• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТ: НИ НАКЛАДНОЙ, НИ АКТА ВЗВЕШИВАНИЯ…

Каждый автомобилист знает, что комфортная езда во многом зависит от состояния дорожного покрытия. Его определяют множество факторов: качество материалов и работ, климатические условия и т. д. Кроме того, на состояние магистрали влияет и максимально допустимая масса машины с грузом. А к чему приводит перегруз понятно и без слов — скорейший износ и разрушение дорог.
Этой теме было посвящено заседание специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации антикоррупционной Стратегии, проходившей под председательством руководителя департамента по Кызылординской области Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции РК Абзала Мухимова. В заседании приняли участие руководители инспекции транспортного контроля по области, областного управления индустриально-инновационного развития, областного департамента государственных доходов, представители правоохранительных органов, общественных объединений крупных производственных и транспортных предприятий региона, предприниматели.
Как было отмечено, грузовой автотранспорт можно встретить часто на наших дорогах. Ежедневно благодаря ему перевозится множество различных грузов. Однако загрузка имеет свои допустимые пределы. Многие предприниматели в целях получения сиюминутной выгоды чрезмерно нагружают автомобили, что негативно влияет на состояние дорог, а это серьезное правонарушение, за которым следует штраф.
То, что по нашим дорогам стали часто ездить под завязку груженные песком, щебнем, кирпичом грузовики, не раз говорили журналисты,  пользователи социальных сетей. От такой транспортировки на дорогах появляются ямы, ухабы и ездить по ним становится сложно и небезопасно. А между тем на ремонт, содержание дорог государство тратит миллиарды бюджетных средств.
Выступившая с информацией о правах и обязанностях грузоперевозчиков и грузоотправителей заместитель руководителя инспекции транспортного контроля по области Гульмира Прназарова отметила, что транспортные средства китайского производства, используемые у нас для перевозки инертных грузов, нарушают закон, вредят дорожному полотну, что недопустимо.  
Между тем, согласно Закону Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» автомобильные перевозки грузов самосвалом, максимальная разрешенная масса которого превышает установленную законодательством Республики Казахстан допустимую общую массу автотранспортного средства, по автомобильным дорогам общего пользования Республики Казахстан не допускаются.
После того, как со стороны инспекции были сделаны замечания тем компаниям, где эксплуатируются китайские грузовики марки «Howo» и «Shacman», машины были заменены на менее тяжелые КамАЗы. Но эта мера не намного облегчила участь наших дорог, поскольку перевозка грузов в большинстве случаев осуществляется без соответствующих накладных на груз и определить точную его массу довольно сложно. А то, что они загружены, что называется, через край, видно и не вооруженным глазом. Большинство грузовиков нарастили кузовы, чтобы как можно больше взять груза.  
Общеизвестно, что с инертными материалами, а это  прежде всего, песок, гранитный щебень и керамзит, каждый день непосредственно связан любой строительный бизнес, и невозможно представить себе ни одну строительную площадку без их использования.
Как сказала Г. Прназарова, непредставление перевозчиком товарно-транспортной накладной (акта замера или взвешивания), путевого листа при осуществлении перевозки груза влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере шестидесяти месячных расчетных показателей. А если в течение года нарушения повторились, то размеры штрафа увеличиваются.  
За первый квартал нынешнего года зафиксировано девяносто случаев перевозки тяжелых грузов без специального разрешения, за что и последовал штраф, превысивший шесть миллионов тенге.
А в середине апреля в ходе рейда мониторинговой группы, куда вошли представители  департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, областной инспекции транспортного контроля, были остановлены пятнадцать водителей грузовиков с инертным материалом. И ни у кого не оказалось акта замера или взвешивания, товарно-транспортной накладной. Водители объясняют это тем, что товароотправители не дают им таких справок.
Согласно тому же Закону РК «Об автомобильном транспорте» грузоотправитель обязан производить отметки в путевом листе, не допускать превышения допустимых весовых и габаритных параметров, установленных законодательством страны, в процессе загрузки автотранспортного средства. Но, как выяснилось, не у всех грузоотправителей имеются весы, чтобы определить массу отправленного товара. А загрузка выполняется на глаз.
Еще одна любопытная деталь, на что обратили внимание налоговые службы. Поскольку реализация товара того же щебня, песка осуществляется без накладных, следовательно, она нигде не фиксируется, то есть, и чека на товар нет, а значит, и налог не платится.
Словом, еще есть вопросы, по которым необходимо работать. И решать эту проблему, как отметил А.Мухимов, необходимо совместно, объединив усилия правоохранительных органов и бизнес-сообщества.            
Причем, как сказал председательствующий, наша задача не карать, а информировать водителей и грузоотправителей об их ответственности, что во избежание штрафа все участники перево¬зочного процесса должны проводить более тщательный весовой контроль отправляемого груза. И что ответственность за перегруз грузового автомобиля установлена законодательством не просто так. Ведь из-за тяжёлого автомобиля страдает дорожное покрытие.
Абдрахман ЕНСЕГЕН
Кызылординские вести / Вторая полоса 11 май 2018 г. 772 0