• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БЕЗ МЕЧТЫ НЕ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК

Игорь ТИТЕНОК
Бакберген Досманбетов большинству кызылординцев, по крайней мере, тем, кому за двадцать лет, известен как аким Кызылорды. В бытность его градоначальником у нас стало легче дышать летом в жару – Бакберген Досманбетов за три года акиматства умудрился построить в Кызылорде девять фонтанов. Это больше, чем было сделано за 150 лет до него, и почти двадцать – после него. Как руководитель города он многое успел сделать и потому запомнился кызылординцам. Многим из нас кажется, что у руля городского хозяйства он был чуть ли не десять лет, но, оказывается, всего-то – в декабре 1996-го назначен акимом Кызылорды, а уже в 1999-ом избран в Сенат Парламента.
Годы, в которые сделано много добрых дел, кажутся долгими. Работа во власти как бы отодвинула ученого Досманбетова на второй план. Для многих из нас даже стало неожиданностью, что академики Национальной академии наук избрали его академиком. Причем на заседании отделения общественных и гуманитарных наук это было сделано единогласно, что в Национальной академии бывает далеко не всегда. Например, совсем недавно одного кандидата с очень сильным административным ресурсом академики на заседании отделения «тормознули» со счетом голосов 2:17.
Бакберген Досманбетов – автор более ста научных работ и учебных пособий, многие из которых до сих пор, как говорится, рабочие лошадки в своих дисциплинах.
Мы сидим в мини-ботаническом саду, который Бакберген Сарсенович создал перед своим домом. За спиной голубая ель, рядом сосна, за ними березы, над нами еще зеленые ягоды боярышника, а перед нами розы, кусты сирени. Такой же оазис, только с фонтанами, мой собеседник создал и перед университетом «Болашак». Начали наш разговор с вопроса, который, ну, нельзя было не задать.
– Как Вы пришли в науку? Что Вас туда затянуло?
– Затянули, заманили меня туда, наверное, скорые поезда. На станции Дерментобе, где я родился в далеком 1945 году, они, как правило, не останавливались и быстро пролетали в Москву или Алматы. Мой отец Сарсен Досманбетов работал на станции стрелочником. Он многому меня научил, поощрял мое любопытство, говорил, что, когда подрасту, то обязательно  поеду учиться в Москву. Так у меня появилась детская мечта учиться в столице тогда большого государства. Она сбылась. Я поступил в Московский инженерно-экономический институт имени Серго Орджоникидзе. Пока учился, он стал Институтом управления, потом  был преобразован в Государственную академию управления. У этого учебного заведения богатая история, которая началась еще в ХІХ веке с Александровского коммерческого училища Московского биржевого общества. У нас преподавали выдающиеся ученые, они зажигали в наших умах интерес к тем наукам, которые преподавали.
Институт я закончил по специальности «Экономика и организация управления строительством и городским хозяйством». Диплом столь авторитетного вуза позволил мне сразу стать вузовским преподавателем, и я два года читал лекции студентам нашего пединститута имени Н.В.Гоголя. Работа нравилась, но зарплата – не очень. Ставка молодого неостепененного преподавателя была 105 рублей в месяц. А вот если защитить кандидатскую диссертацию, то зарплата сразу устраивалась. Если честно признаться, меня, молодого, но уже семейного преподавателя, больше всего прельщало в  науке в тот момент именно это.
В то время, в начале семидесятых годов, путь в кандидаты наук был тернистым. Чаще всего надо было пройти очную аспирантуру, которую имели только университеты и очень значимые институты. И вот с 1973 года Бакберген Досманбетов опять в Москве –
учится в аспирантуре.
– Именно в это время я стал понимать, что такое заниматься наукой. Это и трудно, и увлекательно одновременно. Чаще всего я работал в знаменитой на весь мир библиотеке, как мы все ее тогда называли Ленинке. Казалось бы, книга – она и есть книга, а уж где ее читать – вопрос второстепенный. Однако это не так – атмосфера главной библиотеки Союза была, как в храме. Ее, кстати, так и называли – храм науки.
