• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СТАЛИ ЛУЧШЕ

В конце мая 2018 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал поправки в законодательство по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности. О том, что изменится с введением этого документа, рассказал директор областной Палаты предпринимателей Галымбек ЖАКСЫЛЫКОВ.
– Одним из основных новшеств закона является внедрение профилактического контроля. По его итогам бизнесмену будет выдаваться предписание об устранении нарушений без наложения административного взыскания. Также предусмотрено сокращение контрольных и надзорных функций госорганов. Исключается 20 сфер контроля из 114 в связи с дублированием и отсутствием эффективности, сокращается 17 654 требования по проверке субъектов предпринимательства из 30 497. Устранены дублирующиеся и несвязанные с рисками угрозы безопасности государству и потребителю 108 из 544 контрольных и надзорных функций госорганов.
Сокращены сроки проведения проверок по особому порядку и профконтролю с посещением субъекта предпринимателя –
с 30 до 15 рабочих дней, а по внеплановым проверкам – с 30 до 10 рабочих дней.
В то же время хотелось бы отметить, что введение института профилактического контроля не отменяет проведения внеплановых проверок по конкретным фактам нарушения действующего законодательства. И, наконец, сохраняется пакет требований к субъектам предпринимательства, которые являются предметом проверки и профилактического контроля.
В принципе, введение новой системы контроля – это поддержка и снятие излишней нагрузки на бизнес, для которого исполнять законы – не нагрузка, а образ деятельности.
– Как будет вестись система контроля, касающаяся безопасности населения?
– Безопасность населения является приоритетной задачей государства. Так, согласно Предпринимательскому кодексу, задачей государственного контроля и надзора является обеспечение безопасности для жизни и здоровья людей производимой и реализуемой продукции, технологических процессов, а также без-опасности для окружающей среды, национальной безопасности, включая экономическую, предупреждение обманной практики, экономия природных и энергетических ресурсов, повышение конкурентоспособности национальной продукции и защита конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. В связи с этим политика контроля и надзора в отношении безопасности населения остается незыблемой.
Помимо перечисленных сфер деятельности, по которым государственные органы будут на постоянной основе проводить проверки, есть и другие эффективные формы контроля. К примеру, санитарно-эпидемиологический надзор, налоговые службы наделены правом без ограничения по периодичности осуществлять так называемый «контрольный закуп» с целью выявления нарушений процедуры продажи либо продажи некачественной продукции с последующим принятием
мер, таких как изъятие некачественной продукции, возбуждение внеплановой проверки и административное наказание.
Также отдельные государственные органы наделены функцией государственного надзора, когда в рамках профилактического контроля без возбуждения административного дела имеют право применять меры оперативного реагирования, такие, как приостановка деятельности, изъятие продукции и другие, предусмотренные отраслевыми законами. К таким государственным органам относятся органы санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора, ветеринарного надзора, надзора в сфере охраны лесного фонда.
– Одной из актуальных проблем для бизнеса является вопрос получения земельных участков для коммерческих целей. Как нововведения коснутся этой сферы?
– Теперь прозрачность процесса предоставления земельных участков будет обеспечена на законодательном уровне. Местные исполнительные органы отныне обязаны размещать информацию о покупателе, местоположении участка и возводимом объекте на своих интернет-ресурсах и в СМИ. Такая публикация сразу даст знать, для чего был приобретен земельный участок: для перепродажи или действительно для строительства объекта малого и среднего бизнеса. На мой взгляд, это снимет многие вопросы в сфере земельных отношений. Кстати, законодательно закрепляется и обязанность акиматов по проведению аукционов. Сроки их проведения минимизируют коррупционные риски. Думаю, это один из справедливых способов приобретения земельного участка. Нужна большая открытость в выдаче техусловий, разрешительных документов по вопросам архитектуры и земельных отношений. В действующем законодательстве срок получения земельных участков определен до 2 месяцев, тем не менее, на практике же их получение затягивается до полугода, так как число выдающих разрешения учреждений велико, к тому же нет взаимосвязи между их информационными системами.
В этой связи хотелось бы отметить, что в Кызылорде разработана электронная карта объектов социального значения и инженерных сетей, включающая полную информацию о них. На ее основе был создан геоинформационный онлайн-сервис, позволяющий бизнесменам получить разрешение на подключение ко всем инженерным сетям в одном месте.
Немалая работа проделана и по выдаче разрешений на земельные участки. Только за счет урегулирования взаимоотношений уполномоченных учреждений срок выдачи разрешений сократился со 148 до 70 дней, а после принятия нового регламента – до 29 дней.
Теперь на очереди у нас перевод всех земельных услуг в электронный формат, до конца года планируем решить этот вопрос. Это позволит предпринимателям видеть в режиме онлайн все свободные земельные участки, выдаваемые для ведения бизнеса, условия их подключения к инфраструктуре, контролировать сроки рассмотрения обращений государственными органами и получить документы в установленные сроки.
– Какой бизнес, малый или крупный, выиграет от нововведений?
– Все относительно. Есть выгоды как для малого, среднего, так и для крупного бизнеса. Введение профилактического контроля – это воспитание культуры предпринимательской деятельности для среднего и малого бизнеса, повышение качества их работы, снижение непроизводственных издержек. Для юридических лиц независимо от размера бизнеса сократятся непроизводственные издержки в связи с оптимизацией так называемых информационных инструментов, таких, как предоставление отчетности, разного рода информации в государственные органы. К примеру, законом отменяется необходимость предоставления еженедельных отчетов для товарных бирж. Перевод выдачи экологических разрешений в «одно окно» при проведении вневедомственной комплексной экспертизы также выгоден для всех субъектов бизнеса вне зависимости от размера.
Таким образом, закон по дерегулированию бизнеса в новой версии важен и полезен субъектам предпринимательства всех форм собственности, поскольку направлен на развитие предпринимательства как такового.



Кызылординские вести / Вторая полоса 07 июнь 2018 г. 722 0