• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

АВТОИНОСТРАНЦЫ ОКАЖУТСЯ ВНЕ ЗАКОНА

Несколько дней осталось до окончания акции по временной регистрации автомобилей, пригнанных из стран Евразийского экономического союза. В Кызылорде специализированный центр обслуживания населения весь февраль работал без выходных дней. Несмотря на это, в регионе ни один владелец иностранного авто не получил временную регистрацию.

По информации руководителя отдела автоЦОНа Асылхана Адильханулы, с 17 января сотрудники управления административной полиции и департамента государственных доходов, государственной корпорации «Правительство для граждан» ежедневно проводят встречи в автоЦОНе по вопросам регистрации автомобилей с иностранными номерами. В целом, за консультацией по этому вопросу на сегодня обратились более 100 человек, но никто из них до сих пор не зарегистрировал автомобиль, ввезенный из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В основном люди интересуются, какие документы и платежи необходимы для постановки авто на учет. По данным местных властей, большинство машин, пригнанных из других стран, старые и не пригодны для временной регистрации.

Напомним, что в МВД РК неоднократно поднимали вопрос о законности длительного пребывания автомобилей с чужими номерами на территории страны. Многие автовладельцы не ставили завезенные машины на учет и тем самым пытались уйти от выплат таможенного и утилизационного сборов. После того, как МВД РК сообщило о принимаемых мерах и выразило готовность выдворять такие автомашины из страны, автовладельцы стали интересоваться условиями постановки авто на учет.

Между тем, на январь 2020 года согласно данным республиканской таможенной службы в страну ввезено свыше 170 тысяч единиц транспорта, зарегистрированного в Армении, Кыргызстане, Беларуси и России. По итогам прошлого года водителями таких авто в Казахстане совершено более 90 тысяч нарушений правил дорожного движения. Сумма штрафов составила более одного миллиарда тенге. Чтобы поставить точку в этом деле, на расширенном заседании Правительства РК в январе текущего года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил в месячный срок в разовом порядке обеспечить временную регистрацию автомобилей, ввезенных до 1 февраля 2020 года казахстанцами из стран ЕАЭС для личного пользования.

Регистрация будет действовать до 1 марта 2020 года.

Владельцам таких автомашин выдают специальные желтые госномера с цифрой 18, а в техпаспорте ставится отметка об условиях регистрации транспорта.

После временной регистрации владельцам таких авто необходимо до 1 марта 2021 года уплатить утилизационный сбор и таможенные пошлины и поставить автомобиль на постоянный учет, либо вывезти его из страны.

Житель Кызылорды Марат К. пришел в автоЦОН, чтобы узнать об условиях временной регистрации автомобиля. Он говорит, что свой автомобиль Nissan X-Trail 2005 года он купил осенью прошлого года в Армении за два миллиона тенге. На днях он побывал в автоЦОНе и узнал, что не может временно зарегистрировать свой автомобиль с иностранным номером, так как он не соответствует техническим характеристикам временной регистрации.

– Что делать, пока не знаю. В любом случае на растаможку не попадаю – машина у меня старая. Может быть, нам разрешат как-то узаконить машину, я являюсь добросовестным налогоплательщиком, не хочу иметь лишних проблем. Но заплатить сборы по стоимости самой машины не могу. Это же несколько миллионов тенге!, – сетует автовладелец.

По информации пресс-службы областного филиала «Правительство для граждан» при постановке на учет нужно учесть, прежде всего то, что машина обязана проходить по всем критериям техрегламента РК. Для временной регистрации автомобиль должен соответствовать стандартам «Евро-4» и «Евро-5» (автомобили, выпущенные после 2005 года). Сумма первичной регистрации, согласно налоговому кодексу, зависит от года выпуска автомобиля. За первичную регистрацию автомобилей до двух лет платят 0,25 МРП (663 тенге), от двух до трех лет — 50 МРП (132 550 тенге), старше трех лет — 500 МРП (1 325 500 тенге).

При этом у автомобилей должны быть и находиться в работоспособном состоянии системы нейтрализации отработавших газов и бортовой диагностики. Кроме того, автомобиль должен быть укомплектован, как минимум, одной фронтальной подушкой безопасности, ABS (антиблокировочной тормозной системой), системой крепления для детских сидений, дневными ходовыми огнями и иммобилайзером. Затем машину придется «растаможить», а это значит – доплатить разницу между нашими ставками и если, к примеру, авто из Армении, значит армянскими. Следом уплатить утильсбор. И под конец – взнос для первичной постановки на учет.

По словам сотрудников управления госдоходов, к сожалению, для многих непомерно высокой является даже сбор за первичную регистрацию. Временный номер (желтый номер) выдается только после полной оплаты первичной регистрации. Жители жалуются на дороговизну сбора за первичную регистрацию. Потому что у большинства старые автомобили. Сумма первичной регистрации у многих превышает миллион тенге.

Автоледи Сауле К. тоже приехала в спецЦОН, чтобы узнать алгоритм действий постановки на учет своего авто.

– Мне машину подарил муж в прошлом году, пригнал ее из Армении, – рассказывает женщина. – Покупка японской машины вместе с перегоном обошлась в четыре миллиона тенге. При всем желании в Казахстане поставить на учет мы ее не сможем, потому что она 2006 года выпуска, а в Японии, где эту машину выпустили, нормы «Евро-4» были введены только в 2010 году. Что теперь делать не знаю.

Еще один автовладелец «Хонды» рассказывает, что сам ездил за машиной в Армению, для этого взял в кредит три миллиона тенге. Сейчас, чтобы поставить ее на учет нужно еще три миллиона тенге. Это равноценно тому, чтобы купить новый автомобиль в автосалоне.

– Если бы у меня были такие деньги, я бы так и сделал, – говорит автовладелец. – Но, к сожалению, такой возможности у меня нет. Я хочу жить по закону, но поставить на учет свой автомобиль за такие деньги тоже не могу. Полицейских я понимаю, есть водители, которые нарушают правила, причем нарушают их не только на армянских и киргизских машинах, но почему из-за них должны страдать все? Машину я оформил на себя, есть страховка, так что найти меня в случае нарушения правил дорожного движения несложно. Единственный выход – это разобрать машину на запчасти, но этого не хватит, чтобы закрыть кредит, тем более, чтобы купить нормальную машину в Казахстане.

Ситуация практически безвыходная. Чтобы поставить машину на учет в Казахстане, нужно отдать сумму, вдвое, а то и втрое превышающую стоимость самого автомобиля, иначе через пару дней эти авто окажутся вне закона. По словам некоторых автовладельцев выход из сложившейся ситуации есть. Достаточно сделать растаможку авто льготной, но лишь для тех, кто пригнал машину раньше, чтобы граждане не злоупотребляли доверием властей и разрешить эксплуатацию машин с прохождением техосмотра в Казахстане. Но как найти компромисс, похоже, пока не знают.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Кызылординские вести / Вторая полоса 27 февраль 2020 г. 487 0