Старшие и опытные коллеги в пединституте «подсказывали» мне темы диссертаций, по которым и защититься легче, и оппонентов будет меньше, но мне хотелось и степень для зарплаты получить, и продвинуться в тех вопросах, которые изучал в институте. Еще, признаюсь, мне хотелось, чтобы моя работа была полезной, чтобы в результате моих  исследований можно было бы сформировать обоснованные рекомендации, применимые на практике. Поэтому тему выбрал трудную, но на тот момент очень значимую: «Методы планирования незавершенного строительного производства в строительных организациях Казахстана».
Тема кандидатской диссертации, специальность, полученная в институте управления, через годы сыграли в судьбе ученого удивительную роль. В 1976 году молодой кандидат наук возвращается в пединститут, работает старшим преподавателем, заведующим кафедрой, проректором. Публикует научные работы, учит студентов и делает это очень хорошо. В 1991  году, когда многое начало меняться, в том числе в управлении вузов, его избирают ректором института. Казалось бы,  такая должность неминуемо отодвинет на второй план, а то и третий занятие наукой – ведь руководитель вуза – это еще и хозяйственник, ежедневно решающий десятки больших и малых проблем, порой очень далеких от науки. Но Бакберген Досманбетов при этом прекрасно понимал, что как ректор должен быть примером для преподавателей именно как ученый, а не как ответственный за коммунально-бытовые условия для студентов и педагогов. И он начинает работу над докторской диссертацией. Проще было продолжить то, над чем он работал, готовя кандидатскую диссертацию, но он посчитал, что это будет неактуально в ситуации, которая была на тот момент. Его докторская диссертация – это научное исследование, которое помогает принять правильные решения по социально-экономическому развитию Казахстана. Как ученый, он понимал, что для решения таких задач чисто экономического подхода будет мало – нужно проводить исследования по проблемам народонаселения, социологии, трудовых ресурсов. Такой комплексный подход вылился в тему докторской диссертации «Статистическая оценка демографического и трудового потенциала Казахстана». Защитил эту научную работу он в Московском университете статистики и информатики.
Кстати, о ценности или, если хотите, научности той или иной диссертации можно судить, если на нее есть спрос спустя какое-то время. Так вот со дня защиты докторской диссертации Бакбергена Досманбетова прошло уже 23 года, а она до сих пор пользуется спросом на российском сайте «Библиотека диссертаций». Выводы, заключения, сделанные ученым в этой работе почти четверть века назад, не утратили своей актуальности и могут применяться сегодня для принятия глобальных решений  по социально-экономическому развитию страны.
Докторская диссертация получила свое развитие в других научных трудах Б. Досманбетова, его книгах, учебных и методических пособиях. Причем писал он как на русском, так и на казахском языках. Его книги не всегда писались  в расчете только на читателей в научном сообществе, доходчивое изложение многие из них сделало интересными  их для широкой публики.
Скорее всего, Бакберген Досманбетов, продолжая свою научную карьеру, уже давно бы стал академиком НАН, но в его судьбе случился крутой поворот, как сказал выше, связанный с его вузовской специальностью – В 1996 году, когда я был ректором Кызыл-Ординского гуманитарного университета, – вспоминает мой собеседник, – как-то ночью рабочие красили главный корпус нашего университета. Я находился там же. Ближе к полуночи, к автовышке, у которой я стою, подъехал аким области Бердибек Сапарбаев. Спрашивает, чего это я тут среди ночи ремонт затеял? Объяснил, что автовышек в городе всего пять, днем они заняты, вот на ночь и договорился. А на вопрос, почему сам тут работу организую, а не проректору поручил, ответил, что привык сам все контролировать. Поговорили еще пару минут, и  он попросил утром  к нему заглянуть.
Заглянул, а там, оказывается, руководителю области на меня, как водится, уже справочку подготовили. Глянул в нее аким, прочитал вслух название моей специальности «Экономика и организация управления строительством и городским хозяйством» и говорит:
– Так, Вы, уважаемый, на акима города учились, а скрывали это от нас. Мы тут специальную экономическую зону в Кызылорде создаем, так Вы нам как раз и нужны.
