ЕЩЕ РАЗ О ТАКСИ
Кирилл ДЕНИСОВ
Недавно служба государственных доходов Кызылорды провела очередной рейд, в ходе которого были выявлены сотни таксистов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без необходимых документов. Точных данных о количестве машин, разъезжающих по областному центру с «шашечками» на крышах, нет, но ясно одно – их множество.
Поток машин на улицах Кызыл-орды у местных жителей не вызывает никаких эмоций, зато многие приезжие удивляются тому, что у нас водитель каждого, пожалуй, второго автомобиля – таксист. Старенькие «гольфы», «бэшки», «ниссаны», «ауди», «мерседесы» и другие, списанные много лет назад на своей родине, у нас продолжают работать. Конечно, хорошо, когда можно легко и быстро поймать такси, договориться о цене и быстро оказаться в нужном месте, но всегда есть обратная сторона медали.
Таксисты у нас на каждой улице, во дворах, у магазинов, торговых центров, вокзалах… Хорошо, что сейчас частные извозчики освободили автобусные остановки, а на проспекте Жибек жолы появились знаки, запрещающие парковать автомобили. Многие помнят, как выстраивались разноцветные машины с «шашками» на одной из самых красивых и главных улиц города, вдоль которой расположены пятый корпус КГУ имени Коркыта ата, ОМЦ, диагностический центр, библиотека, поликлиника. Это затрудняло движение, обычные водители, приехавшие по своим делам, были вынуждены оставлять свои машины, где придется.
На таких стоянках у «бомбил» свои правила, навязываемые пассажирам. Почему, например, я не могу выбрать автомобиль большой и удобный, с кондиционером и чистым салоном, ведь он стоит передо мной? Всё потому что у них своя очередь, и большинство клиентов с этим давно смирилось, хотя если настаивать, то своего добиться всегда можно.
Пользуясь услугами, так сказать, уличных таксистов, пассажир не получает гарантий безопасности. Никто не знает, когда автомобиль в последний раз проходил технический осмотр, есть ли у водителя страховка на пассажиров, зарегистрирован ли он как индивидуальный предприниматель в налоговой. Случись в такой машине неприятный инцидент, и концов не найдешь. Поэтому лучше предупреждать близких о своем маршруте, в присутствии водителя передавать по телефону данные о транспортном средстве: цвет, марка автомобиля, госномер. Но даже в таком случае при утере ценных вещей, как правило, вряд ли таксист вернет пропажу.
Более организованно работают службы такси, которых в нашем городе, по данным сайта: vse-taxi.kz, девятнадцать, по факту же их около двадцати пяти. Консультант этого сайта на вопрос: «Есть ли единые требования, предъявляемые службами к владельцам автомобилей?», ответил, что каждая компания диктует водителям свои условия. В больших городах все уже привыкли к таким службам и в основном заказывают такси по телефону. У нас же население предпочитает поторговаться перед поездкой на улице.
В Кызылорде популярны компании «Жұлдыз», «Аңсар», «Комфорт», «Panda», «Delux», «Колесница». Практически все они работают через Интернет, некоторые же по старинке для связи с водителями используют рацию. Тариф за посадку начинается от трехсот тенге, на эти деньги пассажир проезжает два километра, дальше начинает работать таксометр, установленный в мобильном приложении, в среднем, пятьдесят тенге за километр. Есть компании с фиксированной платой, которую вам говорит диспетчер, принимающий заказы. Водители же перечисляют в компанию 10-12 процентов с каждого заказа либо платят за смену (12 часов) от пятисот тенге. Тут все зависит от класса автомобиля и рабочей группы, в которой он зарегистрирован.
Владельцы компаний требуют у своих водителей страховку на пассажиров, регистрируют их как официальных перевозчиков, проверяют техническое состояние, внешний и внутренний вид автомобиля, клиент вправе попросить дополнительные опции, за которые сам же заплатит и получит неплохой сервис. Машины обычно приезжают вовремя, потому что если водитель «продинамит» клиента, то ему грозит штраф. Постоянным клиентам службы дарят бонусы, которыми можно расплачиваться за поездки, но самое главное – есть связь с диспетчером, и информация о заказе сохраняется. При любом происшествии, пропаже вещей или плохом сервисе заказчик может позвонить в компанию и решить через нее возникшую проблему. В крайнем случае пассажир с данными о поездке может обратиться в суд, но руководители компаний стараются избегать таких случаев и решать конфликтные ситуации по взаимному согласию.
В службах такси работают водители, для которых перевозка пассажиров – основной заработок, а частные извозчики, у которых свои «пятаки» в районе, могут за целый день отвезти три-четыре клиента, остальное же время простоять на месте, создавая неудобства для других участников дорожного движения. Заработок у них небольшой, но и затраты на содержание автомобиля маленькие.
Машины, работающие в службах, почти не стоят на месте, и если те таксисты, кто проводит в тени у магазинов и домов основную часть рабочего дня, начнут больше ездить, то машин, припаркованных вдоль городских улиц и на стоянках, станет меньше.
По-любому выход уличных такси из «тени» в официальный бизнес выгоден пассажирам, бюджету и положительно повлияет на имидж города.