркетинговые исследования. Затем с учетом потенциала области разработали «Агрокарту» развития АПК до 2020 года, утвердили План ввода производственных мощностей на 2017-2020 годы.
Параллельно проводится работа по диверсификации аграрного сектора. Сейчас мы активно работаем над увеличением производства бахчевых, масличных культур, а также картофеля и овощей на промышленной основе.
В прошлом году впервые за многие годы  возобновили экспорт бахчевых, отправив за границу около 1 тысячи тонн продукции. В текущем году планируется отправить на экспорт уже порядка 2 тысяч тонн бахчевых. Работаем над идеей создания целого дынного кластера.
Основной экспорт на сегодня складывается из поставок на внешние рынки риса и рыбы. Только за последние 4 года экспорт риса увеличился на 28%, а рыбы – более чем в 8 раз.
Сейчас начинаем работу по переориентировке рынков сбыта риса, например, на Иран, который ежегодно импортирует порядка 3 млн. тонн крупы риса. При переходе на новые рынки сбыта рисоводство станет ключевой экспортной отраслью  АПК. В общем объеме экспорта продукции АПК рис будет занимать порядка 44%.
С выходом области из буферной зоны по ящуру открываются большие возможности по экспорту мяса и живого скота.
А для обеспечения экспорта мяса в текущем году планируем построить мясокомбинат, соответствующий международным стандартам.
Учитывая, что основная доля производства мяса, молока и бахчевых приходится на мелкие хозяйства, мы активно ведем работу по их кооперации.
На сегодня создано 64 сельскохозяйственных кооператива, которые объединили 1325 личных подсобных хозяйств.
Также разработана схема дислокации сервисно-заготовительных центров.
В целом, принятие мер, определенных «Агрокартой», должно обеспечить к 2020 году рост объемов валовой продукции сельского хозяйства в 2,4 раза или до 213 млрд. тенге (647 млн.долл.США), при этом есть возможность увеличения экспорта к 2020 году более, чем в 5 раз.
А для того, чтобы реализовать наши планы, в течение пяти ближайших лет нам необходимо ввести в оборот 188 тыс. га орошаемых земель, обеспеченных необходимым объемом воды.
Восстановление водохозяйственной инфраструктуры орошаемых земель – это еще одно важное направление нашей работы.
Буквально перед июльскими праздниками мы провели совещание по этому вопросу с участием акимов и водников.
Сегодня по Кызылординской области не используется четвертая часть орошаемых земель, которые пришли в упадок вследствие ухудшения инфраструктуры ирригации и дренажа.
Учитывая, что наш регион расположен в нижнем течении реки Сырдарьи, а потому полностью зависит от решений соседних государств, расположенных выше, возрождение ирригационных и дренажных систем приобретает стратегический характер.
В рамках второй фазы проекта «Усовершенствование ирригационных и дренажных
систем» (ПУИД-2), реализуемого по инициативе Министерства сельского хозяйства, мы завершили паспортизацию водохозяйственных объектов на 15 тыс.га Жалагашского района.
Сейчас ведем работу по передаче этих объектов в республиканскую собственность и параллельно над привлечением порядка 7 млрд. тенге инвестиций на восстановление ирригационных систем.
Одновременно проводим паспортизацию гидротехнических сооружений еще на 29 тыс. га орошаемых земель в Аральском, Казалинском, Кармакшинском, Сырдарьинском районах и в городе Кызылорде. Сегодня на ваше рассмотрение мы вынесли вопрос выделения еще 208 млн.тенге на завершение паспортизации водных объектов на этом участке для дальнейшей их передачи в республиканскую собственность.
Это даст нам возможность привлечь на их восстановление через международные финансовые организации порядка 13 млрд.тенге  
инвестиций.
Кроме того, в следующем году мы планируем начать реализацию третьей фазы проекта по усовершенствованию ирригационных и дренажных систем (ПУИД-3) на площади 144 тыс. гектаров. Всего же по Казахстану в рамках этого проекта Правительством планируется охватить 312 тыс.га земель в 4 областях. Благодаря тому, что областными структурами проведена необходимая целенаправленная работа, на долю Кызылординской области приходится почти 50% всех земель страны, планируемых к восстановлению в рамках проекта. Это хорошая основа для будущего.