Работа ректора мне была понятна, занятие наукой было смыслом моей жизни, потому что мне это было очень интересно. Перспектива стать градоначальником меня абсолютно не прельщала, но открывающиеся возможности на практике реализовать некоторые свои научные идеи толкнули меня согласиться на это неожиданное предложение. Так я стал акимом города и одновременно председателем совета Кызылординской специальной экономической зоны.
Поход во власть для Бакбергена Досманбетова затянулся до 2011 года. В 1999 он был избран в Сенат Парламента Республики Казахстан, занимался там законотворчеством  три созыва.
Бакберген Досманбетов – автор более сотни научных трудов, пособий. Они все опубликованы в журналах, отдельными изданиями, но есть у него один научный труд, который «издан» в бетоне и стекле – это университет «Болашак». Среди частных региональных вузов страны он сегодня один из лучших, а по многим показателям просто первый.
– Как пришла Вам идея создать новый вуз в Кызылорде? – спрашиваю академика. И он, как всегда, открыто отвечает на вопрос.
– Не было у меня никаких идей по созданию частного вуза, более того, немало проработав ректором госвуза, я не видел перспектив того, что иная форма высшего образования составит конкуренцию существующей. Меня, как и с акиматством, уговорили на это. Мой товарищ, с которым учились в Москве, стал там ректором госвуза и уговорил меня на создание филиала в Кызылорде. Причем, этот филиал имел конкретную целевую аудиторию. Он создавался для того, чтобы офицеры, служащие на космодроме и массово на тот момент уходившие в запас, могли получить второе высшее образование. Позже законодательство нашей страны изменилось, создание филиалов российских вузов в Казахстане теперь регулировалось межгосударственными соглашениями. Другими словами, теперь Правительство решало, нужно ли Казахстану то или иное СП в области высшего образования. Перед нами было три варианта: готовить межправительственное соглашение по нашему филиалу, что, сами понимаете, нереально; закрыть филиал или зарегистрировать его как частный казахстанский вуз. У нас уже сложился преподавательский коллектив, была неплохая материальная база, и мы решили развиваться как частный вуз. Так возник университет «Болашак».
Сейчас в этом университете на дневном отделении учатся 4200 студентов, еще тысяча – на заочном. Профессорско-преподавательский состав – это более 250 квалифицированных педагогов, ученых. Всего зарплату в этом вузе получают почти четыреста человек. Одних только техничек сейчас шестьдесят. Университет занимает целый квартал. У него есть студенческое общежитие, отличный спортзал, оборудованные лаборатории и аудитории, даже агробиологический научный опытный центр на Жанадарье. И это все Бакбергена Досманбетова… не устраивает.
– Мне довелось побывать во многих всемирно известных университетах. Все они имеют свои кампусы – обособленную территорию или по-нашему студгородок, как, например, Казгуград. Моя давняя мечта, чтобы наш университет имел свой кампус: учебные корпуса, спортивный комплекс, общежития для студентов, многоквартирные дома для преподавателей, центр обслуживания студентов, торгово-развлекательный блок –  и все это в одном месте, в едином архитектурном ансамбле. И сегодня мечта моя воплощена в проекты, в реальные земельные участки и начинается стройка.
Аким области Крымбек Кушербаев сегодня  самым энергичным образом развивает  проект развития левобережной Кызылорды и потому оказывает  реальную поддержку инвесторам, которые реализуют здесь свои проекты. В таких условиях нам работать легче.
Мой собеседник показывает проект будущего кампуса университета «Болашак», объясняет, что, где, как будет строиться, из какого материала, какой высоты, ширины… Разворачивающаяся стройка полностью сегодня захватила Бакбергена Досманбетова. Проект действительно внушительный, в том числе по размерам: например, двенадцатиэтажная башня главного корпуса, которая подымется на левом берегу напротив ЦОНа, будет высотой почти пятьдесят метров.
По этому проекту предстоит решить много задач, выполнить колоссальный объем работы, но все, кто знает Бакбергена Досманбетова, не сомневаются, что он, как всегда, успешно справится с тем, что задумал. Он это умеет, он это много раз доказал. Прежде всего – себе.
Кызылординские вести / Третья полоса 15 июнь 2017 г. 1 520 0