У КАЖДОГО СВОЯ ПРАВДА
Наталья ЧЕРНЕЙ
В Кызылорде в областной Палате предпринимателей состоялось обсуждение типового договора Кызылординского филиала АО «КазТранс-Газ Аймак» с юридическими лицами – потребителями газа.
Как отметил заместитель руководителя областной Палаты предпринимателей Галым Едигеев, в регионе филиал АО «КазТрансГаз Аймак» является поставщиком-монополистом газа. В договоре, заключаемом компанией с потребителями, имеется пункт об упущенной выгоде. Его суть заключается в фиксации конкретного объема, который покупатель должен израсходовать, иначе АО упускает свою выгоду, а за это потребитель должен понести ответственность – уплатить компенсацию в размере 10 процентов от заявленного объема газа. По этому поводу в Палату не раз обращались предприниматели области с просьбой прояснить ситуацию. И вот на диалоговой площадке Палаты собрались все заинтересованные в этом деле лица.
Обсуждение получилось жарким. Предприниматели недоумевали. Скажем, при заключении договоров они самостоятельно устанавливают примерный график по объему потребляемого газа. Но несмотря ни на какие причины, в том числе и объективные АО «Каз-
ТрансГаз Аймак» в соответствии с пунктом 8.1 договора реализации товарного газа требует возмещения суммы упущенной выгоды в размере 10% от стоимости невыбранного объема газа. Эти суммы исчисляются десятками и сотнями тысяч тенге ежемесячно. И предпринимателям это накладно.
По этому поводу разъяснение дала руководитель юридического отдела регионального филиала АО «КазТрансГаз Аймак» Карашаш Абжаппарова. Дело в том, что такие штрафы введены в регионе в 2016 году. Причем новая норма закреплена в договоре, который бизнесмены подписывали с монополистом. Все пункты составлены в соответсвии с Гражданским Кодексом РК. И объяснила, что если внимательно прочитать договор, то там черным по белому написано, как можно избежать эти штрафы. В частности, в том же договоре есть пункт 3.5, которым предусмотрены условия по корректировке месячных объемов.
Плюс к этому в приложении к договору оговоренно, что если до 15 числа следующего месяца от предпринимателя поступает обоснованная заявка, то есть это могут быть форс- мажор, плановые или аварийные остановки предприятия, тогда штрафы не начисляются. Все остальные причины считаются необоснованными.
Первый заместитель директора кызылординского филиала Бауржан Сейтмагамбетов, отметил, что в июне в филиал поступили 16 заявок от предпринимателей на корректировку и все они были приняты. Отказов не было.
– Бизнес есть бизнес, мы все понимаем и часто идем на встречу нашим предпринимателям, – пояснил он. – В то же время объемы потребления газа, которые заявляют предприниматели, мы передаем официальному оператору газа в Казахстане – АО «КазТрансГаз». Мы заявляем свой объем и убеждаем их, что именно этот объем газа необходим для нашего региона. Но потом выясняется, что предприниматели не потребили заявленное количество газа, а это, в свою очередь, создает трудности нам, поскольку возможности нашей системы не безграничны, у нас, к примеру, нет технических возможностей для хранения неиспользованного объема и потому нам приходится платить неустойку производителю. Поэтому мы бы хотели порекомендовать предпринимателям в своих заявках быть точными,
Наша позиция такова – мы хотим, чтобы нашим партнерам было выгодно с нами работать, а не вводить их в расходы. И потому, чтобы сохранить парнерские отношения, хотим порекомендовать предпринимателям в своих заявках быть точнее.