Большая работа ведется по недопущению необоснованного роста уровня цен. На сегодняшний день индекс потребительских цен, в том числе на основные продукты питания, по области ниже, чем в среднем по стране. В целом, в нашем регионе самый низкий показатель уровня инфляции. Это в значительной степени благодаря эффективной организаторской работе наших структур, в том числе и Регионального стабилизационного фонда.
Однако надо ожидать, что повышение с 1 августа тарифа пассажирских перевозок на общественном транспорте в г.Кызылорде (с 70 тенге до 90 тенге – на полный билет) отразится на общем показателе инфляции. Но мы понимаем, что эта мера вынужденная. Стоимость топлива и запасных частей растет, а рентабельность городского автобусного парка и частных перевозчиков стремится к нулю. Аналогичная ситуация и в других регионах. Например, в Алматы – 156 тенге. Надеемся на понимание со стороны населения. При этом, не только сохранены, но и усилены меры поддержки социально уязвимых слоев населения. По возможности будут приняты меры по снижению тарифов. Например, с
1 августа тарифы на электроэнергию будут снижены на 5%.
Очень важно, что положительную динамику с ростом на 6% показывает розничный товаро-
оборот, что говорит о росте покупательской способности населения. В последние 2 года этот показатель у нас также  был «минусовым».
Положительные тенденции в экономике позволяют удерживать уровень безработицы в пределах 4,8%. Это даже несколько ниже, чем в среднем по республике.
В то же время мы, скажем так, со сдержанным оптимизмом относимся к этому результату, потому что впереди нас ждет большая работа.
Как вы знаете, с 1 июля  вступил в действие Закон об обязательном социальном медицинском страховании.
С 2018 года вводится новый формат оказания адресной социальной помощи, в связи с чем будут отменены спецгоспособия многодетным семьям, имеющим до 6 детей, и пособия на детей малообеспеченным семьям. Начинает работать пенсионная реформа.
Чтобы понять, какое число наших граждан находится в зоне социальной уязвимости, мы провели подворовой обход. И результат, надо сказать, вызывает определенную обеспокоенность – установлено свыше 120 тысяч граждан, не имеющих определенных доходов (из них 1,5 тысячи самозанятых, около 60 тысяч непродуктивно самозанятых, 51 тысяча незарегистрированных безработных граждан, 16 тысяч официальных безработных).
Подворовой обход показал, что из 20 тысяч семей, получающих специальное государственное пособие, только 40% с введением нового формата адресной социальной помощи не будут нуждаться в государственной поддержке.
Для многих же эти выплаты являются единственным источником дохода.  И понятно, что эта категория граждан, не имея  постоянного дохода, не будет заинтересована в регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с чем будет претендовать на получение статуса безработного. Таким образом, есть опасения, что уровень безработицы по нашей области возрастет до 33% (уверен, такие опасения есть и в других регионах).
Через развитие предпринимательства, через обучение и использование других активных форм содействия занятости, используя возможности всех государственных, отраслевых и регио-нальных программ, сегодня мы максимально стараемся вовлечь безработное и самозанятое население в продуктивную занятость.
Хорошие возможности в этом деле предоставляет Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. В этом году, вы знаете, в целях обеспечения еще большей доступности Программы государство не только увеличило размер кредита до 18 млн.тенге, но и предоставляет на безвозмездной основе по микрокредитам гарантию – до 85% для начинающих предпринимателей и до 50% – для действующих предпринимателей.
Развитие предпринимательства – это сегодня один из самых важных приоритетов. Это и экономический рост, и налоги, и хороший бюджет, и рабочие места, и общественно-политическая стабильность. Это самый эффективный способ сократить число социально уязвимых граждан.
Поэтому на рассмотрение Правительства мы вынесли вопрос о дополнительном выделении
2 млрд. тенге на микрокредитование.
