• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗАОЧНОМУ ОБУЧЕНИЮ СКАЗАЛИ «НЕТ»

В 2018 году был принят закон, который предусматривает поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. В соответствии с ним с 1 января 2019 года заочное обучение приостановили. Студентам, которые уже получают знания по этой форме обучения, дадут возможность доучиться. Заменит ее система part time. То есть, обучение будет проходить в вечернее время и в выходные дни. Своими мнениями о нововведении поделились наши собеседники.

Жасулан Шынтасов, и.о. руководителя областного управления образования:

– Считаю, что принятые меры направлены, прежде всего, на повышение качества высшего образования. К сожалению, практика показала, что качество знаний студентов заочной формы оставляет желать лучшего. Заочники, получая диплом с теми, кто учился очно, осваивали не более 60-65 процентов от общего объема программы. Отныне, как отмечают в Министерстве образования и науки РК, вместо заочной формы обучения будут применяться дистанционные технологии, так называемый «part time». Это даст возможность людям без отрыва от производства получать качественное высшее образование. Замечу, что схема «part time» обучения используется для получения второго высшего образования или повышения квалификации работающими студентами не первый год. В переводе с английского «part time» означает «частичное время», то есть студент выделяет для учебы любое свободное время. Чаще всего по вечерам или же в выходные, причем, обучение идет дистанционно. При этом для обеспечения качества будет использоваться специальная система, которая включает контроль качества обучения, явку, участие студента в образовательном процессе. Дистанционное, онлайн-обучение набирает обороты по всему миру, поэтому если человек хочет учиться, у него не может быть преград. Отмечу, что во многих вузах в последние годы внедряется и пропагандируется дистанционная форма обучения. По сути – это и есть заочное обучение. Меняется только способ донесения информации от преподавателя студенту. Поэтому нет причин делать из этого большую проблему. При дистанционном обучении у студентов будет возможность каждый вечер заниматься: можно связаться с преподавателем, задать вопросы. Так студенты будут гораздо лучше учиться, усваивать материал.

Предвижу вопрос об оттоке казахстанской молодежи из местных вузов и переход на заочное обучение в других странах. Получение второго высшего образования без отрыва от производства методом «part time» (посредством дистанционных технологий) – это и есть альтернатива заочному обучению. Поэтому я не вижу особых рисков.

Абайбек Жунисов, первый проректор КГУ им. Коркыта ата:

– 4 июля 2018 года Президент Республики Казахстан подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». Согласно указанному Закону в статью 35 Закона РК «Об образовании» внесены дополнения. В част-
ности, «обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется в формах очного обучения и(или) экстерната». Данная норма вводится с 1 января. Такая мера направлена на повышение качества высшего образования. Как показывает практика, успеваемость студентов заочной формы всегда ниже, нежели у студентов очного обучения. Вместе с тем будут приниматься меры по расширению доступности высшего образования. В частности, будут широко применяться на очном отделении дистанционные технологии обучения и обучение «part time». Это обусловлено развитием цифровых технологий, информационно-коммуникационных средств в сфере образования. Иными словами, учебно-образовательные ресурсы будут на цифровых носителях, что позволит вузам широко использовать дистанционные технологии обучения. Поэтому для той категории, кто работает будет возможность без отрыва от производства получать высшее образование. «Рart time» подразумевает освоение меньшего объема кредитов, в семестр, учебный год, но при этом прохождение полного курса обучения с освоением всех кредитов предусмотренных государственными стандартами образования.

Поправки в части исключения заочной формы обучения на уровне бакалавриата предложены с учетом международного опыта и направлены на повышение качества системы высшего образования и подготовку конкурентоспособных кадров. По действующему законодательству, обучающийся на заочном отделении осваивает только 65 процентов от предусмотренной в ГОСО кредитов. При этом выпускники заочного отделения получают равнозначные дипломы с теми, кто обучался на очном отделении. В результате отсутствие теоретических и практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности, у выпускников заочных отделений приводит к понижению спроса на рынке труда.

В условиях отказа от заочной формы обучения, работающие лица, желающие продолжить обучение могут получать высшее образование путем использования дистанционных образовательных технологий. Для этого будут модернизированы подходы и методы обучения, осуществляемые с использованием дистанционных технологий.

Кроме того, в целях расширения форм обучения будут использованы массовые, открытые онлайн-курсы и дистанционные технологии путем внедрения неформального образования. Это позволит широкому вов-лечению обучающихся к использованию глобально признанных ресурсов как Тesol, Voxy, Coursera, Edx, FutureLearn.

Гульмира Рысмаханова, и.о. ректора университета «Болашак»:

– Заочная форма обучения частично была запрещена в стране еще с 2010 года. Заочно могли обучаться те, кто получает второе высшее образование или выпускники колледжей. Но даже при этом заочного обучения по ряду специальностей не было, в частности, по медицине, ветеринарии, строительству... К тому же заочно не могли обучаться выпускники школ.

Особенностью новой системы обучения станет то, что студенты смогут освоить программу в 100-процентном объеме. При этом будут применяться дистанционные технологии. Речь идет о системе контроля за качеством обучения, явкой и участием студента в образовательном процессе. То есть, эти технологии не дадут возможность студенту просто поступить и получать оценки. Новые методы с применением дистанционной технологии предусматривают переход к обучению парт тайм: это возможность получать час-тями кредиты, при этом освоение будет 100-процентное по предусмотренным стандартам образования. То есть, по большому счету, это означает переход к качественному образованию. К тому же, дистанционное обучение – одно из самых удобных для работающих людей, а также людей с ограниченными возможностями.

В законе исключили срок освоения образовательных программ высшего образования. То есть, в вузах будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения. Также в законе в рамках регулирования финансовой политики исключили норму, регулирующую стоимость обучения в вузах на платной основе. Норма направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования. В связи с этим размер оплаты за
обучение по образовательным программам и форма договора оказания образовательных услуг утверждаются вузом самостоятельно. Несмотря на то, что вузам предоставлено право самостоятельно определять стоимость платного обучения, не думаю, что мера приведет к повышению цен на образовательные услуги. Сегодня существует конкуренция между вузами за предоставление образовательных услуг. Поэтому вузы будут устанавливать оплату за обучение с учетом рынка и специфики региона.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Вторая полоса 04 январь 2019 г. 877 0