• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВОДА – ЭТО ТОВАР, ЗА КОТОРЫЙ НАДО ПЛАТИТЬ

В последние дни на страничках социальных сетей в адрес ГКП «Қызылорда су жуйесі» выкладываются критические посты по поводу подачи питьевой воды и ее качества.

В самом деле, сегодня многие горожане жалуются на перебои в работе предприятия, которое не может в полной мере обеспечить население качественной питьевой водой. Чтобы разобраться в ситуации, решил побывать в офисе ГКП «Қызылорда су жуйесі». Объяснять директору суть визита не пришлось. Марат Жамиев сам намеревался прийти в редакцию и через СМИ рассказать горожанам о сложившейся ситуации с подачей воды.

— Действительно, как только наступает жаркий сезон, эта проблема становится наиболее актуальной, — подтвердил он. – Причина в том, что в летнее время года люди используют питьевую воду для полива садов и огородов, что приводит к возрастанию нагрузки на электрооборудование и выходу из строя насосов. Из-за самовольного подключения жителями города к сетям водопровода происходят перебои в снабжении питьевой водой, а это дополнительные потери. Как только такое происходит, в водопроводных кранах домов и квартир исчезает вода — людям ни попить, ни постирать, ни душ принять.

По этому поводу в диспетчерскую службу коммунального предприятия бесперебойно поступают звонки от населения. Особенно их много в жаркую погоду, когда в разы увеличивается потребление питьевой воды. Как говорит М.Жамиев, в зимнее время потребление воды в городе составляет 35-40 тысяч кубометров в сутки и этого вполне хватает для удовлетворения потребителей. Сейчас же, когда температура воздуха поднялась выше тридцати градусов, потребление живительной влаги превысило восемьдесят тысяч кубов в сутки. Что характерно, подаваемого на сегодня объема воды тем не менее не хватает, поскольку она в большей степени уходит все туда же – на полив. ГКП «Қызылорда су жуйесі» может дополнительно поднять объемы его подачи, но результат будет таким же.

По словам руководителя предприятия, такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока все потребители не будут использовать приборы учета воды, не заменят устаревшие, не пригодные для использования счетчики, а также бережно относиться к питьевой воде, экономя ее и своевременно оплачивая услуги за ее подачу.

На сегодня у ГКП «Қызылорда су жуйесі» 74000 абонентов, из них у более чем 11000 нет водомеров. Плюс ко всему у восьмидесяти процентов потребителей счетчики устарели, что также влияет на точность показателей. Вполне логично, что люди, не установившие приборы учета воды, будут транжирить ее в свое удовольствие, ничуть не беспокоясь об объемах ее потребления.

Наверняка многие из нас были свидетелями, как в вечернее время некоторые граждане обильно поливают водопроводной водой из шланга солидную площадь своей территории, а также проезжую часть и зеленые насаждения. Встречаются и такие хитрецы, которые проводят в свой дом дополнительную линию водопровода, скрытую от посторонних глаз. Понятно, что основная ветка на виду и как положено с водомером. Разумеется, сумма платежа по нему мизерная, так как большой забор воды проводится по теневому каналу. Также имеются факты перекрутки водомеров и искажения показаний счетчика. По словам директора городского водоканала, таких мошенников не раз выводили на чистую воду, штрафовали.

При нехитром подсчете и вправду становится жалко питьевую воду, которую так просто используют кто как пожелает. Тогда как тысячи добросовестных горожан, имеющих водомеры и исправно платящих за услуги, вынуждены большую часть суток оставаться без живительной влаги.

Конечно, меры по борьбе с расхитителями воды принимаются. Ежедневно в рейд выходят контролеры, которые обходят частный сектор буквально по домам. Однако не все хозяева домов откликаются на их просьбу сверить приборы учета. Некоторые просто прогоняют их, как непрошенных гостей, другие и вовсе не открывают двери.

Как сказал руководитель ГКП «Қызылорда су жуйесі», с увеличением забора воды возникла проблема с ее качеством. Вода из крана в отдельных частях города льется ржавая и мутная.

Дело в том, что из-за обильного потребления скорость воды в трубопроводах под большим давлением увеличивается. Такой напор взбучивает песок, некогда осевший на дне труб, и под давлением в таком мутном виде вода поступает потребителю. Здесь уже вина лежит на подрядчиках, проводивших прокладку водопровода, не соблюдая технологических требований.

Чтобы устранить этот пробел предприятием систематически проводится промывка, дезинфекция системы водопровода с дальнейшим выбросом мути из специально предусмотренных для таких целей точек.

Свою «ложку дегтя» в водную проблему добавляют неплатежи населения, что в свою очередь породило дополнительную головную боль для руководства предприятия. ГКП «Қызылорда су жуйесі» задолжало своим работникам заработную плату за два месяца.

– Если бы потребители добросовестно платили, то было бы гораздо меньше проблем, – говорит М. Жамиев. – Предприятие могло бы своевременно выплачивать зарплату своим сотрудникам. Необходимо покупать сырье, материалы, ГСМ и запчасти, оплачивать электроэнергию, налоги. А пока горожане не расплатятся со своими долгами, выправить ситуацию будет сложно.

На сегодня из числа абонентов лишь двадцать пять процентов платят за услуги исправно. Это люди, как правило, пенсионного возраста, работники бюджетных организаций. А долги населения ГКП «Қызылорда су жуйесі» превысили шестьсот миллионов тенге. Это достаточно большая сумма. Предприятию также задолжали юридические лица, их долг чуть менее сорока миллионов тенге.

Согласитесь, когда не хватает денежных средств, весьма сложно комплектовать и развивать основные фонды и выплачивать высокую зарплату. Все силы предприятия сегодня направлены на устранение недостатков. Главное, сбор денег за потребленную воду. Контролеры водоканала ежедневно обходят частный сектор, собирая данные со счетчиков, а где их нет, напоминают жителям о необходимости платить за потребленные услуги. Немало сил ГКП «Қызылорда су жуйесі» направляет на то, чтобы все потребители установили водомеры. Те же, кто не имеет возможности их поставить, заключают с предприятием договор на оплату норм водопотребления.

Автор этих строк не первый год освещает деятельность ГКП «Қызылорда су жуйесі». О работе предприятия приходилось писать еще с 2000 годов, когда водоканал находился в частных руках. С тех пор, как говорится, утекло немало воды. И разница между тем и нынешним положением предприятия, колоссальная.

Сейчас реконструировано более семидесяти процентов водопроводной сети города, проложены современные трубы из полиэтилена, которые не ржавеют. Существенные изменения произошли на головном водозаборе. Здесь все автоматизировано, вода проходит все стадии фильтрации, обеззараживания и соответствует ГОСТу 2874-82.

Что ж, действительно, в последние дни с водообеспечением были большие проблемы. Скажем, в залинейной части города вода появлялась только утром и ближе к полуночи. Безусловно, такие сбои доставляют немало хлопот. Поэтому будем надеяться, что ситуация разрешится положительным образом, а определенный круг кызылординцев проявят сознательность, чтобы остальные больше не испытывали таких трудностей. Что касается оплаты за услуги, то ряду предприятий и многим горожанам действительно пора уже бросать привычку не платить.

Канат ЖОЛДАСОВ

Кызылординские вести / Вторая полоса 30 май 2020 г. 576 0