Со своей стороны в целях снижения административных барьеров для бизнеса в феврале мы открыли Центр обслуживания предпринимателей, который оказывает услуги по выдаче разрешительных документов и технических условий к инженерным сетям по принципу «одного окна».
Сейчас работаем над переводом оказываемых ЦОПом услуг в электронный формат.
Принята Единая «Дорожная карта» по развитию массового предпринимательства в области, за реализацией которой установлены жесткий контроль и отчетность.
Утверждена специализация города, каждого района и сельского округа в разрезе отраслей экономики, мониторинг развития предпринимательства внедрен в базу Ситуационного центра.
Соответственно, все эти меры позволяют пополнить и доходную часть бюджета, и обеспечить отчисления в фонды пенсионный и страховой медицины.
Так как большинство из вас являются представителями бизнес-структур, призываю вас, уважаемые депутаты, мобилизоваться и направить свои усилия на развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест, особенно поддерживая начинающих бизнесменов.
Показатели развития малого, среднего и микробизнеса должны стать главными итоговыми показателями результатов нашей с вами совместной деятельности в текущем году.
Тем более с этого года, используя опыт Белгородской области Российской Федерации, мы начали активную работу по внедрению «Проектного управления» в качестве новой модели государственного управления. И уже поставили перед собой довольно амбициозную цель – войти в число лучших, подав заявку на участие в конкурсе стран СНГ «Проектный Олимп» с проектом «Управление проектом по развитию массового предпринимательства в Кызылординской области».  
Теперь, что касается бюджета.
По состоянию на 1 июля поступления налогов и платежей в консолидированный бюджет превысили прогнозные показатели.
Прогноз по республиканскому бюджету перевыполнен на 5,6%, по местному – на 9,5%. Это тоже показатель положительных тенденций в развитии экономики. Это дает нам возможность решать наиболее актуальные вопросы социального и инфраструктурного развития области.
На сегодняшний день объем бюджета области достиг 220 млрд. тенге – это более чем на 15,5 млрд.тенге больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Бюджет области сохраняет свою социальную направленность (137 млрд. тенге). По этому показателю в расчете на душу населения мы по-прежнему на первом месте, поскольку многие социальные проблемы копились годами.
Тем не менее, и здравоохранение, и образование всегда будут самыми приоритетными направлениями нашей работы.
В частности, в сфере среднего образования в августе полностью закрываем вопрос аварийных школ. Хотя это, как вы понимаете, было непросто, учитывая, что строить мы их начали, несмотря на кризис и катастрофическую нехватку бюджетных средств. 9 из 12 оставшихся аварийных школ мы ввели в мае, оставшиеся 3 – введем в преддверии начала нового учебного года в августе.
Продолжаем работу по повышению качества образования.
Вы знаете, мы целенаправленно в течение трех последних лет направляем выпускников школ на обучение в лучшие российские и отечественные вузы и колледжи.
Сегодня почти 400 наших выпускников за счет образовательных грантов Российской Федерации получают высшее образование в ведущих технических вузах России (гг. Москва и Санкт-Петербург).
Кроме того, в этом учебном году число талантливых детей из социально уязвимых семей, в основном из сельской местности, обучающихся в вузах страны по гранту акима, было доведено до 500 человек. Напомню, в прошлом году 95% выпускников школ поступили в вузы и колледжи, многие стали обладателями грантов. Это – хороший показатель!
О том, каковы результаты по поступлению наших выпускников в вузы и ссузы, в этом году мы пока не знаем. Но прогноз неплохой. Средний балл по итогам ЕНТ по пяти предметам составил 82,4 балла,  20% выпускников набрали свыше 100 баллов из 140 возможных. Уже на протяжении нескольких лет наша область входит в первую пятерку областей с наилучшими показателями ЕНТ.
К сожалению, есть и не преодолевшие пороговый уровень для поступления в высшие учебные заведения, т.е. набравшие не более 50 баллов. Таких у нас 147 человек, это 3,5% от числа сдававших ЕНТ. Это говорит о том, что не все проблемы в этой сфере решены, есть пробелы.                    
