В 2013 году при поддержке акима области в Кызылорде был создан автобусный парк. До этого местные и республиканские СМИ не раз писали о том, что наш город – единственный областной центр в Казахстане, который не имеет муниципального общественного транспорта. В том же году ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» выиграл тендер на осуществление перевозок пассажиров на городских автобусных маршрутах. В первый год подвижной состав созданного с «нуля» предприятия был представлен двумя десятками автобусов средней вместимости. Время было непростое, и потому срочно требовалось наладить работу городского общественного транспорта. Товарищество, выигравшее тендер, заключило договора с индивидуальными предпринимателями, занятыми перевозкой пассажиров на городских маршрутах.
Как говорит заместитель директора товарищества Канат Рахметов, в настоящее время услуги населению Кызылорды оказывают 758 автобусов большой, средней и малой вместимости. 122 автобуса, из которых 112 автобусов большой и десять средней вместимости принадлежат предприятию. Кстати, эти десять автобусов марки «ПАЗ» предприятие закупило в прошлом году. В результате сейчас автобусный парк обслуживает шесть центральных городских маршрутов.
К. Рахметов, в первую очередь, отметил максимальную загруженность автобусов. В настоящее время на городских маршрутах ежедневно работают почти девяносто автобусов, принадлежащих компании. Они выходят на линию в 6.30 утра и работают до 22.00. В среднем за день один автобус проходит от 180 до 230 километров. А такая интенсивная работа не может не сказаться на техническом состоянии транспортного средства – значительно ускоряется износ узлов и агрегатов. Другой фактор, способствующий ускорению износа, это то, что на протяжении каждого маршрута как минимум десять остановок, где автобусы должны высадить и взять пассажиров – такие частые остановки также не проходят бесследно для машины.
И тем не менее, согласно так называемому коэффициенту использования парка, здесь стараются ежедневно задействовать от 70 до 78 процентов имеющегося подвижного состава. Для этого круглосуточно, в четыре смены, работают ремонтные мастерские, мастера, слесари, мотористы, электрики, аккумуляторщики, шиномонтажная мастерская. Дело в том, что на учете каждая машина, которая должна оказывать населению услуги, а значит, на их ремонт отводится минимальное количество времени. И потому мастера приступают к ремонту после десяти часов вечера, когда большинство жителей города уже находятся в своих домах. К слову, ремонтные работы проводятся до шести утра, так как к тому времени машины должны выезжать на линию.
Однако, как сказал заместитель директора, на линию выезжают не все машины. 12 автобусам после шести лет непрерывной эксплуатации сейчас требуется капитальный ремонт.
У предприятия есть далеко не все возможности для проведения серьезного ремонта. Например, двигатели приходится покупать, другого выхода нет. Однако люди стараются находить выход из создавшейся ситуации. Тот же мотор, если получится, покупают в рассрочку, идет непрерывный поиск других путей. Главная задача – автобусы должны работать, обслуживать людей.
В настоящее время посменно на предприятии работают 186 водителей. Есть среди них люди с богатым опытом, которые работали на городских маршрутах еще до открытия автобусного парка или с первых дней его создания. Это Иса Нурымбетов, Кайнар Сембиев, Темирлан Танымбетов… И Бисенбай Махамбетжанов, который также трудится на предприятии с первого дня создания. Он, как и другие ветераны, озабочен тем, что сегодня к ним идет мало молодых людей.
– Нынешняя молодежь предпочитает работать в Астане или Алматы, где для водителей общественного транспорта созданы условия – хорошая зарплата, проживание, ряд дополнительных бонусов, – говорит он. – Да и реклама вносит в это дело свою лепту – уезжают, в основном, люди в возрасте до 35-40 лет.
Когда находишься за рулем сам, то невольно фиксируешь все нарушения, которые допускают другие водители. По своему опыту скажу: нередко нарушения правил дорожного движения допускают и водители городских автобусов. Нередко, желая заполучить пассажира, они устраивают гонки. Могут остановиться и взять на борт пассажиров в любом месте. Хотя, как говорит К. Рахметов, в последнее время в автобусном парке появилась система GPS-навигации «Glonass», которая позволяет отслеживать каждый автобус, находящийся на маршруте и фиксировать допущенные им нарушения. Диспетчеры могут моментально связаться с водителем по радиотелефону и сделать замечание. Если же один и тот же водитель допускает несколько нарушений, то он направляется к инженеру по дорожной безопасности, чтобы сдать экзамен.
Но больше всего нарушений допускают водители автобусов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. К слову, они могут работать только при наличии договора
с ТОО «Автобусный парк «Кызылорда». И потому в случае нарушений или жалоб, поступивших от пассажиров, предприятие имеет право снять машину с маршрута сроком на 3-4 дня. А в случае, если нарушения повторяются неоднократно, договор расторгается.
Сейчас, к сожалению, еще остаются отдельные жилые массивы, куда городские автобусы не заезжают. Как говорит директор товарищества Нуржан Ахатов, город с каждым годом растет, появляются новые улицы и микрорайоны. А значит, нужны новые автобусные маршруты. Очень скоро они появятся и на левом берегу Сырдарьи.
Как говорит руководитель предприятия, одна из основных задач, стоящих перед компанией – вывести пассажирские перевозки в Кызыл-орде на качественно новый уровень. За время, прошедшее со дня создания предприятия, есть достижения. В планах на ближайшее время – внедрение электронной системы платы за проезд и электронной диспетчерской системы. На сегодняшний день подготовлены все необходимые документы и представлены на конкурс. Компания, выигравшая тендер, возьмется за эту работу в Кызылорде. Не мешало бы прикупить и десяток-другой новых автобусов.
Казыбек КАМАЛУЛЫ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |