• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«НОВОЕ» ТЕПЛО ДЛЯ НОВОСТРОЕК И ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ГАРАНТИИ НА КАНАЛИЗАЦИЮ

Кирилл ДЕНИСОВ
Всё чаще на улицах Кызылорды из-за высоких темпов строительства и модернизации объектов ЖКХ возникают неудобства, которые в первую очередь не по душе водителям. Но не каждый задумывается, что все эти закрытые на время дороги, объезды, пыль, строительные материалы в центре города через короткое время становятся поводом для радости.
Недавно, возвращаясь домой после работы, увидел перекрытую улицу Демесинова от улицы Есенова до четырех новых многоэтажек, расположенных на набережной. На машине там проехать не получилось, поэтому вернулся пешком и с фотоаппаратом.
Оказалось, строительные работы по прокладке теплотрассы там ведет ТОО «Асанас-дар». Помимо этого, специалисты ТОО заняты прокладкой водопровода, о котором в «КВ» уже была публикация, на участке от улицы Садвакасова до улицы Желтоксан, а также строительством спортивного комплекса на левом берегу. Стоит отметить, что многие кызылординские компании сейчас работают на нескольких объектах, что говорит о росте профессионализма и развитии нашего строительства.
В том районе есть теплотрасса, трубы проложены от насосной станции по улице Есенова к спортивным объектам: комплексу «Евразия», Ледовому дворцу, центральному стадиону, спорткомплексу «Тарлан» и другим объектам. Но когда их прокладывали, никто не задумывался, что на площадке в два гектара вдоль набережной вырастет жилой квартал из четырех пятиэтажек на 230 квартир, которые возвели ТОО «Бак-Береке-2030», «Асар курылыс» и «Азия даму». Подключать к ним тепло от соседней многоэтажки и других объектов нельзя, потому что тепла, распределяющегося по трубам размером 200 мм, на всех не хватит. Новая теплотрасса протяженностью 1200 метров идет от жилого квартала по улице Демесинова и по улице Есетова до насосной станции.
Там работают восемьдесят человек из Кызылорды и районов. Заработная плата у них – от семидесяти тысяч тенге. Много молодых ребят, но есть и ветераны. Механизатор Болат Байнаев трудится на погрузчике почти сорок лет.
– Хорошо, когда знаешь, что ты трудишься на благо не одного поколения, – говорит он. – Современная техника значительно ускорила строительство, и хотя технология, в частности, по прокладке теплотрассы осталась прежней, работы выполняются быстрее, а, самое главное, качественнее.
На строительстве теплотрассы задействованы еще два погрузчика, трактор, несколько самосвалов и автокранов. Кстати, у водителей последних работа самая ответственная, так как крановщики укладывают двенадцатиметровые стальные трубы диаметром 325 мм в бетонные лотки.
Чтобы лучше понять, насколько это трудоемкий и длительный процесс, расскажу о нем подробнее. Асфальт на дорогах режут фрезой – машиной с вращающимся стальным лезвием, чтобы траншея получилась аккуратной и восстанавливать дорожное покрытие было легче. Ширина траншеи достигает четырех метров, а глубина – трех. Затем из нее откачивают грунтовые воды, которых рядом с Сырдарьей немало, и на песчаную подушку ставят лотки, в которые ложатся стальные трубы казахстанского производства. Железобетонные конструкции компания закупает у местного АО «Курылыс». Обязательно проводится антикоррозийная обработка труб, после чего они обматываются стекловатой и стеклотканью.
Только после этого их накрывают бетонной крышкой и засыпают полуметровым слоем грунта. Сверху идут двадцать сантиметров песка, песчано-гравийная смесь или щебень, потом укладывается асфальт. К слову, у ТОО есть асфальтоукладчик, и все эти работы компания выполняет сама. Соединяются трубы сваркой электродами, предназначенными для работ со сталью высокой прочности. Благодаря этому трубы пролежат в земле как минимум двадцать лет – это гарантийный срок от производителя, а за качество выполненных работ будет отвечать ТОО.