В любом случае со всеми детьми, которые не поступят в вузы или ссузы, которые не определятся с дальнейшими планами на жизнь, конечно же, будем работать персонально. С каждым! Нельзя допустить, чтобы они «потеряли» себя и пополнили ряды «маргинальной» молодежи.
По поручению Главы государства с сентября 2017 года запускается проект бесплатного профессионально-технического образования.
Бесплатной подготовкой (с учетом потребности рынка труда на основе разработанного нами баланса трудовых ресурсов) мы планируем охватить порядка 6 тысяч выпускников школ, самозанятых и безработных.
В сфере здравоохранения в текущем году сократились показатели общей смертности, смертности от болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований, снизилась смертность от туберкулеза.
Особенно радует, что младенческая смертность по сравнению с прошлым годом снижена на 47%, случаев материнской смертности вовсе не зафиксировано.
В рамках развития специализированной медицинской помощи на базе городской поликлиники №3 открыт городской центр амбулаторной хирургии, на базе областного медцентра – «Центр диабета».
Ведется строительство двух центральных районных больниц на 150 коек в поселке Айтеке би Казалинского района и в городе Аральске.
Уже в августе благодаря механизму госу-дарственно-частного партнерства начнет работать поликлиника на 400 посещений в смену в городе Кызылорде. Это один из двух проектов, по которым в текущем году были подписаны договоры ГЧП (первый проект – сервисное обслуживание физкультурно-оздоровительного комплекса «Тарлан» уже успешно работает).
Всего же в рамках государственно-частного партнерства на реализации находится 21 проект на сумму свыше 20 млрд. тенге, еще 6 – находятся в разработке.
Для дальнейшей актуализации сети здравоохранения разработан План модернизации объектов здравоохранения области на 2017-2019 годы, в рамках которого планируется строительство 79 объектов здравоохранения (38,2 млрд. тенге), при этом 76 объектов (21,5 млрд. тенге) предполагается построить за счет частных инвестиций и средств местного бюджета.
Вопрос же финансирования строительства трех крупных объектов здравоохранения – центральных районных больниц в Шиелийском (порядка 4,5 млрд. тенге) и Жалагашском (порядка 3,5 млрд. тенге) районах и областного онкологического центра в г.Кызылорде (порядка 10,4 млрд. тенге) – мы поставили перед Правительством, кроме того, он обсуждался в ходе  рабочего визита в регион Премьер-Министра и даны конкретные поручения.
Уважаемые депутаты! Пользуясь случаем, хочу проинформировать вас по вопросам, которые были подняты в ходе визита Премьер-Министра РК Б.Сагинтаева в Кызылординскую область, помимо тех, о которых я выше уже говорил.
Первое. Реализация второй фазы проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ-2).
Мы продолжаем придерживаться своей позиции в части финансирования данного проекта за счет республиканского бюджета, поскольку вопрос его финансирования через Всемирный банк уже несколько лет не находит своего  решения. Хотя, справедливости ради, следует отметить некоторые позитивные изменения в позиции Всемирного банка и соседних стран.
О значимости этого проекта для всего Приаралья говорим сегодня не только мы. Это подтвердили и участники первого Аральского Международного форума устойчивого развития, который прошел у нас в области в конце мая.
Об этом говорили и на III традиционном слете рыбаков Приаралья, прошедшем 1 июля на озере Камбаш на международном уровне. Могу сказать, есть уверенность, что при поддержке Правительства в текущем году мы все-таки приступим к реализации второй фазы проекта.
Второе. Строительство газопроводов-отводов от магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» с установкой АГРС и внутри-квартальных газораспеределительных сетей в трех оставшихся районных центрах (Жосалы, Жалагаш и Теренозек).
Мы уже говорили, что их газификация за счет АО «КазТрансГаз» приведет к росту тарифов на газ почти в два раза (с 19 000 до 40 000 тенге) за 1000 м3, а это дополнительная нагрузка на население, бюджетные организации и бизнес.
