• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

В «КВ» уже рассказывали читателям о строительстве автомагистрали на левобережье Кызылорды от спуска с моста по улице имени Гани Муратбаева до строящегося моста через канал Ширкейли. В этой публикации речь пойдет о левобережном «близнеце» проспекта Независимости, который строят работники ТОО «Управление автомобильных дорог».

Неудивительно, что «уадовцы» одними из первых были «брошены» на возведение транспортных магистралей в новой части Кызылорды. Это компания с хорошей репутацией, технически укомплектованная. Специалисты ТОО работали на строительстве международной автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай», проспектов Независимости, Жибек жолы, в 2017 году капитально отремонтировали улицу Коркыта ата, а в 2018-м занимались текущим ремонтом улиц Есенова в Тасбогете и Желтоксан.

На левом берегу работники ТОО уже второй год и успели хорошо поработать. Они занимались строительством дороги, которая начинается между новыми домами напротив мемориала «Коркыт ата». Мимо детского сада, здания регионального центра «Рухани жаңғыру», Центра обслуживания молодежи она уходит в сторону кампуса университета «Болашак» и минуя его, поворачивает налево в сторону Сырдарьи. Здесь уже есть берегозащитное сооружение, построенное ТОО «Мелиоратор», параллельно которому ТОО «УАД» прокладывает первый проспект Независимости левобережья.

– Работать мы начали в марте, – говорит начальник участка Самат Карымсаков. – Построим три километра дороги в сторону моста по улице Султана Бейбарса.

Пока шел к дорожникам, заметил идеально круглые выемки в свежем асфальте, при чем все одинакового диаметра и на одинаковом расстоянии друг от друга, что несомненно привлекло внимание. Оказалось, что после укладки выравнивающего и верхнего слоев асфальта их делает передвижная лаборатория товарищества.

– Чтобы дорога не проседала, важно качество каждого из слоев, – говорит инженер-лаборант Бауыржан Сабакбай. – Мы высверливаем в нескольких точках образцы для исследования, указывая точный адрес, и проводим испытания. Если обнаруживаем недочеты, то приходится снимать дорожное покрытие и делать все заново, но такое случается очень редко.

Ширина проезжей части строящейся четырехполосной дороги четырнадцать метров. Учитывая, что грузовой транспорт по этой магистрали вряд ли будет курсировать, для малогабаритных автомобилей места более чем достаточно. От аварийных ситуаций водителей и пешеходов будут оберегать массивные бордюры.

– В ТОО я работаю больше двадцати лет и не перестаю удивляться тому, как совершенствуется строительная отрасль, – говорит геодезист Гани Альсеитов. – Сейчас в центре внимания – качество строительства, которое мы держим на высоком уровне. Относительно левого берега могу сказать, что строить с нуля в новой части города вдвойне приятней, потому что мы уже вошли в историю.

– Объект надо сдавать в августе, – сказал С. Карымсаков. – Полтора километра мы уже закончили, поэтому есть вероятность того, что сдадим дорогу раньше срока.

Строительством магистрали заняты сорок человек – все жители нашей области. Это не считая водителей самосвалов и операторов спецтехники, которой здесь немало. Только многотонных грузовиков два десятка, еще есть два автогрейдера, три погрузчика, экскаватор, три асфальтовых катка, манипулятор, трал, водовоз.

– Проекты на левом берегу обеспечили сотни людей работой, – сказал грейдерист Болат Оспанов. – Наш труд достойно оплачивается, зарплаты в товариществе начинаются от восьмидесяти тысяч тенге в месяц.

В основании дороги лежит бутовый камень, что прибавит ей прочности и долголетия, затем песчано-гравийная смесь и слои крупно- и мелкозернистого асфальта. Его, кстати, производят на заводе товарищества, а ПГС доставляют из карьеров близ аульного округа Жайылма Жанакорганского района. Ежедневно его подвозят шестьдесят самосвалов с прицепами, которые колесят по международной автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай» днем и ночью.

– Укаткой асфальта на дороге моя работа и коллеги Нуржана Таттибаева не закончится, – говорит машинист асфальтового катка Сейтомар Баюов. – Нам еще предстоит заасфальтировать берегозащитное сооружение на которой будут тротуары и велосипедные дорожки.

Ширина набережной будет пять с половиной метров. На ней установят скамейки, а разделительная полоса будет защищать пешеходов от рис-ка попасть в дорожно-транспортные происшествия.

Бетонные лотки, устанавливаемые на земляную подушку, по проекту предназначены для водоотвода, однако надеемся, что по ним пойдет и поливная вода, потому что река расположена от дороги в нескольких десятках метров.

– Фонари освещения мы установим со стороны застраивающейся площадки однорожковые, а на разделительной полосе между дорогой и набережной – двухрожковые, – дает пояснения Самат Карымсаков. – Каждые тридцать метров будут светодиодные фонари, так что будет светло и прогуливающимся горожанам, и водителям.

Сказать честно, еще несколько лет назад, когда кроме фундаментов зданий на левом берегу ничего не было, трудно было вообразить, как все тут развернется. Сейчас, глядя на административный корпус университета «Болашак», молодежный центр и два десятка многоэтажек, уже представляешь, как скоро закипит жизнь на левобережье.

Кирилл ДЕНИСОВ

Кызылординские вести / Вторая полоса 25 май 2019 г. 456 0