ПРОЕКТЫ ГЧП: ГИБКО, ПРОЗРАЧНО, БЫСТРО
ПРОЕКТЫ ГЧП: ГИБКО, ПРОЗРАЧНО, БЫСТРО
В Казахстане механизм государственно-частного партнерства стал более гибким и удобным для бизнеса. Способствовал этому принятый в декабре 2017 года Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства». Разработан документ с учетом пожеланий бизнесменов. Отныне предприниматели будут знать заранее, на какие доходы можно рассчитывать, если, например, оформить по договору государственно-частного партнерства детский сад или больницу.
Государственно-частное партнерство стало одним из основных механизмов расширения ресурсной базы, «разгрузки» бюджетных расходов и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и коммунальной собственностью. В конце прошлого года были приняты поправки в бюджетное законодательство, упрощающие и тем самым ускоряющие процессы рассмотрения, утверждения и реализации проектов ГЧП. Это дает основания для дальнейшего повышения деловой активности в сфере ГЧП.
В частности, внедряется «Программное ГЧП». Это означает, что все процедуры отбора частного партнера и проектов ГЧП прописываются для каждой сферы экономики в государственных и правительственных программах по упрощенной форме, то есть без проведения дополнительных экспертиз. Кроме того, оптимизируются процессы планирования проектов ГЧП с 5 до 3 этапов (экспертиза инвестиционного предложения, проведение конкурса, заключение договора ГЧП, исключены – концепция проекта и экспертиза проекта договора ГЧП).
– В целом сроки подготовки проектов ГЧП стали короче, они сокращены с 7 до 3 месяцев, – сказал директор областной Палаты предпринимателей Галымбек Жаксылыков. – В связи с этим процедуры ГЧП стали более доступными, что позволит инвесторам планировать долгосрочное капиталовложение. Также на законодательном уровне закреплено предоставление гарантии потребления товаров, работ и услуг по ГЧП на срок не менее 3-х лет. С внесением изменений в законодательство, имеется возможность получить множество креативных и интересных проектов государственно-частного
партнерства.
Преимущества и применение программного ГЧП – это гибкость схемы реализации проекта с учетом отраслевой специфики, ускоренные сроки реализации проектов, частные и государственные партнеры избавлены от необходимости разработки концепции и конкурсной документации, стандартная институциональная и финансовая схема применима для каждой
сферы.
– Если говорить конкретно, то в законодательство были внесены такие поправки, как изменение понятия «государственный партнер», теперь круг потенциальных государственных партнеров расширен за счет государственных предприятий, – продолжает Галымбек Жаксылыков. – Также во избежание роста расходов государственного бюджета государственные обязательства проектов будут учитываться при формировании лимитов расходов администраторов бюджетных программ. В бюджетном Кодексе предусмотрена норма, позволяющая акимату района (города областного значения) выполнять государственные обязательства по проектам ГЧП, принятые маслихатом. В качестве механизма контроля договоров ГЧП и концессии предусмотрена регистрация договоров ГЧП органами казначейства по аналогии с договорами государственных закупок.
На площадке НПП РК «Атамекен» создан Совет по мониторингу проектов ГЧП. В качестве рабочего органа Совета создается Проектный офис с участием экспертов и специалистов ГЧП в региональных палатах, которые будут заниматься формированием реестра проектов и сводной отчетности по проектам ГЧП. Кроме этого, НПП «Атамекен» изучила реализуемые и запланированные проекты ГЧП в регионах и отобрала 7 интересных и перспективных проектов, которые будут рекомендованы для реализации в регио-
нах страны. Это такие проекты, как модернизация уличного освещения, восстановление и эксплуатация жилых домов (недостроенные, брошенные), модернизация и эксплуатация школьных столовых, открытие кабинетов КТ и МРТ на базе поликлиник, врачебных амбулаторий, реконструкция и эксплуатация врачебных амбулаторий, передача в доверительное управление, а также установка и эксплуатация блочно-модульной котельной, реконструкция школьных футбольных
площадок.
На сегодня в области из заявленных 66 проектов ГЧП на сумму более 25,5 млрд. тенге по 10 проектам уже заключены соответствующие договора. По остальным ведутся работы по разработке концепции, договоров ГЧП и конкурсные процедуры. Основными сферами реализации проектов являются здравоохранение, образование и спорт.