• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ШКУРЫ – В КОСТЕР?

В 2018 году в области 67 тысяч шкур сельхозживотных, что на 12 тысяч больше, чем в 2017 году, аулчане сдали скупщикам. С февраля 2019 года в Казахстане действует запрет на шесть месяцев на вывоз необработанных шкур КРС из страны. Как он повлиял на «шкурный» бизнес? Сегодня в животноводстве области упор делается на производстве мяса и молока, а шкуры, кости и шерсть продают за бесценок или уничтожают. В области нет ни одного предприятия, которое занималось бы их переработкой.

– Не то что в Кызылорде, в Казахстане нет ни одного крупного предприятия, которое бы занималось обработкой шкур и шерсти, —
говорит начальник областного управления сельского хозяйства Бахыт Жаханов. – Эту проблему мы поднимаем на республиканском и региональном уровне не первый год. Нужно заинтересовать аулчан, платить им нормальные деньги за шкуры, тогда люди не будут сжигать и выкидывать их. Необходимы перерабатывающие предприятия, которые бы предлагали аулчанам нормальную цену за сырье.

 В области появляется всё больше желающих заниматься животноводством, поэтому недопустимо, чтобы шерсть и шкуры пропадали зря.

 – В то время как в мире большой дефицит кожи, у нас шкуры выбрасывают и сжигают, – говорит предприниматель из Шиели Азамат (фамилию говорить не стал). – Мне пришлось выбросить как мусор и сжечь почти 3 тысячи коровьих шкур и прекратить скупать их. Я обанкротился. Хорошо, что нашел другую работу и не остался без куска хлеба. До сих пор ко мне приезжают люди из близлежащих аулов и спрашивают, буду принимать шкуры или нет?

 Раньше в Шиели приезжали скупщики из Кордая и платили неплохие деньги аулчанам. Например, за качественно обработанную и без порезов шкуру могли дать до 8 тысяч тенге.

– Не секрет, что в аулах работы на всех не хватает, – говорит шиелиец Асет Шыданбаев. – Мы держим огороды, кормимся за счет земли, но лишних денег нет. Собирая шкуры, сдавая их, могли немного еще подзаработать, но сейчас и их некуда сдать.

 Как отметили в Палате предпринимателей по Кызылординской области, по приказу министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 19 февраля 2019 года №89 был введен запрет на шесть месяцев на вывоз необработанных шкур КРС из Казахстана. Это решение должно было поддержать существующие отечественные кожевенные предприятия, простимулировать экспортеров необработанных шкур заняться хотя бы базовой их переработкой. Но сложившаяся ситуация не показывает ожидаемых результатов. Тем более в Дорожной карте по развитию легкой промышленности на 2019-2021 годы (одобрено на заседании Правительства РК протокол №8 от 5 марта 2019 года) уже есть пункт «Введение запрета на вывоз шкур КРС автомобильным транспортом сроком на 5 лет с территории РК).

 – С введением запрета на вывоз проблема с сырьём для кожевенных заводов решилась, но сельские предприниматели стали банкротами, и им непонятно, почему за их счет должны решаться такие глобальные проблемы? – говорит руководитель отдела агропромышленного комплекса Палаты предпринимателей по Кызылординской области Жасулан Сериков. – Отечественные заводы не могут дать им нормальную, по их мнению цену за сырье, а экспорта нет, поэтому покупателей из других стран тоже нет. В итоге шкуры идут на свалку. Нарушается устоявшаяся система приема необработанных шкур от самозанятого населения. Сельские предприниматели жалуются, что этот вопрос не должен решаться за их счет и надеются, что запрет на вывоз шкур КРС все же снимут.

 Еще одна проблема – это качество шкур. Во всех районах страны очень большая часть забоя скота производится не по технологии, часто в домашних условиях. В результате шкуры выходят с порезами и другими дефектами. Отечественные кожевенные заводы не принимают дефектные шкуры, которые экспортировались в КНР.

 – Кожа – стратегический товар, недопустимо, чтобы ее сжигали и выбрасывали на мусор, – считает руководитель отдела животноводства областного управления сельского хозяйства Арыстан Омаров. – В области начато строительство мясокомбината, которое планируется завершить в 2020 году. Здесь же будет переработка кожи и шерсти. Сейчас руководство комбината думает, как лучше организовать и наладить это производство.

 Мира ЖАКИБАЕВА

Кызылординские вести / Вторая полоса 02 июль 2019 г. 439 0