– На моем участке выполнены восемьдесят процентов всех работ, – рассказал Берик Дабылов, – строитель с двадцатилетним стажем, работающий в ТОО два года. – Сейчас мы поворачиваем с улицы Демесинова на улицу Есенова, где соединимся с другим участком.
Работы по прокладке теп-лотрассы будут закончены до середины октября, то есть к началу отопительного сезона. К двум новым трубам подключатся спортивные объекты, некоторые многоэтажки по улице Есенова. Но больше всех будут радоваться новоселы четырех пятиэтажек по улице Демесинова, потому что вместе с квартирами они получат и новую теплотрассу. Так что при покупке жилья в новом квартале сомнений насчет отопления уже не будет.
Что касается теплоснабжения других районов, стоит отметить, что в рамках инвестиционной программы по модернизации, реконструкции тепловых магистралей и КТЭЦ с 2015 по 2020 годы будут выполнены работы по обновлению, реконструкции основных фондов, снижению аварийности в сетях и улучшению качества предоставляемых услуг на шестнадцать миллиардов тенге.
Хорошие перемены ждут и жителей домов по улицам Ауэзова и Токмагамбетова. Так называемый «старый» центр Кызылорды, где расположены школы, Дом культуры, магазины, рестораны и другие социальные и культурные объекты, был в свое время основой города. Ясное дело, что объекты ЖКХ там нуждаются в реконструкции, модернизации. Поэтому с 9 августа частично перекрыта улица Ауэзова и улица Коркыта ата в сторону площади. Там сразу несколько компаний ведут работы по прокладке новых канализационных труб. Ясно, что отключать старую канализационную сеть нельзя, так как жители нескольких десятков домов не смогут прожить  без нее, поэтому новые трубы укладывают рядом со старыми асбестовыми.
Автор этих строк побывал на участке, где по заказу ГКП «Қызылорда су жүйесі» работают специалисты кы-зылординского ТОО «Жанарту». На 280-и метрах участка расположено больше десяти многоэтажек. Если взять в среднем по сто жильцов на каждый пятидесятиквартирный дом, то получится тысяча человек. Средний расход воды на одного человека  120-150 литров. Думаю, читателям будет интересно самим перемножить эти цифры, а, узнав, какой поток воды ежедневно проходит по канализационным трубам, они оценят их значимость.
– Трубы укладываем под уклоном от 1,34 до 4,18 метра, – рассказал начальник участка Еркин Бекетов. – До конца нам осталось пройти еще девяноста метров, дальше будут работать другие компании.
Работают на участке пятнадцать кызылординцев. Их заработная плата – 70-80 тысяч тенге. Для аккуратного вскрытия дорожного покрытия строители ТОО тоже используют фрезу. Из техники есть пять «КамАЗов», экскаватор-погрузчик, для укладки труб приезжает кран.  
Полиэтиленовые трубы поставляет местный производитель ТОО «Куат»». Диаметр старых труб был
250-300 мм, новых – 315 мм. Бетонные изделия тоже наши, их компания закупает в кызылординском филиале ТОО «Нур-строй ЛТД». Соединяются трубы специальным «утюгом» германского производства.
Сверху труб идет песчаная засыпка, затем двадцать сантиметров песчано-гравийной смеси и новый асфальт. Примечательно, что и здесь компании работают от начала до конца, приводя улицу в прежний вид.
– В ТОО я работаю по договору на своем экскаваторе-погрузчике, – рассказал Баубек Молдабаев. – За моими плечами – пятнадцатилетний опыт, и я заметил, что в последнее время совершенствуется техника, рационализируется подход к работе. Сейчас мы мешаем водителям, но зато потом канализационную сеть никто не будет тревожить пятьдесят, а может, больше лет.
И правда, у полиэтиленовых труб долгий срок службы, а на случай ремонтных работ специалисты ТОО нарисовали схему новой канализации. Компания закончит свой участок в конце сентября, а когда завершатся остальные работы, десятки многоэтажек подключат к новой канализационной сети.
Кызылординские вести / Вторая полоса 12 сентябрь 2017 г. 1 056 0