Поэтому мы настойчиво ставим вопрос о реализации этого проекта за счет республиканского бюджета.
Кстати, 3 июля введена в эксплуатацию высокотехнологичная газокомпрессорная станция «Караозек», которая позволит увеличить пропускную способность магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» до 10 млрд.м3
газа, а в перспективе – и до 15 млрд.м3  в год.
Более того, станция строилась с расчетом на предстоящую газификацию г.Астаны и северных регионов страны (проект «Сары-Арка»). Это масштабный стратегический проект. А для нас это еще и дополнительные инвестиции, и рабочие места. В настоящее время проект проходит государственную экспертизу.
Третье. Вопросы развития города Байконура.
12-13 июня в г.Байконуре состоялось 5-е  заседание Казахстанско-Российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур», в ходе которого был согласован проект Программы совместного развития города на 2017-2025 годы, механизм финансирования Казахстаном развития г.Байконура и другие вопросы. Итоги заседания 13 июня были подробно рассмотрены в г.Астане с участием российских коллег у Премьер-Министра РК Б.Сагинтаева. Ситуация доложена Главе государства.
В целом, вопросы совместного использования комплекса «Байконур» мы решаем в рамках межправкомиссии. Но есть и вопросы, решение которых не входит в компетенцию МПК и требует решения на правительственном уровне. В частности, как вы знаете, в последние годы правительство Российской Федерации значительно сократило финансирование города Байконура, особенно бюджет его развития. Поэтому мы подняли перед Правительством РК вопрос о выделении из республиканского бюджета целевых трансфертов на развитие города Байконура и вопрос строительства в городе доступного жилья, в том числе коммерческого. Договор аренды позволяет это сделать.
Кстати, в конце июня Европейский банк реконструкции и развития подписал с компанией «Самрук Казына Инвест» документ о намерениях софинансирования строительства в 130 километрах от г.Байконура  солнечной электростанции мощностью до 50 мВт. Производимая ею чистая энергия будет направлена потребителям области, включая город Кызылорду.
В целом, хочу сказать, что благодаря договоренностям Глав государств Н.А. Назарбаева и В.В. Путина мы стоим накануне серьезного прорыва в осуществлении совместных проектов на комплексе «Байконур». Речь идет не только о космосе, но и о создании совместных предприятий и проектов в различных отраслях экономики.
Очередной раунд рабочих встреч ожидается 19-20 июля в г.Москве.
Уважаемые депутаты, коллеги! Это основные итоги первого полугодия. По всем направлениям ведется необходимая работа. Но предстоит сделать, конечно же, еще больше.
В завершение хотел бы обратить ваше внимание на то, что в последнее время мы слишком часто видим в прессе информацию о фактах коррупции среди государственных чиновников и лиц, к ним приравненных, – руководителей государственных предприятий, должностных лиц и т.д. К сожалению, такие факты есть и в нашей области. Этот соблазн не обошел стороной некоторых наших чиновников.
Рассуждать долго на эту тему нет необходимости, не хочется говорить, насколько это беспринципно и аморально. Ситуация и без того всем понятна.
Считаю, что пришло время предъявлять претензии и к первым руководителям, в хозяйстве которых не все чисто, потому что за каждого своего подчиненного ответственность несет  руководитель, который его выдвигает.
Каждый факт коррупции должен стать основанием для рассмотрения ответственности или отставки не только чиновника, замешанного в этом, но и его непосредственного руководителя.
Возможно, такие жесткие меры в большинстве случаев будут пресекать попытки совершения противозаконных действий, и это не будет портить репутацию области и страны.
Поэтому призываю всех быть принципиальными в этом вопросе. Необходимую твердость в этом мы готовы проявить. Примите это как мое официальное заявление и очередное предупреждение. Желаю успехов в нашей общей работе.
Благодарю за внимание.


Кызылординские вести / Вторая полоса 15 июль 2017 г. 770 0