• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Защищая права потребителей

25 июня 2020 года Глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Внесены изменения в 7 правовых актов, из которых 3 кодекса и 4 закона. Этот пакет поправок формировался на незыблемых ценностях ООН по вопросам защиты интересов потребителей.

Закон разработан в целях реализации 50 пункта Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Первого Президента РК, Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года и Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 года. Закон направлен на формирование эффективной системы защиты прав потребителей.

Введена трехступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей:

I уровень – предусматривает обращение потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией, и он вправе предложить решить вопрос в добровольном порядке или посредством досудебного урегулирования. Для этого в законе предусмотрены нормы, направленные на усиление роли неправительственных организаций, выступающих в качестве институтов досудебного рассмотрения споров. В частности, к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров отнесены институты медиации и арбитража, общественные объединения потребителей, а также саморегулируемые организации. Законом предусмотрена для продавца обязанность рассмотрения жалоб потребителей в установленные сроки.

II уровень – предусматривает обращение потребителя в уполномоченный орган, государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей с жалобой на продавца (изготовителя, исполнителя).

III уровень – предусматривает направление искового заявления в судебные органы. Таким образом, большая часть споров будет разрешена на первой ступени, то есть на стадии обсуждения с продавцом, что существенно повысит его ответственность.

Для дополнительной помощи решения проблем потребителей будет создана Единая информационная система приема жалоб по принципу «одного окна». Создание этой системы позволит сконцентрировать все меры защиты в одном месте, упростить процедуру подготовки жалобы и ее процесс направления в компетентные органы. Для удобства потребителей в системе будет размещен ряд типовых форм жалоб, которые будут зависеть от предмета спора и сферы услуг обращающихся.

В целях подготовки предложений и рекомендаций по проблемам защиты прав потребителей при Правительстве Республики Казахстан будет создан консультативно-совещательный орган – Межведомственный совет по защите прав потребителей.

Еще одно направление в Законе – это активное вовлечение и поддержка неправительственных организаций. В целях полноценного восстановления нарушенных прав субъекты досудебного урегулирования потребительских споров наделяются правом осуществлять компенсацию морального вреда при наличии согласия сторон. Объединения потребителей наделяются компетенцией по ведению общественного контроля. Также, за оказание представительских услуг и консультирование социально уязвимых слоев населения для получения ими бесплатной правовой защиты общественным объединениям потребителей будет предоставляться государственный социальный заказ.

В целом эти поправки позволят в ускоренном и детальном формате рассматривать жалобы и конфликтные ситуации потребителей.

Департамент по защите прав потребителей Кызылординской области Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан. Тел: 8(7242) 23-50-72, 23-50-66. Адрес: г.Кызылорда, проспект Абая, 52. Инстаграмм: dzppkyzylorda. Фейсбук: ДзппКызылорда
Кызылординские вести / Вторая полоса 17 сентябрь 2020 г. 288 0