• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВОДА — ЭТО ТОВАР, И ЗА НЕГО НУЖНО ВОВРЕМЯ ПЛАТИТЬ

ГКП «Кызылорда су жуйесі» — предприятие, работа которого связана с обеспечением  водой жителей города.
С того дня, как Кызылорда перешла на потребление воды из подземных источников, прошло почти четыре года. За это время мы стали забывать такие понятия, как «жесткость воды» и «сухой остаток». Не нужно быть специалистом, чтобы определить качество воды, которая течет из крана. По личному опыту скажу, что водопроводная вода в Алматы по жесткости сегодня превосходит нашу.
Сейчас у предприятия проблемы другого плана. Это дебиторская задолженность, которая превысила 200 миллионов тенге, хищения воды. По словам директора предприятия Тлеубергена Каныбетова,  вся информация, которая касается подачи и потребления воды, в нас¬тоящее время вносится в специальную программу «АГИС». Завершается работа по сведению всей информации в единую базу. Полностью завершена работа по отслеживанию показаний счетчиков потребления воды организаций, предприятий и субъектов малого и среднего бизнеса.
В настоящее время у предприятия 74 тысячи абонентов. Более чем 14,2 тысячи из них до сих пор не имеют приборов учета. Подавляющее большинство – жители частного сектора, которые поливают водопроводной водой приусадебные участки. Многие не спешат установить счетчики, мотивируя это тем, что платят по количеству членов семей. Хотя на деле потребляют намного больше установленных норм. Это одна из причин того, что на верхние этажи многоэтажных домов вода не поднимается.
Другая причина, по словам Т. Каныбетова в том, что  в прошлом году не хватило времени на то, чтобы полностью заменить подающие трубы большого диаметра на новые. Был составлен график, и с наступлением теплых дней работа началась. Ожидается, что апреле-мае все трубы будут обновлены, и тогда вода будет свободно подниматься на верхние этажи.
По словам заместителя директора ГКП по менеджменту Рустама Сариева, сотрудники водоканала ведут широкую разъяснительную работу среди населения, распространяют уведомления. В частных домах, где водопроводную воду используют для полива, установка водомеров обязательна. Хозяину дома дается месяц, в течение которого он должен установить прибор учета. Если в течение этого срока прибор не установлен, то сотрудники предприятия рассчитывают норму потребления, исходя из количества членов семьи. Если и эта мера не помогает, приходится отрезать абонента от подающей трубы. А когда не помогает и последнее, приходится обращаться в суд. Хотя, Р. Сариев признается, что сейчас люди сами стали приходить в офис предприятия с просьбой установить прибор учета. Намного жестче в этом плане предприятие поступает с юридическими лицами. Для них устанавливается срок – семь дней, после которого потребитель отключается от трубы.  
В наши дни потребителей питьевой воды становится все больше. Помимо населения это предприятия общественного питания, различные бани, сауны и, конечно же, автомойки. Раньше, по словам директора ГКП, нередки были факты хищения воды подобными заведениями. Их владельцы не спешили устанавливать счетчики или же нанимали умельцев, чтобы обходить их. В итоге в месяц та же автомойка платила всего 20 тысяч тенге. И лишь после принятия жестких мер цифра выросла до 70-80 тысяч.
К сожалению, нарушения продолжают иметь место. В настоящее время сотрудники предприятия сос¬тавили акты на общую сумму, превышающую 14 миллионов тенге. Среди виновных те же автомойки, сауны, а также физические лица. До сегодняшнего дня нарушители оплатили около пяти миллионов. По оставшейся сумме даются предписания, которые должны быть устранены в течение трех дней. Если нарушения не устранены, а штраф не оплачен, предприятие вынуждено пойти на крайние меры – отключить потребителя.  
— Только сегодня ко мне подходил руководитель одного из таких субъектов бизнеса, который задолжал 6 миллионов тенге, — говорит Т. Каныбетов. — Договорились, что уже сегодня он оплатит три миллиона, а оставшуюся сумму внесет до конца месяца.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Ни для кого не секрет, что сауны, автомойки и другие заведения используют питьевую воду. Водоканал выдает разрешение на использование питьевой воды, лишь бы потребитель платил по счетчику. И потому работники предприятия регулярно проверяют счетчики, установленные в таких заведениях на предмет хищений. Там, где выявлен такой факт, составляется акт, а где все в рамках закона – еще раз проверяются счетчики и обновляется пломба.
Надо сказать, расход воды на автомойках, в банях и других заведениях намного превышает расход отдельно взятой квартиры или индивидуального дома. Однако и зарабатывают эти заведения немало. И если они своевременно и в полном объеме платят за воду, которая в настоящем случае является тем же товаром, то никаких проблем не возникает. С другой стороны, как говорит Т. Каныбетов, если по какой-либо причине прекращается подача воды, то у потребителей сей факт вызывает волну возмущений.
Все силы предприятия сегодня направлены на устранение недостатков. Главное, сбор денег за потребленную воду. Контролеры водоканала ежедневно обходят частный сектор, собирая данные со счетчиков, а где их нет, напоминают жителям о необходимости платить за потребленные услуги. Немало сил ГКП «Кызылорда су жуйесі» направляет на то, чтобы все потребители установили водомеры.  Те же, кто не имеет возможности их поставить, заключают с предприятием договор и платят оговоренную сумму.
Казыбек БОТАЕВ
Кызылординские вести / Вторая полоса 17 май 2018 г. 579 0